Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рисунок О. Жмура.

Номер 19 (764)
20.05.2005
НОВОСТИ
Культура
Архив
100 дней
Экономика
Криминал
Здоровье
Спорт
Вернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 19 (764), 20.05.2005

БРОНЗОВЫХ ДЕЛ МАСТЕР

Скульптуры Петра Ивановича Кравченко украшают улицы Одессы, города и села Украины, России, напоминая о людях, создававших нашу историю во славу страны и народа.

Петр Иванович работает в области станковой, монументальной и декоративной скульптуры. И каждая его работа исполнена героизмом, будь то бюст М.А. Посмитного или барельеф А.В. Суворова в парке Шевченко, памятник жертвам революции на Куликовом поле или мемориальная доска И.Я. Франко. Хорошо известны в Украине скульптуры "Днипрова чайка, Маруся Чурай", Леси Украинки, памятник Ф.Ф. Ушакову в Херсоне, в которые мастер вложил весь свой профессионализм и опыт плодотворной творческой жизни.

Родился Петр Иванович Кравченко 8 августа 1926 года в семье хлебороба в селе Кавказ на Херсонщине. С самого детства мечтал быть художником. Однако судьба распорядилась иначе. В войну семья попала в оккупацию. Отец погиб на фронте.

Война и оккупация навсегда врезались в память будущего художника, получив выражение в многочисленных композициях, посвященных памяти воинов, павших на полях войны.

Когда село освободили, обнаружилось, что при отступлении немцы разрезали, а где и взорвали шпалы и рельсы. И шестнадцатилетний Кравченко был отправлен на восстановление железной дороги. В армию не взяли, потому что была бронь на работу на железной дороге. А когда решил идти учиться в школу, это расценилось как грубейшее нарушение. Нарушитель был отправлен в Днепродзержинск. Там рубил кирпич. Тогда норма была 1000 штук в день! Зарекомендовав себя с положительной стороны, его направили на курсы забойщиков в Днепропетровск. После войны город был основательно разрушен. Однажды, гуляя по улице, он заметил художника, который писал портрет Сталина. Петр поинтересовался, можно ли подучиться у него художественному ремеслу. Ведь всю жизнь об этом мечтал. Художник посоветовал обратиться в художественное училище. Там Пётр поступил на курсы, узнал, что натюрморт – это мертвая натура. Тогда даже этого не знал. А после курсов сдал вступительные экзамены в художественное училище, попутно обучаясь на забойщика. Каково же было удивление, когда в списках поступивших на отделение живописи Петра Кравченко не оказалось.

— Да вот же ты, указали расстроенному пареньку на списки принятых на отделение скульптуры.

Правда, поначалу с завода, который направил на курсы забойщиков, отпускать не хотели. Только в последний день перед началом занятий в художественном училище удалось рассчитаться. Так и пошел учиться на скульптора. А потом втянулся. И уже по-другому не мог.

Биография Петра Ивановича – что повесть. Жизнь кидала из одного города в другой, словно проверяя на выносливость. Но раз взял курс, то и держись его. А терпенье и труд все перетрут.

Проучившись с 1945 по 1946 год в Днепропетровском художественном училище, Петр узнал, что его дядя, эвакуированный на Урал, вернулся в Крым, в родной город Саки. Теперь он должен был стать Петру вместо отца. И племянник на крыше вагона отправился в Крым. Но в Крыму, по мнению Кравченко, художественное искусство было развито слабее и походило на декоративную самодеятельность. А молодому мастеру хотелось большего. Поэтому, когда старший брат, угнанный в концлагерь в начале войны, вернулся в Россию, Петр решил ехать к нему. Согласно адресу на полученном от брата письме, опять-таки на крыше вагона, Петр отправился в Бендеры. Все путешествие заняло два с половиной дня. Голодный, уставший, путешественник отправился в обозначенное на письме место. Но брата там не оказалось. Видимо, письмо было брошено в почтовый ящик на почте, адрес которой и был на письме. Единственное, что Петр знал, что брат служит. А гарнизон тогда размещался в крепости. Чудом ему удалось пробраться в охраняемую крепость. Он облазил все ее ходы и выходы. Но брата не нашел. Оставалось одно – идти обратно на вокзал. На вокзале Петр сидел на скамейке, как вдруг увидел двух солдат, приехавших за водой к колонке. Даже по спине солдата он понял, что это брат. И тут же был рядом с ним. Правда, брат посмотрел на него и сказал: "Я тебя не знаю". И, правда, сколько лет прошло с тех пор, как его угнали в Германию. Брат привез его в крепость, накормил кашей с маслом.

Обратный путь Петра лежал через Одессу. Петр слышал, что Одесское художественное училище самое лучшее в Советском Союзе, и отправился туда. Его сразу приняли, узнав, что он год отзанимался в Днепропетровске.

Правда, с жильем в Одессе было туго. Можно было придти после занятий и обнаружить свою раскладушку выброшенной в коридор. Вместо матраса у Петра была куча набросков. Кто на танцы ходил развлекаться, а Петр рисовал людей. И учителя тогда были отменные: Михаил Жук, Антон Чубин. Своим наставникам Петр Иванович установил мемориальные доски. Благодаря им стал работать в классической манере. А впрочем, другого тогда было нельзя. Сокурсника, который заявил, что Врубель – хороший художник, посадили на 5 лет. Но именно классика стала для Петра Ивановича основой выражения.

Сегодня Петр Иванович Кравченко работает в традиции украинского барокко, мемориальной структуры. Он автор скульптур народных героев, героев труда и выдающихся деятелей культуры.

Дипломной работой Петра Кравченко стала скульптура легендарного партизанского вожака Сидора Артемовича Ковпака. Защитившись, молодой специалист непременно хотел увидеть героя воочию, ведь диплом делал по фотографиям из книг. Посещение Ковпака, тогда генерального судьи Украины, стало незабываемыми минутами. С Петром был его друг Василий, бывший разведчик. Он точно рассчитал, когда можно будет проскользнуть мимо часового в подъезд. Друзья поднялись на второй этаж, позвонили в дверь, обитую дерматином. На звонок вышла стройная женщина. Она выслушала ребят и пригласила в кабинет к Ковпаку. Сидор Артемович принял посетителей и одобрил дипломную Кравченко, заметив, что это совсем другое дело. А то сделали как-то с него эскиз, никакого сходства.

После окончания художественного училища молодого скульптора направили в Каменец-Подольский на керамическую фабрику. Но малые формы оказались не по душе. В 1951-52 годах Петр Иванович обучается в Львовском институте прикладного и декоративного искусства. Скульптор принимает участие в областных, республиканских, всесоюзных и международных выставках. В 1960 году становится членом Союза художников СССР. За десятилетия немало выставочных работ Кравченко было приобретено Министерством культуры УССР и экспонировалось в музеях страны и за границей. По заказу Петр Hванович создал мемориал погибшим в Великой Отечественной войне "Воинам – односельчанам" в Николаевской области, памятник Татарбунарского восстания в Килийском районе Одесской области, памятник адмиралу Ф.Ушакову в Херсоне. О том, как Петру Ивановичу довелось его реставрировать, тоже особенная история. Сначала трехметровый памятник русскому адмиралу изготовили из оргстекла. Причем лепил его скульптор по фильму. А когда дело коснулось литья, кто-то заметил, что у Ушакова должны быть эполеты. Прямо в цеху Петр Иванович и прикрепил их. Со временем памятник несколько осел. И было решено отлить его в бронзе. Кинулись искать автора. А Петр Иванович тогда уже жил в Одессе. Поздней ночью I секретарь горкома партии Херсона звонил скульптору, умоляя его приехать. Кравченко командировали в Ленинград, где ему, как автору, предоставили сделать необходимые штрихи в отлитой скульптуре. Сейчас Федора Ушакова возвели в святые, значит, вместе с ним и его автора?

Всю жизнь в практике Петра Ивановича было создание памятных знаков воинам-освободителям. Несколько памятников посвящено отцу, участнику штурма Зимнего, герою Великой Отечественной, погибшему в Молдавии. Памятник "Надгробие родителям": бюст отца и портрет матери установлен в родном селе между школой и домом Кравченко. Высоко ценится и работа Кравченко – бюст "Портрет дружины", жены, сопровождающей его всю творческую жизнь. По стопам отца пошел и сын, став живописцем.

Сегодня Петр Иванович Кравченко в основном делает мемориальные доски. В последнее время в Одессе установлены мемориальные доски композитору И. Нищинскому, писателям А. Чехову и И. Франко, изготовленные скульптором. Однако, несмотря на его заслуги перед городом и страной, присвоить ему заслуженное звание пока не спешат. То ли бюрократическая машина мешает, то ли кроме творческой работы нужны еще пробивные усилия. За плечами Петра Ивановича 5 персональных выставок, преподавание в культпросвет училище в Херсоне, организация херсонского товарищества художников, работа в мастерской над заказами и проектами. В следующем году Петр Иванович планирует сделать выставку, посвященную казачеству. И сам видом – казак. И характер настоящий, казацкий. Не за почести и славу, а во имя прекрасного, доброго, светлого.

И, как признался Петр Иванович, порой приходится еще пробивать, чтобы установили памятный знак. Так, к 200-летию Одессы на Таможенной площади были установлены бюсты Де-Рибаса и Де-Волана, а в Хлебной гавани порта мемориальная доска Ю.Бехметеву. Все бы хорошо, если бы было вежливое отношение со стороны населения. Бюст Посмитного не раз приходилось реставрировать – и кому мешал памятник. А барельеф Суворова в парке Шевченко и вовсе исчез с обелиска. И мало уже кто знает, что обелиск, на котором был установлен барельеф полководца, построен в честь Александра II, проезжавшего через Одессу в Крым и посадившего здесь дерево.

В мастерской скульптора ждет своих заказчиков бюст Черновила, изготовленный по просьбе средней школы в Южном. И еще здесь макет памятника узникам концлагерей, сделанный по инициативе брата – узника концлагеря. На столе эскизы и наброски, на полках стоят пластилиновые фигурки воинов. Сначала скульптор делает набросок или лепит макет. А уж потом, с одобрения худсовета и архитектора, решается вопрос об изготовлении произведения в натуральную величину и установления его в городе.

Вот так живет и творит наш современник – скульптор Петр Иванович Кравченко. И проходя мимо Куликового поля, по улице Посмитного, через Таможенную площадь, мы видим произведения автора напоминающие нам о тех великих людях, которые творили историю. А иначе, как можно сохранить нашу великую и неповторимую культуру?

Инна ИЩУК.

Фото автора.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.