Номер 3 (1100), 27.01.2012
НЕ ВСЕ НА ПРОДАЖУ, или ИНТЕРНЕТ В ДУХОВКЕ
"...В конце ноября мне нужно было выехать во Львов на пять
дней. Числа 20 ноября я пошла в кассу ж/д вокзала за билетами.
Прямой купила без сложностей, а вот в обратном мне отказали.
Сказали, что Киев распорядился билетов на декабрь не продавать.
С чем это связано, не объяснили. Велели перезванивать.
Подумалось, что собираются поднять стоимость ж/д билетов, но еще
"не сложили цену".
Мой внук посмотрел в интернете. Оказалось, что дело в том,
что согласовывается новое расписание поездов в связи с тем, что
возникла разница в 2 часа между временем в Украине и России из-
за перехода на зимнее время в Украине, а Россия такой переход
отменила. Интересно то, что в интернете писалось, что билеты на
декабрь запрещено продавать с 5-го декабря. А мне нужно было на
4-е. Одесситы перестарались.
В день отъезда я заранее выехала на вокзал и пошла брать
обратный билет. И снова неудача. Мне сказали, что в вагоне,
который на этот момент в продаже, есть только верхние полки, но
пока не продадут все места в этом вагоне, продавать в следующий
не будут. Мол, приходите завтра. Я ничего не поняла. Но делать
нечего. Уехала во Львов. К счастью, там сразу по приезду взяла
тут же, не выходя из вокзала, обратный билет в Одессу.
Хотелось бы, чтобы кто-нибудь объяснил, что происходит. С
уважением, ваш постоянный читатель А. И. Карпинская".
Вот такое письмо получила наша редакция. Разобраться в
сложившейся ситуации попыталась наш сотрудник Елена КОЛТУНОВА.
Вот что она выяснила:
Оказалось, что "УКРЗАЛИЗНЫЦЯ" обеспокоена плохой
заполняемостью вагонов поезда. Действительно, часто наблюдается
картина - состав уходит при 50 %-ной заполненности. Как правило,
пустуют верхние полки, а иногда и целые купе. Правда, тут
хочется заметить, что мне лично приходилось сталкиваться и с
такой картиной: билет с трудом достаешь через знакомых или (по
совету кассиров) только перед отходом поезда, а в вагоне
оказывается полно пустых мест. Но это вопрос другого порядка.
Словом, "УКРЗАЛИЗНЫЦЯ" ввела распоряжение о повагонной
продаже железнодорожных билетов. А это значит следующее -
цитирую:
"С 1 ноября 2011 года на железных дорогах Украины
внедряется автоматизированное регулирование реализации мест в
зависимости от наполненности вагонов.
Реализация мест будет начинаться с одного вагона каждого типа
(СВ, купейный, плацкартный). Если в вагоне определенного типа
останется меньше 9 свободных мест, открывается для продажи
следующий вагон этого же типа.
Данные нововведения, по мнению железнодорожников, позволят
последовательно и равномерно заполнять вагоны поезда с целью
оперативного регулирования схем поездов, а также эффективного
использования существующего вагонного парка.
Незадействованные вагоны поезда отцепят и введут в состав
поездов, на которые будет повышен спрос. Таким образом,
железнодорожники оперативно будут корректировать количество
вагонов в поезде.
По словам начальника Главного пассажирского управления
Александра Иванько, в целесообразности перехода на повагонную
продажу билетов железнодорожники уже убедились на основе
пилотного проекта, который реализовывался с 9 сентября прошлого
года. По этому принципу в качестве эксперимента продавались
билеты на один поезд на каждой из шести железных дорог Украины.
А уже с 1 ноября таким образом реализовываются билеты на все
поезда внутреннего соединения".
Чтобы узнать, как осуществляется это нововведение на Одесской
железной дороге, я обратилась к первому заместителю начальника
пассажирской службы ОЖД Виктору КРИЧУНУ. В частности было
интересно получить количественную оценку эффекта от повагонной
продажи билетов.
Виктор Кричун: "Мы уже оценили новшество. Только
за декабрь 2011 года из-за сниженного пассажиропотока мы
отцепили 58 вагонов".
Да, цифра впечатляет. Если перевести на количество мест,
считая по среднему 40-45 мест в вагоне (в СВ меньше, в
плацкартном существенно больше), то получится, что почти две с
половиной тысячи (2500) пустующих мест "катались" бы по Украине.
Так что вроде бы все разумно, но вот что думают по этому
поводу сами пассажиры:
Галина Николаевна: "Честно говоря, мне не совсем
по нраву подобные новшества. А если в Харьков ехать, да с
детьми, и что... остались места в проходе возле туалета, или
только верхние полки в том вагоне, что в продаже, так бери их...
Или мне с моими тремя детьми еще раз приходить на вокзал за
билетами. А если и на следующий день такой же облом. Может, для
железной дороги это и выгодно, но для нас - это минус, теперь с
одного раза можешь и не взять то место, которое ты хочешь".
Семен Петрович: "Мне пришлось ходить дважды, я
должен был отправить супругу к детям в Днепропетровск.
Оставались только верхние полки. На следующий день прийти не мог
и боялся, что опять приду к шапочному разбору продажи в
следующем вагоне, но, слава Богу, купил".
Андрей: "А по мне нормально. Это тем, кому нужна
нижняя полка, трудно, а меня устраивает и верхняя. Так что
дважды ходить не придется. Лишь бы были хоть какие-то
билеты".
Ангелина: "А вот в России придумали хитро. Верхние
полки стоят дешевле нижних. Вот и раскупаются чуть ли не в
первую очередь".
Виктор Кричун: "Недовольные, наверное, есть, но
официальных жалоб пока не поступало".
Кассир В.: "Все нормально. Немолодые люди иногда
возмущаются, ворчат, но инвалидам и участникам войны мы всегда
продадим нижние места. А молодые пусть заказывают через
интернет. И никаких проблем".
Да, совет дельный. Правда, напрашивается вопрос, а какой
процент далеко не молодых людей, желающих куда-то съездить,
имеют в доме интернет?
Инна Михайловна (62 года): "Нет, какой интернет! Я
и с мобильником с трудом справляюсь. Знаю только, какую нажать
кнопочку, чтобы принять звонок от дочки, и какую нажать, чтобы
ей позвонить".
Иван Ильич (68 лет): "Я живу с молодыми. Если
нужно будет, они мне билет закажут по интернету. Только я никуда
не езжу, а на вокзал пришел встречать".
Александр Ефимович (65 лет): "Я, слава Богу, не
инвалид. Воевать тоже не пришлось. Вот стою в обычной очереди за
билетом. Что получится из этого, пока не знаю. Сейчас в
праздники много ездят. А интернет дома - так на это деньги
нужны..."
Мария Семеновна (60 лет): "Интернет? А как же!
Есть. В духовке. Вот рождественских калачей напекла, еду
в Котовск к внукам".
И все же некоторые немолодые люди оказались пользователями
компьютера и могут воспользоваться интернетом для приобретения
билета. Но и для них не все так просто.
Во-первых, у них должен быть либо счет в банке, либо
платежная карта, чтобы оплатить заказ билета через интернет.
Во-вторых, предположим, после ряда операций человек приобрел
электронный билет, но это, оказывается, еще не все. Процитирую
одно из положений инструкции, недавно предложенной пользователям
интернет-банком Приват24:
"...Билет представляет собой 16-значную последовательность
букв и цифр, в которой зашифрованы данные о вашем заказе в
информационной базе Украинской железной дороги. Этот код
необходимо переписать или распечатать и подойти с ним в любую
железнодорожную кассу для обмена на обычный бумажный билет.
Обязательно не забудьте прихватить с собой паспорт - без него
электронный билет вам не выдадут".
Ну вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Все равно топай на вокзал
и стой в очереди... Правда...
"...Внимание! В ближайшее время сервис будет включен в
обновленные мобильные приложения Приват24. Это значит, что
клиенты банка смогут покупать билеты при помощи смартфонов, не
только не ходя в кассу, но даже и не садясь за компьютер".
Ну и слава Богу! Только Инне Михайловне придется все же
научиться справляться с мобильным телефоном.
Думается, что аналогичные сервисные услуги предлагают и
другие банки. Просто ПРИВАТБАНК позаботился о том, чтобы
клиентам интернет-банка Приват24 растолковать пошагово всю
процедуру покупки железнодорожного билета через интернет. Чуть
не написала, не выходя из дома, но вовремя вспомнила, что
выходить и идти на вокзал все равно придется. Правда, смутили
два момента.
Первый из них: "...нажимаем кнопку "Купить". Следующее
окно предлагает на выбор все доступные места в поезде.
Выбрав нужный вагон (чего, согласно новым правилам
сделать в кассе уже нельзя), переходим к плану вагона,
чтобы выбрать конкретные купе и места".
СТОП!!! А как же "автоматизированное регулирование
реализации мест в зависимости от наполненности вагонов". Это
что - ИНТЕРНЕТ ПРОТИВ "УКРЗАЛИЗНЫЦИ"!!!
Виктор Кричун: "Ерунда! Не верьте всему, что
пишут. Вам предложат только те места и вагоны, которые в данный
момент железная дорога выставила в продажу. Чего нельзя купить в
кассе, нельзя купить и по интернету".
Следовательно, интернет только экономит ваше время на лишний
поход на вокзал и стояние в очереди в кассу. А еще раз или два
зайти в интернет - это, конечно, не проблема.
Момент второй: "Также стоит отметить сниженную комиссию.
Поскольку из схемы продажи удалось исключить посредников, то
размер комиссии снизился на порядок - вместо 10-20 грн придется
уплатить всего 1,5-2 грн. Таким образом, если вы являетесь
держателем карты Приватбанка, данный сервис будет лучшим
решением для покупки билетов на поезд через интернет".
По поводу последнего тоже есть комментарий:
"В целом здорово! Хотя есть нюансы. Платеж прошел с
четвертого раза. После звонка в банк, а затем затянувшегося, но
не законченного обсуждения со специалистом проблемы
непрохождения платежа, комиссия составила не 2 грн, а 16
грн".
Вот так-то!
Лишний раз на примере предложения кассира В. - покупать
билеты через интернет - убедилась, что давать советы легко, а на
деле возникают нюансы. Но советовать любят все, в том числе свои
"пять копеек вставляют" и пассажиры:
Григорий Борисович (59 лет). "Интернета у меня
нет, ходить по нескольку раз обидно. А почему бы не ввести
систему предварительного заказа, причем в следующем виде:
Пришел человек в кассу, нет подходящего билета в вагоне,
места в котором поступили в продажу, он оставляет заказ".
А что? Стоит подумать.
Елена КОЛТУНОВА.
P. S. Информация для размышления. Пока материал
готовился к публикации, у меня состоялся интересный разговор с
друзьями из Запорожья. Собираясь в Одессу, они попытались купить
билеты на вокзале. Не сумев купить билеты в кассе, вернулись
домой, и их сын им тут же приобрел нужные билеты через
интернет...
|