+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 32 (1129), 31.08.2012 СЕРВИЗ ВМЕСТО ЛИЦЕЯВ Одесском историко-краеведческом музее хранится фарфоровый сервиз для кофе с золотым покрытием, изготовленный в 1817 году. Ценность этого сервиза не только в том, что он изготовлен на знаменитой Севрской мануфактуре, одной из самых известных в мире. Правду говоря, сервизу одесского музея вообще нет цены. Потому что здание, изображенное на кофейнике, молочнике и чашках, - единственное свидетельство неосуществленного проекта прославленного французского архитектора Огюста де Монферрана - дома для Ришельевского лицея. Монферран знаменит прежде всего своими постройками в Санкт- Петербурге - Исаакиевским собором и Александрийской колонной. Он был придворным архитектором, и неудивительно, что именно его одесский градоначальник Ланжерон выбрал для разработки проекта Ришельевского лицея. Монферран разработал величественную композицию учебного заведения с четким разделением на учебные и жилые корпуса. Отдельно выделялись в проекте парковые участки, которые сейчас принято именовать "зонами рекреации", а тогда именовали более громко: "Сады лицея". Этот комплекс должны были построить в районе нынешнего парка им. Т. Г. Шевченко - тогда это место считалось "за пределами города". Монферран разработал несколько вариантов проекта, прежде чем один из них был одобрен. Однако смета оказалась для города "неподъемной". Проект опередил свое время. Лет через 10-15 его, наверное, удалось бы реализовать, но в 1817 году режим "порто- франко" еще находился в стадии согласования, а практика "субвенций" тогда еще не была распространена. Поэтому городская власть пошла простым путем: под лицей были приспособлены помещения Благородного института. Современные ученые высоко оценивают проект Ришельевского лицея. Так, В. Шуйский в основательном исследовании пишет, что, создавая этот проект, Монферран "показал себя зрелым художником, который прекрасно усвоил уроки Французской академии, которая в то время считалась самым передовым учебным заведением Европы, где обучали профессии архитектора". И если бы замысел Монферрана осуществился, здание лицея могло бы стать такой же достопримечательностью города, как памятник человеку, имя которого гордо носит это учебное заведение. Но, как говорится, не судьба... Зато в Северной Пальмире - в отличие от Южной - ему удалось создать несколько шедевров, которые стали символами "града Петрова". В столице не было проблем с финансированием. Так, Исаакиевский собор обошелся казне в фантастическую по тем временам сумму в 23 миллиона рублей; считается, что собор стал самим дорогим в России сооружением 19-го столетия. Прославился Монферран и тем, что именно по его проекту был поднят с земли и поставлен на твердую почву знаменитый "Царь-Колокол" Московского Кремля. Говорят, что собор строился так долго, потому что его создателю предрекали смерть после окончания строительства. Так оно и случилось. Но причиной послужила не мистика, а гордыня мастера. Дело в том, что в скульптурном декоре собора есть группа святых, которые, кланяясь, приветствуют появление Исаакия Далматского. Среди этих святых Монферран изобразил самого себя с моделью собора в руках. Причем он оказался единственным, кто стоит с высоко поднятой головой (все другие святые свои головы опустили). Нетрудно понять, почему архитектор сделал именно так: ведь в противном случае его лица просто не было бы видно. Но нашлись "доброжелатели", которые во время торжественного освящения собора обратили внимание императора Александра Второго именно на этот декор. Государя это очень расстроило, но он ничего не сказал архитектору, только, проходя мимо, даже не посмотрел в его сторону. Такого афронта старый мастер, который уже успел привыкнуть к неизменным похвалам и царской привязанности, явно не ожидал. И сердце не выдержало. Прямо во время церемонии ему стало плохо, и через месяц он умер. Но вернемся к одесскому сервизу Его историю исследовала директор историко-краеведческого музея В. Солодова. Много лет этот раритет считался украшением Музея изящных искусств, который с 1865 по 1923 гг. существовал при Новороссийском (Одесском) университете (напомним: это учебное заведение было создано именно на базе Ришельевского лицея). Туда он попал от преподавателя Херсонской гимназии С. Белого. А потом оказался там, где хранится до сих пор. Это, пожалуй, уникальный случай в истории мирового искусства, когда архитектурный проект остался не на рисунках или эскизах, а на сервизе. И наше счастье, что хотя бы таким образом мы можем представить, как могло украсить город творение великого французского архитектора Огюста Монферрана. Александр ГАЛЯС. Фото сервиза предоставлено
|
|
||||||||||||||||
|