+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 15 (1455), 25.04.2019 ПИЩА ДЛЯ УМА, КОЛЛЕКТИВ И АВТОРИТЕТНаша читательница Валерия Андреевна обратила внимание редакции на размышления человека под ником Via Alex Belits. И редакция сочла их заслуживающими внимания. "Бесполезно пытаться научить кого-то "критическому мышлению", "общению", "жизни в условиях...", и тому подобным обобщённым благоглупостям, специально придумывая для этого курсы, вещая ученикам какие-то формулировки или всучивая им какие-то, по чьему-то мнению подходящие примеры, разжёвывая и "анализируя" их. Ребёнок не имеет опыта, который бы дал ему возможность правильно оценить и усвоить что-либо из этого даже в той маловероятной ситуации, в которой окажется, что всё, что ему подсунуто, не является просто изложением мнений, предрассудков и страхов того, кто составлял эти курсы. Для того, чтобы научиться чему-либо столь обобщённому, необходимо, чтобы процесс обобщения произошёл не в голове учителя или автора учебника, а в голове самого ребёнка. Нужен опыт восприятия и деятельности, мыслительной и материальной, общения - со сверстниками и с обществом, представителями которого являются в первую очередь учитель и родители, поддержка и направление всей этой деятельности, условия, в которых хочется изучать, думать, действовать и общаться. Иначе говоря, нужна пища для ума, поле деятельности, коллектив и направление всего этого в конструктивное русло со стороны имеющих авторитет взрослых. Причём в качестве пищи для ума в различных ситуациях вполне могут подойти курсы геометрии, физики, химии, устройства автомобиля или истории литературы - даже тем, кому непосредственно информация из этих курсов никогда не будет полезна. Сам процесс восприятия, осознания, рассуждений, применения знаний даже в ограниченных условиях ценен. Создание общей темы для обсуждений и тем более деятельности, позволяет воспользоваться не столько знаниями, сколько обстановкой, созданной их присутствием в голове ученика и среде вокруг него. А вот какие-нибудь проповеди об обязательности каких-то норм поведения или мышления, созданных для заглаживания последствий неизвестных и никогда не объясняемых исторических процессов и событий, разглагольствования о том, как жить в обществе, в котором, судя по описанию, все, кроме ребёнка, поражены каким-то ужасающим реальным или воображаемым пороком, стенания на политические темы, благоговейные провозглашения фальшивых примеров для подражания - никогда этого не сделают. В лучшем случае будут восприняты наборы рецептов, которые окажутся неприменимыми к реальным ситуациям за пределами обсуждения кучкой единомышленников. Реального опыта так и не появится, он будет заменён опытом переваривания интеллектуального плацебо. Возможно, он сможет помочь обдумывать, обсуждать и применять что-либо более содержательное, но время будет упущено, и способность найти источники этой пищи для ума может так и не появиться. В худшем обобщение произойдёт, но из него будет следовать только то, что необходимо поддакивать потоку непонятного бреда и придумывать способы выщипывания из него непонятных умопостроений, которые можно вывернуть в свою пользу. Нет, я, конечно, понимаю, что и цинизм, выработанный на основании личного опыта, представляет ценность. Но цинизм немногого стоит, если его выражение и применение не требует никакой интеллектуальной смелости, не наталкивается ни на какое сопротивление среды в обществе и в сознании самого человека, а напротив, происходит под радостное гоготание сверстников и взрослых, не имеющих ничего за душой, кроме такого же цинизма. Это даже не плацебо, это пустышка". Материалы полосы подготовил Андрей РАЙКОВ.
|
|
|||||||||||||||||
|