+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 35 (1082), 16.09.2011 ПОСТРОЕНЫ В XIX СТОЛЕТИИНаряду с творениями Тома де Томона, Ф. К. Боффо есть в городе памятники той же поры, менее прославленные, но сохранившие в себе лучшие черты архитектурного стиля минувшей эпохи. К ним прежде всего относится воздвигнутое в 1827 году по проекту неизвестного архитектора здание на улице Канатной, 23. Огромное трехэтажное сооружение (памятник классицизма) - протяженностью около 150 метров было построено помещиком Сабанским в 1827 году как складское здание, предназначенное для хранения зерна. Одесса в тот период - крупнейший экспортер хлеба. Для города были весьма характерны постройки для этой цели, так называемые магазины. Сначала их строили одноэтажными, позднее - в 2-3 этажа. Из числа сохранившихся до сих пор амбар польского графа Сабанского вызывает наибольший интерес. Постройка имеет три высоких этажа и обширные подвалы. Здание напоминает скорее дворец, чем склад. Чтобы нарушить монотонность фасада, автор расчленил его тремя портиками, поставив трехчетвертные колонны ионического ордена на высокие пьедесталы, доходящие до уровня второго этажа. Окна второго и третьего этажей обрамлены наличниками и сандриками. Фасад здания прост, ясен и отличается четкостью архитектурного замысла. К сожалению, сплошная застройка на противоположной стороне узкой Канатной улицы не позволяет видеть здание в целом. На улице Садовой архитектурным объектом № 1 является здание главного почтамта, построенное в 1902-1903 годах по проекту петербургского архитектора Харламова. Оно представляет собой образец того архитектурного эклетизма, который так широко развился в конце XIX века. В стремлении к созданию эффекта монументальности зодчий перегружает фасад здания арками, тяжелыми карнизами, лоджиями, что делает его несколько громоздким. Но интерьеры здания (и в этом его достоинство) отвечают своему функциональному назначению. Основным помещением главпочтамта является грандиозный операционный зал высотой в три этажа, перекрытый потолком из матового стекла. Внутренние помещения расположены вокруг операционного зала, обширны, залиты светом. Здание было разрушено во время Великой Отечественной войны и восстановлено в 1963 году. Недалеко от главпочтамта, в начале улицы Дворянской, выделяется своей монументальностью главный корпус Одесского национального университета имени И. И. Мечникова. Здание построено по проекту архитектора А. Шашина в 1853-1857 годах. В его центре - вход, подчеркнутый широкой лестницей, ведущей в просторный вестибюль. В отделке интерьеров зодчим применены сводчатые перекрытия, которые используются как элементы декора. На углу Дерибасовской и Садовой, рядом с домом Руссова, находится пятиэтажный дом Либмана, исполненный по проекту архитектора Э. Я. Меснера. Здание снизу доверху декорировано лепниной, скульптурами, вазами, медальонами. На первом этаже находится сберкасса. По обе стороны центрального входа с угла здания - два изящных фонаря на кронштейнах в виде женских фигур. Очень красив архитектурный облик улицы Гоголя. Она начинаемся Домом народного творчества (бывший Шахский дворец). Здание, возвышающееся над обрывом, прекрасно смотрится со стороны моря. Оно сооружено в 1858 году архитектором Ф. В. Гонсиоровским, стремившимся передать в этой постройке дух средневековых английских замков, с их неприступными башнями, бойницами вместо окон, с зубчатыми стенами, со стрельчатыми арками, с внутренними двориками. Дворец принадлежал крупному польскому магнату Бржозовскому. В 1909 году владелец уступил свой дворец городу. В том же году свергнутый революцией с трона иранский шах Мохаммед Али бежал в царскую Россию и поселился в Одессе, взяв в аренду дворец. В архитектуре все явственней проступают черты эклектики. Однако и в те времена зодчие Одессы создают значительные и интересные по своей архитектуре сооружения. Таковы комплекс зданий Одесского медицинского университета (архитектор Н. К. Толвинский), Оперный театр. В 1873 году сгорел старый Одесский театр, построенный по проекту Тома де Томона. Проект нового здания был выполнен венскими архитекторами Ф. Фельнером и Г. Гельмером, его закладка состоялась в 1883 году, а открытие - в октябре 1887 года. Новое здание полукруглой формы. Главный фасад, обращенный к улице Ришельевской, украшен необычного вида двухъярусным портиком с лоджиями и скульптурами древнегреческих богинь - покровительниц театра. По боковым сторонам пристроены невысокие одноэтажные портики с арочными проемами, используемые в качестве запасных выходов. Внешняя архитектура театра интерпретирована в духе венского барокко. Фасады театра украшены лоджиями, балконами, парными колоннами, круглыми нишами, где установлены бюсты Глинки, Пушкина, Гоголя и Грибоедова. Отделка интерьеров театра поражает великолепием, тонкой прорисовкой деталей, применением ценных материалов, лепкой и позолотой. Очень красив потолок зрительного зала с подвешенной к нему огромной люстрой. Центральную часть потолка украшают четыре живописных панно на темы шекспировских произведений. Фойе театра размещены поэтажно, они полукольцом обрамляют зрительный зал и имеют выходы на главные и второстепенные лестницы. Сцена с плунжерным устройством и другими техническими приспособлениями вполне отвечает современным требованиям. Можно назвать еще много небезынтересных по архитектуре построек, таких, как здание публичной библиотеки (ныне - ОГНБ им. Горького) архитектор Ф. П. Неструх, здание Пассажа (архитекторы Л. Л. Влодек и Т. Л. Фишель), здание Украинского музыкально-драматического театра имени В. Василько (архитектор С. А. Ландесман), дом на Гоголя, 5 (с атлантами), архитектор Л. Л. Влодек и др. Все они сооружены на рубеже XIX-XX веков и сохранились до нашего времени без изменений. Феликс КАМЕНЕЦКИЙ. Фото Аркадия РЫБАКА.
|
|
|||||||||||||||
|