Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 20 (1552)
22.07.2021
НОВОСТИ
Актуальная тема
Острая тема
История
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 20 (1552), 22.07.2021

КОРАЛЛОВОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

Первая ассоциация, которая приходит в голову при слове "Мальдивы", — это райские острова для безмятежного отдыха. Именно так их представляет большинство из тех, кто слышал о них. В принципе мысль верная. Но дело в том, что модным курортом Мальдивы стали относительно недавно, хотя история этих островов уходит в далекое прошлое. Чтобы познакомиться с Мальдивской республикой, нужно обязательно побывать в ее столице. Что мы и сделали.


Райский пейзаж

Для ясности сразу скажу, что никакими архитектурными изысками или историческими уникумами небольшое государство не владеет. Оно раскинулось в Индийском океане к юго-западу от острова Цейлон. Мальдивы — это 26 атоллов, объединивших порядка 1200 островков кораллового происхождения. Они протянулись более чем на восемьсот километров с севера на юг, но суммарная площадь суши всего архипелага едва достигает трехсот квадратных километров (это чуть больше площади Одессы). Люди живут примерно на двух сотнях островов, из которых примерно половина стала курортами. О местах отдыха поговорим чуть позже. Сначала познакомимся со столицей.


На улицах Мале

Город Мале занимает одноименный остров, который является составной частью одноименного атолла. То есть группы рядом стоящих островов. Вместе с намытыми участками площадь столичного острова выросла аж до семи квадратных километров! Его весь можно обойти пешком за полдня. При этом население растет, и теперь в столице обитает почти 150 тысяч человек, что сделало Мале одной из самых густонаселенных столиц мира. Заметьте, что речь идет едва ли не о самом крупном острове страны. Размеры прочих совсем крошечные. Самые большие могут иметь длину до мили. Ясно, что в густонаселенной столице не было места для аэропорта. Его оборудовали на соседнем острове Хулуле. Туда мы и прилетели. Когда самолет пошел на посадку, казалось, он может сесть только на воду. Но пилоты мастерски вписались в полосу, по обе стороны которой простирается бескрайний океан.

Весь островок — сплошной транспортный узел. В аэропорт прибывает множество рейсов со всех континентов. Возле выхода из терминала — небольшая парковка для машин и автобусов. Несколько лет назад Хулуле соединили со столицей мостом с многорядным движением, и теперь поток стал еще интенсивнее. Но многие предпочитают давний способ передвижения по воде. Звездные отели, каких не так много в Мале, встречают своих постояльцев прямо в аэропорту и переправляют в столицу на быстроходных катерах. По всему периметру главный остров опоясан нескончаемой цепочкой причалов. Вас привезут на тот, что ближе к вашему отелю. Оттуда узкими улочками пройдете к нужному месту. Как правило, это не больше двух-трех кварталов. Багаж помогут катить или тащить гостиничные служащие. Зачастую такой способ быстрее, чем езда на автомобиле. На узких улицах наверняка попадете в пробку.


Парковка для гидропланов

Почти впритык к главному аэропорту находится другой, куда более экзотичный. Здесь у причалов припаркованы десятки гидропланов. Они тихо покачиваются на волнах в ожидании пассажиров. Отсюда гидропланы летают во все концы архипелага. Этим летательным аппаратам не нужны посадочные полосы. Главное, чтобы не было высокой волны. Гидропланы выполняют роль маршрутных такси. По ходу рейса делают несколько взлетов-посадок на разных островах. Кое-где для них оборудованы выдающиеся далеко в море дощатые причалы на сваях. Но в большинстве случаев гидропланы садятся прямо на чистую воду впритык к небольшим плотам-платформам, которые стоят на якоре посреди водной глади. Пассажиров на эти платформы подвозят и увозят с них маленькие катера. При сильном волнении такие рейсы весьма проблематичны. Нам тоже пришлось полетать на гидропланах. Очень шумных и довольно тесных. Долго в таком не высидишь. Комфорта еще меньше, чем в наших старых "кукурузниках".

Сами жители Мальдив редко пользуются авиацией. Все они потомственные мореходы. Неслучайно основным экспортным продуктом страны была и остается рыба. Особенно одна из разновидностей тунца, которую здесь называют бонито. Вы найдете его в любом виде в каждом ресторане столицы. Но основная часть улова уходит в Японию, где за тунца дают неплохие деньги.


Рыбный рынок

Рыбный рынок Мале примыкает к набережной, где с утра до вечера швартуются рыбацкие лодки. На рынке всегда многолюдно. В каменных желобах серебрится чешуей разного оттенка рыбешка от мала до велика. Тут же идет торг. Кто-то закупает большую партию для переработки, кто-то отбирает достойные экземпляры для своих заведений. Хозяйки берут что-то по мелочам. Тем, кому особенно сегодня повезло, гордо сидят на ящиках рядом со свежевыловленным тунцом весом в 40-50 килограммов. На такие экземпляры цена особая. В дальнем ряду за длинными металлическими столами трудятся местные хирурги. Мелькают остро наточенные ножи разной конфигурации. Мужчины в перчатках и резиновых фартуках ловко потрошат и разделывают под заказ купленную рыбу. Каменные полы то и дело моют, выпуская мощную струю. Но неистребимый рыбный запах стоит плотной стеной. Мы идем к выходу. А рыбаки и покупатели продолжают свой бесконечный торг...


У входа в Национальный музей

Уходим от набережной вглубь плотно застроенных кварталов и вскоре находим небольшой скверик со скамеечками и качелями. Рядом за оградой видна старинная чугунная пушка. Она установлена перед входом в местный национальный музей. Под высокими сводами современного здания тихо и малолюдно. Местные, очевидно, о себе все и так знают, а интуристов больше тянет на пляжи. Между тем мы уточняем для себя, что острова архипелага начали заселять еще в третьем веке до нашей эры. Изначально это были выходцы из Индии и с Цейлона, те самые коренные жители субконтинента, которых называют дравидами. Родственные мальдивцам племена по сей день населяют юг Индии. Однако островитяне прошли свой исторический путь. До середины ХII века они исповедовали буддизм и о другом не помышляли. Но летописи зафиксировали, что в 1153 году среди арабских купцов оказался рьяный проповедник ислама. Он так активно обращал островитян в свою веру, что в итоге провозгласил себя султаном по имени Мухаммад уль-Абдала. Династия долго правила Мальдивами, строила укрепления, торговала с заморскими странами.


Мальдивский военный флот

Вездесущие португальцы в 1558 году захватили Мале, построили здесь форт, но... продержались всего полтора десятилетия и были изгнаны в результате восстания. Почти безлюдные острова продолжали манить европейцев. Какое-то время здесь хозяйничали голландцы, а в 1887 году свой протекторат навязала крошечному государству могучая Британия. Почти восемь десятилетий сохранялось такое положение.

(Окончание следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Хорошо ли там, где нас нет?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв

(www.odessitclub.org)

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.