Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 28 (924), 1.08.2008
NULLA REGULA SINE ESCEPTIONE
(Нет правил без исключения)
Как часто мы впопад и невпопад бросаемся пословицами и
поговорками. Так, услышав о творческом дебюте наследника
известной фамилии, мы заученно твердим застрявшую в уме
банальность "Природа отдыхает на детях". А затем,
удивленно оправдываемся, прячась за еще одной афористической
формулой: "Нет правил без исключения".
Художник Андрей Коваленко далеко не дебютант. Начало его
творческой деятельности приходится на 1993 год. За его
спиной более 30 выставок, в том числе - 6 персональных,
включая последнюю, открывшуюся в Одесском художественном
музее. Он - член Союза художников. Но его беда и
счастье в том, что он - сын гордости Одессы, сын
легендарного Юрия Коваленко. Да и мать Андрея - интересный,
самобытный художник, преподаватель Грековки Светлана
Шведова-Коваленко внесла немалую лепту в ту ситуацию, когда
молодому творцу приходится доказывать, что на нем природе
отдохнуть не удалось. А это значит не только доказать, что
ты талантлив, но и найти свой путь в искусстве, свой
собственный мир. С одной стороны, доказывать кому-то что-
либо - занятие трудное и чаще всего неблагодарное. С другой
стороны, отсутствие презумпции невиновности в вопросе
"отдохнула ли на тебе природа" толкает на поиск
оправдывающих доказательств, а ПОИСК - всегда ПОИСК, и,
простите, говоря снова словами поговорки-цитаты, "Кто ищет,
тот всегда найдет". Найдет свою манеру, свою тему, свои
краски, свою интонацию. Впрочем, настоящий Художник
(живописец, поэт, писатель, артист) всегда находится в
творческом поиске. То, что хотелось делать вчера, сегодня
уже кажется неинтересным. Те, кто помнит работы Андрея,
выставленные им в 2000 году в Одесском музее западного и
восточного искусства, сравнивая их с работами,
экспонирующимися на нынешней выставке, не могут не отметить,
что художник отошел от желания писать большие полотна. Но в
его небольших по формату картинах сегодня в большей мере
сконцентрирована экспрессия. Однако зачем возвращаться в
2000 год. В пресс-релизе к выставке я нашла такую фразу:
"Нынешняя экспозиция презентует человека в пути,
динамичного, следующего своим курсом, ищущего, обладающего
мощной творческой потенцией. Потому, быть может, в глаза
бросается некоторый тематический и жанровый сумбур. Он
пробует себя в романтизированном пейзаже, в
конкретизированном пейзаже, в романтизированном портрете, в
конкретизированном портрете и проч." И все же, в первую
очередь, Андрей - художник-экспрессионист. Это чувствуется
во всех его работах - в пейзажах, неважно, пишет ли он
морской пейзаж, или свой любимый лес, или городские улицы, в
портретах. Во-вторых, он художник-сказочник. "Ага", -
скажете вы, - "Значит, все же принял он из рук отца
эстафету". В какой-то мере - да. Но его сказки, в отличие от
отцовских сюжетов, светлые, радостные, жизнеутверждающие.
Недаром, на мой вопрос - не хотелось бы ему попробовать себя
в сценографии, оформить какой-нибудь сказочный спектакль,
Андрей ответил мечтательно-утвердительно. Не следует
забывать, что творческое кредо Коваленко-отца формировалось
в годы борьбы за право писать так, как душа просит, когда
рождались новые направления в живописи. А перед Андреем в
период становления открывался творческий простор. Ступай по
любому пути, работай в любом направлении. Прими любую
эстафету. Такой свободе не позавидуешь, можно и потеряться.
Впрочем, что значит принять эстафету? Глядя, например, на
городские пейзажи Коваленко, я невольно вспомнила Шагала. Но
я не увидела какого-то подражания, цитирования. Зато я
почувствовала преемственность духовную. И способность видеть
все в своей собственной системе координат. Способность
придумывать свой мир, стилизовать его в каких-то
парадоксально реальных нереалиях. А если уж говорить об
эстафетах... Но дадим слово самому Андрею:
- Мой детский мир был не миром сказок, а миром живой
природы, миром таинственных лесов Черниговщины. Отец каждое
лето вывозил нас в Прилуки. Утром он выходил в сад и брался
за кисть. А я стоял рядом и смотрел. Лес для меня ближе
моря.
Вот и еще один парадокс. Далекий лес ближе моря, которое
"синеет за бульваром"?! А может быть, это и не парадокс.
Ведь лес - это место, где родятся сказки, где можно дать
волю фантазии. Лес - это духовное наследие отца, его
эстафетная палочка.
Вот и портрет отца Андрей пишет в своей стилизованно
сказочной манере. И Юрий Коваленко предстает перед нами
этаким лукавым славянским богом леса - Лесовиком.