Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж А. КОСТРОМЕНКО

Номер 28 (824)
21.07.2006
НОВОСТИ
Культура
Земляки
События
Скандалы
Криминал
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 28 (824), 21.07.2006

ДЛЯ ВЫСТАВОК НЕТ МЕРТВОГО СЕЗОНА

Не только посещать, но и перечислять все выставки, открывающиеся и функционирующие в Одессе, я не берусь. Но две привлекли мое внимание. Одна из них, открывшаяся в Одесском художественном музее, – выставка "Актуа LOVE" заинтересовала тем, что я уже не могу и вспомнить, когда в последний раз в этих стенах можно было увидеть столь провокационные (или, как сейчас модно говорить, провокативные) произведения. Вторая, обосновавшаяся в Музее западного и восточного искусства, своей полной противоположностью первой. Я ни в коем случай не хочу сказать, что антагонистом актуального, то есть наисовременнейшего, хватающего за хвост ускользающую ситуацию, искусства, может быть лишь нетленная классика, застывшая традиция. Отнюдь. Но что может быть общего у "Актуа LOVE" и "Романтической песни о зверях и людях"? Впрочем, о каждой – отдельно.

1. НОСТАЛЬГИЯ ПО ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТИ

Еще недавно искусство делили, не вдаваясь в подробности, на традиционное, вроде и неумирающее, но и не живое, точнее, живое, но обретающееся в каком-то параллельном мире, где все прекрасно, но нас, простите, не затрагивает, и на актуальное, адекватное сиюминутности, не просто затрагивающее жизнь, но врывающееся в нее напрямую, в самую гущу, чтобы выхватить из нее то самое-самое, что наиболее адекватно моменту. Но... времена меняются, сиюминутность оборачивается моральным старением, но, как верно написала в своей статье к буклету выставки Виктория Бурлака, "востребованные художники – понятие неустаревающее...."

Проект "Актуа LOVE" (директор проекта В. Асриев – компания Art London, куратор И. Гусев) включает работы семи художников.

В работах Александра Ройтбурда выделяются две темы – осмысление образов знаковых сегодня фигур (Ющенко, Тимошенко через предлагаемые его, Ройтбурда, воображением гротескные обстоятельства и внешнее сближение Запада и Востока. Впрочем, его яркая серия "Гейши" подтверждает киплинговскую формулу: "Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись". Эта мысль передана тоже гротесково. Гейши, снимающие трусики, то есть сугубо западную деталь туалета, как бы отторгают тем самым западную культуру и традицию.

Игорь Гусев в своем проекте "Жалобы на спам" нащупывает наиболее точную символику нашего времени. На его написанных по классической схеме полотнах девочки и мальчики прильнули к своим "мобилам".

Сергей Зарва воплощает свой критический взгляд на гламурные пляжные мотива. В его работе "Курортный сезон" в грязно-желтой луже нежатся уроды.

Ната Трандафир работает в стиле minimal. Ее. красочные коллажи на пластинах явно говорят о сегодняшней актуальности модернистских устремлений.

Лена Ятло придерживается реальности. Стаи бродячих собак на ее картинах вызывают те же ощущения, что и их несчастные и опасные живые модели.

Также предупреждает нас об угрозе, таящейся в кондитерском изобилье, в чудовищных пирожных, в горах крема, еще одна приверженка актуальности – Катя Соловьева. Ее серия "Ацетон" написана на больших, буквально плакатных полотнах.

Рецепты актуальности Дмитрия Дульфана – в "Фауне и флоре", поданной в ключе экологических мутантов.

2. ВЕЛЬД

Помните фильм "Вельд"? В нем злая воля детей оживляет экранных хищников африканского вельда, кровожадно разрывающих неугодивших деткам родителей.

На персональной выставке Татьяны Багрий-Шахматовой совсем другой вельд, другие звери, оживленные стремлением художника к полной гармонии с природой. Ее звери с ней "одной крови". Ее работы – это диалог с братьями нашими меньшими, бОльшими, равными нам. Поиск живой, не искореженной человеком природы, дикой природы, приводит Татьяну Багрий-Шахматову в Африку. О ней она поет свои "Романтические песни о зверях и людях". Мечты и реалии в творчестве и быте Татьяны неразрывны. Даже свой дом художник превратила в африканский вельд, в котором по стенам проносятся стада оленей, пасутся и трубят слоны, отдыхают львы.

Татьяна Багрий-Шахматова оживляет все, к чему прикасаются ее руки. На ее выставке невольно вспоминаешь ахматовскую строку: "Когда б вы знали, из какого сора..."

В ход идут старые шкуры (кожа – благодарный материал, она быстро впитывает краску, легко чистится), мех, дерево, камень, зеркала... Порой в работе есть тщательная деталировка, позволяющая передать наивный и прекрасный мир африканского искусства африканской пластики, порой это лишь контурные, но необыкновенно выразительные рисунки акрилом по той же коже. Иногда это коллаж с использованием стеблей бамбука, соломы и всего прочего, что Бог послал. При этом поражает точность выбора, точность попадания. И в этом снова сказывается необыкновенное, ощущение гармонии с природой...

А также зоркость взгляда и души, позволяющая приобщится к природе и жизни людей во время путешествий в экзотические страны. Впрочем, не только реальные, но и виртуальные путешествия в экранный мир "Дискавери", книги и журналы дают пищу для творчества. Как говорит сама Татьяна, "с их помощью я виртуально путешествую в самые отдаленные уголки земли. Я узнала об амазонках Непала, племени Рана Тхару, живших 400 лет в лесах без перемен; о главе евангелической церкви в Найроби – Кристофере Муэнама, услышавшем призыв к служению во сне. Что-то необычное всегда привлекает мое внимание, заставляет мечтать и находить героев моих работ".

Телевизор для Татьяны – окно в мир, а не приспособление для убивания времени. А последнего у юриста, директора юридического агентства "Серебряная линия" немногое. Уход в мир природы и живописи от душевно-психических травм клиентов агентства это своего рода катарсис – очищение от отрицательных эмоций. И поэтому на старых лошадиных шкурах рождаются розовые слоны, с ними мирно соседствуют львы с живыми глазами, несется с развевающейся гривой оживший конь. Может быть, для бегства от современной людской скверны выбрана именно Африка потому, что это – континент, на котором прошло детство человечества, детство, которое всегда связано с невинностью и чистотой.

Елена КОЛТУНОВА.

P.S. Выставка в Художественном музее продлиться до 30 июля, в Музее западного и восточного искусств – до 6 августа.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.