Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 44 (1091)
18.11.2011
НОВОСТИ
Культура
Новые имена
Море
Дела и люди
16-я полоса
Криминал
Футбол
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 44 (1091), 18.11.2011

КАПИТАНЫ НЕ ЗНАЮТ ПОКОЯ

За 20 лет Ассоциация морских капитанов Одессы (АМКО) добилась большого авторитета в профессиональных кругах за счёт взвешенной и аргументированной позиции по многим вопросам.

Поднимаем престиж

Сегодня ассоциация капитанов Одессы насчитывает более 250 активных моряков, имеющих огромный опыт судовождения. А всего выдано уже около 800 удостоверений. Президент ассоциации Анатолий Лапин объединяет усилия для достижения высокого уровня безопасности мореплавання, поднимая престиж и профессионализм украинских капитанов.


Безусловно, одним из главных направлений в работе ассоциации является профессиональная поддержка и защита капитанов.

- Сегодня АМКО является коллективным членом Международной федерации ассоциации морских капитанов и принимает активное участие в обсуждениях перспектив развития морского судоходства в мире и престижности морской профессии на международных морских ассамблеях, - рассказал капитан дальнего плавания Вадим Щиплецов. - Недавно в Бельгии организовалось страховое общество, которое хочет взять обязанности защиты капитанов перед портовыми властями и судовладельцами. Конечно, будут определенные взносы. И если случится коллизия, которая подлежит страховому случаю, готовы выплатить до 1 млн евро. Это один из лучших вариантов соцзащиты для наших капитанов.

В ассоциации реально помогают решить проблемы с невыплатой зарплаты, задолженностями судовладельцев.

Молодым открыта дорога

В ассоциации поддерживают молодежь, дают дорогу.

- Молодые капитаны имеют возможность общаться с опытными наставниками, - отметил член правления, капитан дальнего плавания Анатолий Задорожный. - Решать сложные ситуации, советоваться. Также мы пишем и издаем учебники, у нас есть необходимая литература для подготовки моряков. В то же время главным в нашей деятельности является обеспечение безопасности мореплавания.

Сегодня Ассоциация капитанов Одессы шефствует над воссозданной флотилией моряков, проводит подготовку будущих капитанов.

- При ассоциации создан союз потенциальных капитанов, в который принимаются курсанты и штурманы, - рассказал ответственный по работе с молодежью Вячеслав Белоус. - Проводим дополнительные занятия, помогаем овладеть необходимыми знаниями. Для флотилии юных моряков составили программу обучения, работаем над составлением учебника. Хотим взять лицензию на право выдачи свидетельства яхтенного рулевого 2-3-го классов. Во флотилии будут готовить юнг, а мы снабдим их необходимыми документами.

Кипяток - средство против пиратов

На заседании ассоциации мы встретились с капитаном дальнего плавания Петром Петровичем Кравцом, отдавшим морю полвека. Он с удовольствием поделился своим опытом.

- Чтобы идти в моряки, у человека должно быть призвание. И заранее нужно быть готовым к серьезным жизненным испытаниям, я бы даже сказал, смертельно опасным ситуациям. Сам я начал мечтать о море лет с 14. Когда началась война, нас, мальчишек, не брали добровольцами. В 15 лет я все-таки отпросился у матери и уехал во Владивосток, чтобы попасть во флот. В 1943-45 гг. проплавал юнгой, наводчиком и стрелком на судах действующего флота. После войны получил морское образование в Одессе. Каждый год повышал звание. И в 1960 году стал капитаном. Работал на пассажирских судах, танкерах, балкерах. Участвовал в спецрейсах в Ливию, Сирию. Не раз попадал в сложные ситуации. Когда захватили пароход "Туапсе", тоже имел неприятную ситуацию. За нами гонялись на катерах. Но мы были быстроходнее, и нам удалось уйти в океан. Был у меня случай, когда в Красном море получил телеграмму. Капитан судна отказался спасать людей в Эфиопском Сомали, когда там происходили военные действия. Мы пошли туда и исполнили свой долг.

Чем увереннее себя чувствуешь, тем больше шансов на победу, - считает капитан Петр Петрович Кравец. - Всегда знаешь, что на тебе огромная ответственность за людей. И понимаешь, что, кроме тебя, никто ничего не решит. У меня был случай, когда ничего не оставалось, как действовать быстро и правильно. Мы шли в тропиках, была хорошая погода. Открыли иллюминатор, спокойная ночь. Только задремал, вдруг звонок - вахтенный просит на мостик подняться. Выскочил, поднимаюсь на мостик. У вахтенного руки трясутся. Посмотрел, а вокруг море огней, мы забрались в самую гущу сетей. Буйки с огоньками до самого горизонта. А мы несемся полным ходом, разворачивать некогда. И я решил посредине пройти. Одну, вторую, третью пересекли. И вдруг прямо перед нами зажигаются огни, и маленький сейнер прямо по курсу. Вахтенный уже сам с интересом на меня смотрит. Я понимаю, что на полном ходу судно не остановишь. Полетят цилиндры. Дал правый борт. В общем, успели повернуть. Хотел осветить сейнер прожектором, но он уже потух. Мы тогда поняли, что это браконьеры без лицензии ловят.

В наше время были и нападения пиратов. В Малайзии было много случаев, когда грабили суда. Впрочем, пираты боялись коммунистов. В конце 80-х плавал на контейнеровозах на линии Гамбург-Гонконг. Мы зашли в пролив Пинанг (Китай). Стояли на рейде. Тут подходит к нам катер с вооруженными людьми. Я сначала принял их за таможенников. Главарь приказал показать мне груз. Мы везли электронику. На меня навели автоматы. Тогда я сказал, что мы из Советского Союза, показал на флаг. И они вдруг быстро свернулись и ретировались. Такая сила была СССР.

В то же время в борьбе с пиратами у нас была своя методика. При проходе через опасные места, где грабили, заготавливали кипяток, чтобы лить на голову нападающим. Освещали прожекторами. И никто никогда не нападал. Впервые кипяток использовал знаменитый одесский капитан Соляник в боях с японцами. За что получил орден - сумел отбить атаку. Но в то же время ему дали строгий выговор за то, что заставил команду матерно выражаться по-японски об императоре. А это, между прочим, явилось верным психологическим оружием. Японцы не выдерживали такого позора и отступали.

Ассоциация капитанов в Одессе сегодня - действенная общественная организация. В составе АМКО функционируют экспертно- консультационный совет, который даёт компетентные экспертные заключения по запросам административных, хозяйственных и правоохранительных органов в случаях, связанных с судовождением, когда существует необходимость выяснить причины и обстоятельства случаев ЧП. Опытные капитаны, члены АМКО, издают морской журнал "SEA REVIEW", учебники для судоводителей, пишут книги о море, стихи, картины, которые пользуются популярностью. При этом вся деятельность ассоциации проводится под девизом "Единство безопасности на море", что самое главное для жизни и здоровья моряка, а тем более капитана.

Материалы полосы подготовила
Инна ИЩУК.

Фото автора.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.