+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 15 (960), 24.04.2009 ЧТОБЫ СЛОВО СТАЛО ДЕЛОМ"Журналисты несколько схожи с Данаевыми дочерьми, которых боги приговорили наполнять водой бездонную бочку" (Карел Чапек). Рано или поздно приходишь к выводу, как все же прав чешский писатель, хоть жил он в другой стране, в другую эпоху и даже в другом, в принципе, обществе. Ну сочинишь ты еще одну статью, ну обличишь еще одного мздоимца, ну еще раз "раскроешь глаза" народу на очередной чиновничий произвол... А дальше что? При нынешнем обилии средств массовой информации далеко не факт, что твой материал дойдет до тех, против (или за) кого он направлен, а уж игнорировать журналистские "укусы" власть имущие научились более чем... И поневоле вспоминаешь другого классика: "голос единицы - тоньше писка" (Маяковский). Так что не стоит удивляться тому, как часто журналисты, подобно незабвенному герою незабвенного же фильма, "меняют профессию": уходят в политику, пиар, переходят на государственную службу или находят применение своим талантам у бизнесменов. И дело не только в том, что журналистика (особенно нестоличная) в наше время занятие малоприбыльное; просто морально устаешь от сознания тщетности своих усилий... Что же делать? Как избавиться от сознания, что твоя работа мало чем отличается от усилий мифического героя, обреченного постоянно толкать камень вверх? Я не претендую на обобщение, но, исходя из собственной практики, сделал следующий вывод: нужно отыскать такую сферу, где твои журналистские возможности могли бы принести конкретную пользу. Подчеркиваю - конкретную, и не отдаленную во времени, а реально ощутимую. Для меня такой сферой оказался "третий сектор", т. е. сфера деятельности общественных организаций. Знаменитые строки из песни Пахмутовой "Готовься к великой цели, а слава тебя найдет" в советском обществе считались чем-то вроде формулы отношения к популярности. Но в эпоху TV и PR приходится считаться с иными реальностями. Если человек или организация не известны хотя бы некоторой части общественности, то им трудно рассчитывать на что-либо большее, чем унылое прозябание на задворках общественного внимания. Печальнее же всего, когда люди, объединенные социально значимой идеей, не в состоянии ее реализовать из-за неумения "подать себя". Для общественной организации формирование собственного имиджа - это едва ли не в прямом смысле вопрос жизни и смерти. Уже хотя бы потому, что грантодатели (начиная от зарубежных фондов и заканчивая отечественными меценатами) предпочитают иметь дело с раскрученными структурами, которые, как говорится, на слуху. Да и власть считается лишь с теми, кого знает в лицо. Однако, чтобы добиться узнавания, нужно провести определенную работу, серию заметных акций, получить определенные результаты, для чего, понятное дело, нужны средства. Налицо парадокс: чтобы получить деньги на свои проекты, нужна известность, но чтобы добиться известности, нужны деньги... И вот проблема: как же выйти из этого заколдованного круга? Один из вариантов, как я убедился (в том числе, и на собственном опыте), заключается в том, чтобы в общественной организации были люди, умеющие раскрутить ее, привлекая внимание СМИ. Конечно, идеально, когда лидер организации достаточно энергичен и коммуникабелен, чтобы интересовать журналистов. Но ведь у лидеров - масса других задач. И больно наблюдать, "как погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех" по причине того, что авторы идеи не смогли грамотно преподнести ее, убедить власть имущих и "толстые кошельки" в пользе своего проекта. Значит, таких людей нужно создавать... Эти выводы восемь лет назад подвигли меня организовать, как говорится, на свой страх и риск Школу социальной журналистики, в которой молодые люди постигали основы журналистской профессии, взаимодействуя с общественными структурами. Схема работы была построена просто. После небольшого теоретического курса журналистики и PR ребята стажировались в общественных организациях: помогали проводить акции, писали пресс-релизы, собирали пресс- конференции, проводили мониторинг СМИ и т. п. Польза обоюдная: общественные организации получали хороших помощников, а будущие мастера СМИ - практический опыт и отличные темы для своих материалов. Несколько лет Школа социальной журналистики действовала при пресс-клубе "Третий сектор" и Объединении молодежных клубов. Но активная журналистика, увы, не оставляет много времени для педагогики, потому и размах деятельности был скромным: человек пять-шесть в год. Однако, как любил говорить Маршак, - "чтобы разжечь костер, надо правильно разложить дрова; огонь упадет с неба". Новую жизнь в эту идею вдохнула, как это кому-то не покажется странным, местная власть в лице заместителя начальника управления информации Одесского городского совета Елены Варичевой. Оказалось, что к сотрудникам управления довольно часто обращаются руководители общественных организаций, прося помочь привлечь журналистов к освещению проводимых ими акций. Но практика показала, что, во-первых, журналисты весьма слабо ориентируются в данной тематике, потому и не проявляют к ней особого интереса; а во-вторых, навыками общения со СМИ обладают очень немногие из руководителей и активистов "третьего сектора". И вот, узнав о моих попытках соединить "третий сектор" с четвертой властью, Елена Григорьевна предложила организовать Школу пресс- секретарей для общественных организаций, благо имелась городская программа поддержки местных СМИ, за счет которой можно было профинансировать пилотный проект. Что крайне важно, поскольку такой проект для его участников принципиально не мог быть платным. Функции распределили так: я готовлю программу, раздаточные материалы, провожу тренинги, а управление обеспечивает слушателей и берет на себя всю организационную работу. Осенью 2005 года состоялся первый тренинг, в котором приняло участие 25 студентов одесских вузов и активистов молодежных организаций. Занятия были максимально приближены к практике. С особым удовольствием ребята участвовали в деловой игре "Пресс-конференция", когда все могли выступить в различных ролях: организаторов, журналистов и наблюдателей-аналитиков. Тренинг включал в себя также участие в брифинге одного из городских руководителей, чтобы ребята своими глазами увидели и оценили, как работают профессиональные журналисты. Ну и финальным аккордом было торжественное вручение сертификатов, что освещалось в местных СМИ. Но это была только первая часть проекта. Затем совместно с управлением внутренней политики состоялась Ярмарка пресс- секретарей для общественных организаций, куда познакомиться с выпускниками нашей школы и найти себе помощников пришли представители около 30 организаций. Наиболее способные и активные ребята получили прекрасную возможность реализовать себя в реальном деле. Уже первые результаты показали, что труд не пропал зря. Ольга Терещенко и Валерия Петрова стали пресс-атташе молодежных организаций, Юлия Николаенко и Елена Сайковская - редакторами студенческих газет, на общественной ниве проявили себя также Варвара Показ, Кристина Крестинова и другие. А Богдана Бондарь, Ольга Терещенко и Дарья Семенченко получили дипломы лауреатов городского конкурса молодежных СМИ... С тех пор прошло три с половиной года и 11 тренингов. Более 30 выпускников школы используют свои знания на практике, помогая общественным организациям формировать имидж, а некоторые настолько втянулись в это дело, что сами стали активистами-волонтерами. Более того, несколько человек вообще пошли по данной стезе и сейчас работают в пресс-службах органов местного самоуправления и солидных коммерческих структур. Последнее особенно приятно, ведь коммерсанты, как известно, деньги платят не за красивые глаза, а за знания и работу. А журналисты, прошедшие наши тренинги, теперь с большим пониманием и интересом освещают социально значимые проекты. Ценят школу и депутаты горсовета; она уже третий год финансируется из городского бюджета; к слову, коммерческие курсы по подготовке пресс- секретарей за тренинги, аналогичные нашим, взимают от 200 до 400 у. е. Насколько мне известно, Школа пресс-секретарей для общественных организаций - проект уникальный в том плане, что он является продуктом сотрудничества "первого" и "третьего" секторов. Между тем проблема, которую мы пытаемся решить, актуальна для всех без исключения регионов Украины, в чем я убедился, получив в 2006 году приглашение провести серию тренингов в Николаевском центре социальных программ РУСАЛ. Безусловно, я далек от обобщения, но льщу себя надеждой, что описанный в этом материале опыт окажется небесполезным для тех коллег, кому становятся тесны рамки традиционной журналистики и кто не хочет смириться с участью Данаевых дочерей. Александр ГАЛЯС. Фото Татьяны ТЮХТИЙ.
|
|
||||||||||||||
|