Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 2 (1197), 24.01.2014
Шалва АМОНАШВИЛИ: "АВТОРИТАРИЗМ - ГЛАВНЫЙ БИЧ ОБРАЗОВАНИЯ"
Вечно актуальный вопрос о воспитании детей несколько
десятков лет исследует "рыцарь гуманной педагогики", академик
Шалва Александрович Амонашвили, проведший недавно семинар в
нашем городе.
Первый наш вопрос академику: как воспитывать ребенка в
сегодняшнем информационном пространстве? В мире стало больше
возможностей, свободы.
Однако Шалва Александрович качает головой:
- Наоборот, стало больше авторитаризма в воспитании ребенка.
Авторитарная педагогика мешает ученикам, она подавляет их
развитие. Это идет от слабости педагогов, бедности воображения,
неумения обращаться с ребенком. Гораздо легче держать ребенка в
ежовых рукавицах, чем быть все время интересным и полезным.
Авторитаризм - главный бич образования. Сегодня развиваются
новые технологии. Но компьютер и интернет привязывают детей.
Для них разрабатываются специальные программы, игры, фильмы. Но
это делается не ради ребенка, а чтобы потом он стал
потребителем, но не творческой личностью.
В основе же педагогической системы "Школа жизни" - развитие
ребенка, устремление к вечному совершенствованию и восхождению.
В жизни самого Шалвы Александровича "светлым лучиком" была
учительница русского языка и литературы.
- Такие люди - золото земли. Педагогом надо родиться и потом
сотворить в себе учителя. Когда я начал работать в школе, я
понял, как люблю детей. Я мог стать дипломатом, журналистом, но
понял, что меня больше всего привлекает работа с детьми.
Ребенок несет в себе свою исключительную миссию, свой смысл,
жизненную задачу. Эта миссия как бы определяет его возможную
судьбу. Она требует от него служения, устремленности,
нацеленности на благо людей, на эволюционное восхождение
человечества.
В основе "гуманной педагогики" Ш. Амонашвили лежит изречение
Марка Фабия Квинтилиана: "Наша душа - небесного происхождения".
И все зиждется на этом. Так же, как и на вере, которая помогает
самосохранению в продвижении.
- Когда веришь в ребенка, понимаешь его, ищешь вместе с ним,
то и находишь то, что ему нужно. Для ребенка мама, папа - это
тоже педагоги. Дядя, тетя, бабушка, дедушка - тоже какой-то
уровень педагогики. Ее можно утончать, обогащать опытом, изучая
труды столпов педагогики. Для меня в свое время учителем стал
Иоганн Генрих Песталоцци, еще в 18-м веке разработавший теорию
элементарного природосообразного воспитания и обучения. Он
первым высказал мысль о необходимости параллельного и
гармоничного развития всех задатков, идею развивающего
обучения. И я постоянно мысленно вел диалог со своим учителем.
Когда я проводил уроки в классе, он будто сидел за партой. И я
спрашивал его, правильно ли я поступаю.
У каждого педагога должен быть свой учитель. Я основываюсь
на учении классиков педагогики, на том, что они создали, и
провожу это в жизнь. Я просто взял все, объединил и
систематизировал. До меня это уже все было известно. И я -
только проводник знаний.
Важную роль в системе воспитания играет семья. Ребенок
приходит в жизнь реализовать себя. И семья ему должна помочь в
этом. И вместе с ним тянуться, учиться, дорисовывать его образ
до совершенного.
- В России ежедневно 19-20 подростков заканчивают жизнь
самоубийством, - отметил академик. - Почему так происходит?
Учитель поставил двойку. И ему не важно, что ученик не
согласен. Он действует так, потому что того требует
министерство. А ему нет дела до того, что нет взаимодействия с
учеником. У педагога должна быть ответственность. Но не перед
директором, завучем, проверяющим. А перед Богом. Все остальное -
мишура. И тогда вы будете свободно идти по своему пути. А не
по методичке. Страх и творчество несовместимы. И ребенок это
чувствует.
Шалва Александрович отметил, что на Украине гуманная
педагогика набирает силу. Ведь здесь трудились Пирогов,
Макаренко, Сухомлинский, которые внесли вклад в разработку
гуманной педагогики. Украина так же, как Россия, Белоруссия,
Грузия, сохраняют свои корни, традиции воспитания, ценность
духовности, которые выработаны годами и основаны на
православии. В то же время европейское западное образование -
это уже рынок. Все выставляется на продажу. Хочешь, покупай
Сатану или Христа. Все продается. Мы должны защитить страну. И
тогда пойдем дальше. Если в стране семья - святое, то люди
обязательно преуспеют, утверждает академик.
На основах гуманной педагогики Паата Шалвович Амонашвили,
президент международного центра Гуманной педагогики, создал
свою студию и детский сад.
- Мы изменили отношение к детям. Дети живут радостью, как и
воспитатели, - объясняет Паата. - Они учатся танцам, рисунку,
развивают свои способности. Применяли мы технические новации.
Из каждой комнаты ведется онлайн-трансляция. И родители могут
видеть, как чувствует себя ребенок.
В Одессе семья Амонашвили уже четвертый раз. По мнению Шалвы
Александровича, это город радости, культуры, юмора, где есть
чему поучиться. Ведь в свои 82 знаменитый педагог не только
учит других, но и учится сам.