Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 36 (1083), 23.09.2011
МАСТИТЫЕ И ЮНЫЕ В ПОТОКЕ "НЕПРЕРЫВНОСТИ"...
Музей современного искусства Одессы (Сабанский переулок,
4а) порадовал выставочным проектом "Непрерывность", посвященным
Дню города. Разновозрастный состав участников, разновозрастные
посетители - вот вам и непрерывность во всей красе! В трех
залах развернулась выставка классической живописи 50-70-х годов
XX века, которая послужила рывком из пут соцреализма, позвала к
дальнейшим открытиям, предвосхитила новые жанры. Для выставки
"Одесская классика" картины предоставили коллекционеры. Более
60 работ Александра Ацманчука, Михаила Божия, Виктора
Жураковского и других мастеров, смотрятся в музее современного
искусства весьма органично.
Заместитель директора Одесского художественного музея
Виталий Абрамов напомнил:
- Эти художники творили в годы, когда еще умели писать
картины. Сегодня стало хорошим тоном обгаживать наше общее
прошлое, характеризовать его как мрачное, серое, но и в те
времена было счастье бытия, светило солнце, люди радовались
жизни. Одесские художники были счастливы, когда писали эти
работы, которыми мы любуемся сегодня.
Рядом с пейзажами Адольфа Лозы красуются величественные виды
Одесского порта кисти Виктора Власова, дачные натюрморты
Альбина Гавдзинского с обилием арбузов и дынь оттеняются
раскованными жанровыми сценками Станислава Сычева, и все это
так разнообразно, такую гордость за земляков вызывает.
- Мы, как всегда, ко Дню города постарались придумать что-то
особенное, - прокомментировал событие директор МСИО Семен
Кантор. - А это непросто. Одесса вроде бы и молодой, и
динамичный город, однако достаточно консервативный и
традиционный. Но если во многих городах музеи современного
искусства возникают как ультрасовременные здания из стекла и
бетона, наполненные работами художников, не имеющих никакого
отношения к данным городам, то это можно расценить как
маркетинговый ход для привлечения туристов. Одесса имеет своих
художников. Я смею утверждать, если работы большинства молодых
одесских художников показать вдали от родного города, все равно
скажут: "Наверное, это одесская школа!"
Стоит чуть углубиться в музейные залы, и возникает иное
выставочное пространство, совместная выставка двух молодых
художниц, получившая название "Начало". Александра Кадзевич и
Анна Русакова - очень разные по манере письма и мироощущению,
первая - истинный живописец, вторая - яркий график, остающийся
таковым и тогда, когда работает маслом. Сашина живопись
"подана" в отдельном зале под названием "Олеши, 10" - тут
обладающие истинно одесским колоритом натюрморты и пейзажи
дополнены элементами коллажа, пространство проинсталлировано
старинными предметами, чего стоит трогательный "бабушкин
сундук"... Саша любит дополнять живопись фрагментами старых
газет, открыток, нотных листов, и это у нее получается
удивительно к месту, со вкусом. Не прерываются традиции,
сохраняется бережное отношение к прошлому и делаются шаги в
будущее. Александра Кадзевич одержала победу в 2010 году на
Первом конкурсе молодых художников Одессы, проведенном в МСИО,
причем одной из наград конкурса как раз было право на
проведение персональной выставки в музее.
"Наш маленький Гуггенхайм" - так называют музейщики
пространство у лестницы, где экспонируют работы самых молодых,
именно здесь и можно увидеть работы Анны Русаковой,
объединенные названием "Структурный анализ". Анна -
иллюстратор, широко известный в Сети, весьма красивая,
позитивная и обаятельная девушка, чьи произведения заслуженно
пользовались успехом в петербургских галереях. Ее картины
посвящены анализу известных понятий и явлений ("Леди Годива",
"Салат греческий", "Кулак обезьяны", "Мандала добра", "Секрет
неваляшки"), испещрены забавными надписями, которые сами по
себе остроумны, да еще и сделаны красивейшим бисерным почерком,
возле этих работ надо думать, проводить как можно больше
времени, получая при этом удовольствие.
Говоря о непрерывности одесских традиций, легко проследить
влияние на Сашу Кадзевич Валентина Хруща и Юрия Плисса.
Композиции же Ани Русаковой, при всей их нарядной
декоративности, корнями уходят в одесский концептуализм с его
вечными попытками соединить в одном пространстве изображение и
текст. Впрочем, проект будет работать вплоть до 11 октября -
идите и смотрите!