Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 44 (1338), 18.11.2016
Иван ЗЯЗЮН: "СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО ПОДХОДИТ И ПЕДАГОГИКЕ"
В 1987 году мне довелось беседовать с Иваном Зязюном - ректором Полтавского педагогического института, который в то время славился на весь Союз.
Иван Андреевич потом стал первым министром образования независимой Украины. На мой взгляд, многие мысли и идеи многоопытного педагога сохраняют свою актуальность и по сей день.
- Я вижу на вашем столе книгу Станиславского...
- А я давно уже задумывался о сходстве профессий учителя и актера. Не зря учительскую работу нередко называют "театром одного актера". Однако при всей схожести есть в этих профессиях и весьма существенные различия.
Дело в том, что те эмоции, которые должны воздействовать на зрителя, заключены в спектакле как бы вне зависимости от актера: его дело - точно донести идею автора, замысел постановщика. Тогда как для учителя каждый его "спектакль" - урок, всегда импровизация, всегда "езда в незнаемое". Ибо, какие неожиданности ни сулил бы предстоящий спектакль, можно достоверно предположить, что закончится он финальной репликой, финальной мизансценой. А вот каким окажется финал урока - на этот вопрос даже самый опытный педагог не отважится ответить с убежденностью.
- В театре подлинная импровизация - удел единиц, таких, как Михаил Чехов. А педагог - любой! - обязан уметь импровизировать, да еще по нескольку раз в день. Как же готовить таких "актеров", по какой системе?
- По системе Станиславского! Ведь в школе, как и в театре, происходит единение людей через чувство. Учителю, как и актеру, необходимо умение увлечь своими чувствами, эмоциями "зрителей" - учеников. Вся мировая педагогика - от Пифагора до Сухомлинского - только приближалась к разработке некоего свода правил, системы развития практических навыков на подсознательном, чувственном уровне. А Станиславский все это давно обосновал - применительно к воспитанию актера.
Система Станиславского - это наука о том, как, опираясь на объективные законы, растить, развивать, обогащать творческие способности человека, и притом не только сценические. В этом плане она вполне применима в педагогике. Ведь учитель, как и актер, должен владеть целым комплексом средств: голосом, речью, мимикой... Между прочим, Макаренко как-то признался, что ощутил себя педагогом лишь тогда, когда понял, что обычную фразу "иди сюда..." может произнести с 17 различными оттенками!
- Если я вас правильно понял, то вполне реально создать систему, позволяющую подготовить по-настоящему хорошего учителя?
- Я хотел бы сделать одно существенное уточнение. Станиславский не раз говорил, что свою систему он не выдумал, а "подсмотрел" у великих актеров, ибо каждый крупный актер сам по себе есть "система". Точно так же и в педагогике. Каждый талантливый педагог, по-настоящему творчески подходящий к делу, рано или поздно создает свою "систему". И не должно быть спора о том, чья система - Ильина, Шаталова или Амонашвили - лучше: каждая из них позволяет привить ребенку знания и гражданские качества.
Станиславский утверждал, что задача его системы - помочь способному человеку стать хорошим актером, мастером своего дела. Наша задача - в известном смысле - та же. Педагогика - профессия массовая, и нереально надеяться на то, что абсолютно все учителя могут быть творцами, изобретателями. Но владеть профессией, знать ее секреты и уметь их использовать должны все. Наша цель - подготовить будущего учителя выше уровня посредственности.
- А не занижаете ли вы планку? Столько говорится о "священной миссии" учителя, и вдруг: "выше уровня посредственности"?..
- Я убежден, что в любом педагогическом коллективе найдутся один-два учителя-творца. А вот если остальные - "воспитанные посредственности" - не будут им мешать, а наоборот, радоваться, что работают с такими людьми, это уже будет великое дело.
Ведь что сейчас происходит в школе? Уровень большинства наших педагогов крайне низок, к великому прискорбию. И талант им - что бельмо в глазу. Вот и идет такая посредственность - "невоспитанная"! - в атаку на талантливого человека, стремясь его любой ценой дискредитировать, уничтожить. Мы же знаем, как уничтожали Макаренко, Сухомлинского?! И разве сейчас не видим, как несладко приходится педагогам-новаторам?
Между тем - и это мое глубочайшее убеждение - наше нынешнее состояние дел в государстве, наше драматическое отставание во многих областях - во многом следствие того, что в школах работает слишком мало талантливых людей. Это крайне отрицательно сказывается на умственном потенциале всего нашего общества.
К величайшему сожалению, реальная ситуация такова, что со сложившимся стереотипом учительства можно не соглашаться, но изменить его в ближайшее время невозможно. Для этого нужны годы и годы. Педагогика - такая профессия, что ошибка в ней может быть исправлена только лишь спустя десятилетия. Трагичность ситуации усугубляется тем, что эта ошибка немедленно повторяется в учащихся и начинает множить себя, так сказать, в геометрической прогрессии.
Что же делать? Предоставить творческим людям возможность реализовать себя в школе. Изжить причины торможения их творческого потенциала. Я глубоко убежден, что творческую функцию учительства, воспитания должен нести сам учитель.
А сколько сегодня над учителем "надсмотрщиков"?! Директор, районо, гороно, облоно... И каждая инстанция считает своим долгом что-то указать, поправить. Администраторы сплошь и рядом вмешиваются в творчество, а это недопустимо.
- И как в этих условиях добиться того, чтобы молодые, полные замыслов и энергии люди не уходили из школы по причине активного противодействия их намерениям?
- Настоящий учитель не должен вникать во всякого рода внеурочные моменты, как бы больно они его не задевали. Это все - преходящее. Неизменной остается лишь задача воспитания. И надо, идя на урок, забыть обо всем плохом, никчемном, пустом, ибо педагогика держится исключительно на положительных эмоциях.
И еще об одном хочу сказать молодым учителям. Постарайтесь уже сейчас искать и воспитывать будущих педагогов, тех, которые в скором времени смогут стать вашими коллегами, товарищами, союзниками.
- Но как распознать потенциального педагога? С какого возраста нужно начинать эти поиски?
- Буквально с первого класса. И это не красивая фраза. Известна мысль Толстого, что характер человека формируется до пяти лет. Уже в столь раннем возрасте можно выявить наклонности человека, его предрасположенность к той или иной профессии. Между прочим, в Америке и в Японии это поняли уже давно. Когда возникла необходимость в распространении компьютеров, детей начали обучать едва ли не с детского сада, платили педагогам немалые деньги, чтобы впоследствии иметь возможность выбора будущих специалистов. Зря, что ли, возникло такое явление, как компьютерные игры?!
Мы в институте поиск и подготовку будущих учителей начинаем с 7-го класса. А всех десятиклассников принимаем на факультет будущего учителя. Как правило, через 8-10 занятий выявляется: есть ли у человека педагогические задатки или нет.
- Получается так, что вступительные экзамены вам и не нужны?
- Думаю, что с помощью современной системы экзаменов выявить творческого человека невозможно. Лет 10-15 тому назад мы выявили, что свыше 60 % студентов к работе в школе не подготовлены. А ведь тогда еще были конкурсы. Сейчас конкурсы упали и, судя по демографической ситуации, изменений в ближайшие годы не предвидится. Мне кажется, что при хорошо поставленной работе по профотбору достаточно собеседования.
- Вот я вижу у вас на столе еще и книгу Марии Кнебель "Поэзия педагогики". Интересно, как вы понимаете это выражение?
- В педагогике должен царить дух положительной чувственности. Чтобы учителю и ученикам было взаимно приятно обучение. Чтобы была радость от общения. Чтобы постоянно хотелось друг друга видеть, учить и учиться. Вот все это, вместе взятое, и есть, по-моему, поэзия педагогики, педагогическая поэма и все остальное.