Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. О. Жмура

Номер 43 (686)
07.11.2003
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 43 (686), 07.11.2003

РАБЫНИ ИЗ АУРЫ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Не каждый фестивальный просмотр фильмов в к/т "Одесса" знаменуется пресс-конференцией с высокими лицами.

Причина такого представительного кворума крылась не только в высоких художественных достоинствах кинолент Мудиссона (картины ведь говорят сами за себя), а в социальной значимости последнего фильма Мудиссона "ЛИЛЯ НАВСЕГДА". (Об этом наши читатели смогли прочитать в статье "Благородная миссия".)

Разговыор об этом фильме как о художественном произведении большой, поэтому его мы оставим под конец этой информации, а сейчас вкратце об остальных двух фильмах.

Один из них "Покажи мне любовь" – это практически кинодебют Мудиссона (до него был лишь короткометражный фильм). Картина завоевала множество призов, в т.ч. приз за лучший полнометражный фильм на Киевском международном кинофестивале "Молодость" в 1999 г. и высокую оценку Ингмара Бергмана. А также приз от сексуальных меньшинств. Однако самое скандальное, что есть в этом фильме, – это его название. Уступив свои позиции, как самое-самое сексуально откровенное кино, Швеция наверстывает упущенное в названии. Не во всех странах его решаются перевести дословно. "Покажи мне любовь" – у нас, "Медвежий поцелуй" – уж не помню где, "Проклятый Амол" – это наиболее близкий к смыслу названия вариант мудиссоновокого "Fucking Amol".

А Амол – это всего лишь маленький городишко, где изнывает от скуки и однообразия жизни молодежь. От тоски подростки пытаются казаться взрослее и искушеннее, чем они есть. Приписывают друг другу и себе "взрослые извращения". А на поверку оказывается, что-то, что они называют лесбиянством, оказывается обыкновенной девчоночной дружбой, стремлением избавиться от одиночества и понятным желанием подружиться с самой яркой девчонкой в классе. Многим, в том числе и мне, фильм показался несколько затянутым, скучноватым. Но все это оступает перед последними кадрами. Выдержав натиск одноклассников и учителей, атакующих дверь туалета, где спрятались, чтобы выяснить отношения героини фильма, девочки демонстративно выходят вместе, взявшись за руки, и гордо проходят через толпу шокированных сверстников. А придя домой, всего лишь пьют шоколадный коктейль, рассуждая о лучшем рецепте его приготовления.

Еще один фильм Лукаса Мудиссона "Вместе" по духу напоминает "Проклятый Амол". Только вместо заштатного Амола действие происходит в одной пока еще уцелевшей коммуне. Когда выясняется, что все наносное, что было в психологии и быте этой (как и в других) коммуны уходит, то остаются простые человеческие отношения, и оказывается, что главное – это быть вместе. А уходят декларации о свободной любви, которые для одних оборачиваются развратом, а для других – болью. Уходит снобистское отношение к "коммунарам", уходят, наконец, идиотские революционно-ленинские нормы жизни, противоречащие всякому здравому смыслу.

Финал так же очарователен, как в "Проклятом Амоле". Оставшиеся вместе люди с первобытной, не замутненной никакими психологическими вывертами радостью играют в футбол и барахтаются в чистом, символически белом снегу.

Кинофильм "Лиля навсегда" может дать фору хичкоковским ужастикам. Картина это о судьбе советской девочки, попавшей в сексуальное рабство из ужасов нищенского быта маленького советского городка в рай благополучной, но равнодушной и жестокой Швеции.

Кстати, в передаче "Моя семья" 21 октября из уст одной из участниц передачи прозвучала страшная история о дочери, попавшей в качестве секс-рабыни в Турцию. Даже если смотреть скептически на душевные стриптизы в этой и ей подобных передачах, то рассказ звучит весьма правдоподобно и впечатляюще.

Фильм "Лиля навсегда" куплен и поступит в прокат. В нем главную роль сыграла талантливая московская школьница Оксана АКИНШИНА (фильмы "Сестры", "В движении"). Ее одиннадцатилетнего друга играет Артем Богучарский. Номинировавшаяся на "Оскар-2003" картина поставлена и снята блестяще. Огромное впечатление производят кадры ночного города. Буквально преследует воображение эпизод, когда брошенная развратной, эгоистичной матерью, укатившей вместе с новым мужем в США, Лиля падает в грязь и стоит в ней на коленях, протягивая руки вслед отъехавшей машине; к ней подходит бродячая собака и равнодушно отходит. Этот эпизод – концентрированная дальнейшая судьба 16-летней девочки.

Вообще, слово "концентрированный, концентрация" могут не раз прозвучать в разговоре о фильме "Лиля навсегда". Весь быт в маленьком советском городишке – это концентрированное зло. Кстати, то ли по незнанию некоторых специфических для советских времен деталей быта, то ли потому, что сам Мудиссон считал, что действие могло бы разворачиваться в любом другом городке любой другой страны, но есть бросающиеся в глаза накладки. Хождение крон вместо рублей, полиция вместо милиции, незнание функций некоторых служб (в советское время невозможно было без реакции соответствующих структур бросить школу) и т.д. А в общем, все это большого значения для художественных достоинств фильма не имеет.

Если говорить о концентрации, то все зло в самой Швеции сконцентрировано в рычащих, сопящих, хрюкающих отвратительных, брутальных мужиках, в лапы которых попадает девочка. И из лап которых ей удается вырваться лишь чудом. Финал фильма трагичен. Не видя ниоткуда помощи, Лиля кончает жизнь самоубийством.

Хотелось бы, чтобы эта картина смогла стать предостережением молодым девушкам. А как любое высокохудожественное произведение, фильм вполне таким грозным предостережением может стать.

Елена КОЛТУНОВА.

На фото: кадр из фильма "Лиля навсегда".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.