+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 02 (1569), 3.02.2022 ЗАМЕНЯТ ЛИ ГАДЖЕТЫ КНИГИ?Однажды я стала свидетельницей спора между моими друзьями-ровесниками Никитой и Олей. Никита считает, что чтение художественной литературы в 21-м веке — занятие совершенно бесполезное. Оля же, для которой чтение — любимое занятие, имеет совсем другую точку зрения. Но лучше я не буду пересказывать их точки зрения, а приведу прямую речь. Никита: "С литературой у меня сложились не очень хорошие отношения. Родители заставляли читать книги по школьной программе и не отпускали гулять до тех пор, пока я не выполню норму прочитанных страниц. И я "проглатывал" произведения, особо не разбираясь в их смысле. Главным заданием было выписать все нужные цитаты к образам героев, определить композицию и оформить "паспорт" заданного произведения. Позже я научился делать это практически на автомате, лишь бы родители не ругались. Да, чтение значительно повлияло на мою грамотность и умение формулировать мысли, но такое обучение происходило в довольно неприятной для меня форме. После окончания школы я просто не мог заставить себя притронуться к книгам, предпочитая получать знания из видео на ютубе и подкастов (так называются аудиопрограммы, которые напоминают классические программы на радио — прим. Е. Б.). А классические произведения достаточно воспринимать в виде фильмов. Я не выступаю яростным противником книг, однако мне кажется, что сейчас хватает других вариантов для саморазвития или развлечения. К тому же чтение занимает много времени, а сами книги — слишком много места в квартире". Ольга: "Не могу согласиться с такой точкой зрения. Да, другие варианты существуют, но они не могут заменить книги. Литература на примере определенных сюжетов учит читателя мыслить, заставляет задуматься, как бы он поступил на месте героя, затрагивает актуальные темы и проблемы и часто даёт ответы на волнующие вопросы. Подкасты — это хорошо, но часто — это уже "разжеванная" информация. Они не развивают образное мышление. И отдельная тема, что "лучше посмотреть фильм, чем прочесть произведение". Я тут также не согласна, ведь режиссерский взгляд на произведение может кардинально отличаться от авторского. Да и вряд ли можно проанализировать фильм так же, как когда перед глазами текст экранизированной книги. Хотя в качестве дополнения это неплохой вариант. Я сама полюбила чтение не сразу. Родители в детстве "подсовывали" мне книги, но они меня совсем не увлекали. Но в шестом классе у нас появилась новая учительница по зарубежной литературе. Марина Сергеевна умудрялась увлекать на своих уроках даже двоечников с последней парты. Даже самое скучное произведение она умела показать с интересной стороны, у нее мы писали сочинения на темы, которые заставляли задуматься. До сих пор помню её слова: "Напишите хоть абзац, мне важны именно ваши мысли". Я настолько влюбилась в её предмет, что даже поступила на филологический факультет, чтобы в будущем также преподавать литературу". Слушая их спор, и я задумалась: так заменят ли гаджеты книги или всё-таки нет? Еще не так давно книги были основным и источником знаний, и развлечением. Но вот появился интернет, и интерес к печатной продукции (книгам, газетам, журналам) просто упал. Одни предпочитают читать электронные или слушать аудиокниги, другие вообще тратят свободное время на альтернативные развлечения. В основном, старшее поколение осталось верным прежним привычкам, а нынешнее уже, что называется, выросло с телефоном в руках. Однако это не означает, что молодежь совсем перестала читать. На пристрастие к чтению влияет множество факторов: воспитание в семье, привычки читать у родителей или же бабушек с дедушками, преподавание литературы в школе. А гаджеты, интернет — это отличное дополнение к книге. И если научить ребенка правильно искать информацию, анализировать, "фильтровать" её, то телефон или компьютер станет только помощником. Да, развлечения никто не отменял — невозможно постоянно только учиться или работать. Так что абсолютно нормально, что мои современники, как и я, проводят много времени в виртуальной реальности. Хотя, конечно, нужно уметь сохранять баланс между виртуальной и реальной жизнью. У Джоан Роулинг, которая написала серию книг про Гарри Потерра, есть очень хорошая фраза: "Если вы не любите читать, значит, вы просто не нашли нужную книгу". Это можно использовать как ответ на вопрос, почему часть современной молодежи мало читает или же вообще обходит литературу стороной. Если ребенок не любит читать и действительно проводит всё время в телефоне, то родителям стоит задуматься: какие именно книги они предлагают своим детям. Вариант: "Ну почитай Шевченко или Пушкина — это же классика" — проигрышный. Прививать любовь к литературе нужно с раннего возраста, постепенно увеличивая умственную нагрузку, но сохраняя интерес; обращая внимание на индивидуальные предпочтения и возраст. Например, зачем в шестом классе предлагать читать Кафку, хотя это и мировая классика?! Так можно навсегда отбить желание читать, и потом не стоит удивляться, почему у ребенка постоянно в руках телефон. А ведь можно подойти по-другому: вместе с ребенком прочесть "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери, спроецировать сюжет этой книги на жизнь. Книга станет интереснее телефона, если родители помогут сделать первые шаги в этом направлении. Чтение книг — это ведь не просто увлечение, а способ мышления. Это не только интересные сюжеты или возможность научиться грамотно писать и выражать свою точку зрения; это ключ к умению мыслить. Хотя литература тоже бывает разной — массовой и элитарной. Так что судить человека только по факту "перелистывания страниц" — глупо; содержание книги — вот, что имеет наибольший вес. Читать по буквам умеют все, а вот анализировать, находить подтекст, сравнивать с другими произведениями может не каждый. Я все-таки верю, что книги никогда не утратят актуальность. Да, мое поколение стало меньше читать, но нельзя сказать, будто мы перестали развиваться: просто теперь появилось больше возможностей для развития. А гаджеты — дополнение для получения новой информации и знаний. Екатерина БОГДАНОВА. Рис. Алексея КОСТРОМЕНКО
|
|
|||||||||||||
|