Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 09 (1402), 23.03.2018
"ПОЦЕЛУЙ ИУДЫ" - ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
Десять лет назад было совершено одно из самых громких и скандальных похищений в одесской истории. Из Музея западного и восточного искусства неизвестные похитили картину итальянского художника ХVII века Микеланджело Меризи да Караваджо "Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды".
Два года спустя правоохранительные органы Германии обнаружили картину и арестовали подозреваемых. В августе 2010 г. Германия передала Украине "Поцелуй Иуды", а через два месяца экстрадировала трех подозреваемых в похищении. С тех пор ситуация вокруг полотна остается неясной. Периодически в СМИ и социальных сетях появляются неутешительные подробности. Очередной всплеск интереса к теме побудил руководство Музея западного и восточного искусства изложить свою точку зрения вокруг сложившейся ситуации.
Похищенная картина была передана в Украину в сильно поврежденном состоянии. Что было зафиксировано в "Заключении комиссионной искусствоведческой и технико-технологической экспертизы", выполненной Национальным научно-исследовательским реставрационным центром Украины (ННИРЦУ) в сентябре 2010 года. Сейчас она остается в ННИРЦУ, однако необходимых работ по ее восстановлению не проводится уже более семи лет.
В обращении Музея утверждается, что хотя картина находится на хранении в специализированной организации, однако отсутствие своевременных реставрационных работ может привести к значительному ухудшению ее состояния, а это усложнит успешную реставрацию. В Музее заявили, будут делать все возможное для реставрации картины и ее возвращения в экспозицию.
В 2015 году Музей обратился в Подольский районный суд Киева, Генпрокуратуру и в Высшую квалификационную комиссию судей с просьбой согласовать проведение реставрации картины Каваджо. Также Музей обращался в Министерство культуры. В ответе из Подольского районного суда, со ссылкой на статью 81 часть 1 Уголовного процессуального кодекса Украины, Музею сообщили, что картина таки является вещественным доказательством и поэтому вопрос о дальнейшей ее судьбе будет решен при принятии приговора, определения или постановления и поэтому в настоящее время суд не вправе разрешить проведение реставрационных работ картины.
Между тем, в одном из писем того самого Подольского суда еще в 2012 году пояснили, что суд не выносил постановления о запрете проведения реставрационных работ. Как видим, одно противоречит другому.
Между тем, Подольский райсуд опроверг информацию о ненадлежащем хранении картины Караваджо и затягивании рассмотрения дела о ее похищении. В сообщении пресс-службы суда указано, что дело рассматривается с 2013 года. Столь долгое рассмотрение связано с тем, что в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса Украины трижды менялись судьи, в производстве которых находилось дело. По делу было назначено 40 судебных заседаний. В настоящее время уголовное дело находится в производстве судьи Павла Отвиновского, которым в течение 2017-2018 годов было назначено 18 судебных заседаний.
Картина Караваджо признана вещественным доказательством по делу и находится на хранении в специализированном реставрационном учреждении.
С целью дополнительной проверки информации об условиях хранения вышеуказанного полотна Подольский суд направил запрос в данное учреждение.
Судьба картины будет решена во время принятия судебного решения по сути рассмотрения дела.
Также суд подтвердил, что подсудимые не находятся под арестом, им избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде.
Не исключено, однако, что вся история длинная и запутанная история в какой-то мере связана с тем, что имеются весомые аргументы по поводу происхождения картины, украденной из Одесского музея. Дело в том, оригинал картины Караваджо находится в Дублинском музее, а в Одессе - ее авторское повторение. Но в 2012 году заместитель директора Украинского Национального научно-исследовательского центра реставрации, где сейчас находится картина, рассказала, что ездила в Эрмитаж, где в 1954 году была проведена реставрация "Поцелуя Иуды". По мнению тамошних экспертов, вероятнее всего, что картина из коллекции Одесского музея была написана итальянским художником Джиованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. Её заказал родной брат Кириако Маттеи, владельца оригинала, - Асдрубале Маттеи (о том, что такая работа была проделана, свидетельствуют записи в его бухгалтерской книге). Петербургские специалисты утверждают, что манера её написания заметно отличается от манеры Караваджо. Это стало понятно после исследования рентгеновских снимков.
Что, впрочем, не отменяет необходимости скорейшего разрешения судьбы полотна. Ибо, вне зависимости от того, кто является автором, одесский "Поцелуй Иуды" уже приобрел мировую славу, а это, несомненно, может привлечь в Музей тысячи новых посетителей, особенно туристов.