Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 29 (1518)
17.09.2020
НОВОСТИ
Фотовернисаж
Проблемы и решения
Актуальная тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 29 (1518), 17.09.2020

ЧТО ПОД КРАСНЫМ ЗНАМЕНЕМ?

(Продолжение. Начало в №№ 27–28.)

Туманные красоты и слезы прошлого

Утро туманное. Утро сырое. Строки старинного романса крутились в мозгу на всем 170-километровом пути из столицы к знаменитой бухте Халонг. Дорога была неплохая. Пейзажи мелькали затейливые. Убогие строения соседствовали с гладью рисовых полей. Силуэты гор служили фоном для живописных рощиц и торчащих там и сям бетонных кубов промышленных объектов. Над всем этим висела дымка. Она не рассеялась и к полудню, когда мы уже плыли на двухпалубном деревянном кораблике по невозмутимой морской глади.


Халонг

Весь этот живописный залив площадью полторы тысячи квадратных километров принято считать одним из природных чудес света. Не зря же ЮНЕСКО включило это место в список международного достояния человечества. Ясное дело, что человечество не прикладывало рук к созданию здешней красоты. И слава богу! Нетронутая природа радует глаз, невзирая на мельтешащие повсюду плавсредства. Большинство из них — небольшие лодочки и скроенные под старину деревянные суденышки вроде того, на котором плыли мы.

В бухте уместились почти три тысячи разного калибра островов с причудливыми скальными образованиями. В некоторых угадываются загадочные фигуры. Туман не стал помехой. Скорее придал романтичности и загадочности всей картине. Острова побольше — сплошь в зарослях мангровых лесов. Здесь повсюду гроты и пещеры. Кое-где оборудованы скромные причалы с деревянным настилом. К одному из таких мы пристали.


Пещера

Крутые ступени лестниц вели куда-то вверх. Туристы немногочисленным отрядом уверенно карабкались по уступам, то и дело задирая головы. За ними двинулись и мы. Вышли на небольшую площадку перед входом в пещеру. Стало ясно, что это ритуальное место. Гирлянды цветов, каменные изваяния. Шагнули внутрь пещеры. Она оказалась довольно обширной. Протоптанные тысячами ног тропы вели вглубь пространства, петляли, уходя вверх и вниз. Повсюду таинственно подсвеченные сталактиты и сталагмиты напоминали о бесконечной работе природы над созданием этих шедевров. В скальных породах каждый обнаруживал только ему понятные образы. В таких местах фантазия работает особенно бурно даже у самых равнодушных людей.


Побродив по сказочной пещере, вышли в туман божьего света и снова устремились вслед за немногочисленной группкой людей, карабкавшихся еще выше. Любопытство взяло верх над усталостью. В скалах обнаружилась еще одна пещера с фигурками Будды. В праздники сюда совершают паломничество верующие. Говорят, что в такие дни к верхней пещере просто не протолкнешься, а на берегу лодок столько, что стоят они борт к борту, образуя шаткий плавучий мостик. В тот день паломников не было. С площадки перед верхней пещерой открывался изумительный вид на залив и хитросплетение скальных фигур...

На борту нашего кораблика нам предложили разнообразные блюда из только что выловленных морепродуктов. За соседним столиком оказалась пара из Киева. Познакомились. Стали делиться впечатлениями. Простиравшиеся вокруг нас красоты не могли, естественно, не нравиться. Но по дороге к Халонгу мы заезжали в другое место, где трудно было сдержать эмоции.

Визит на жемчужную фабрику был коротким. Нам показали десятки разновидностей жемчуга, который здесь искусственно выращивают или вылавливают во все той же живописной бухте Халонг. Отдали должное мастерству людей, выделывающих множество симпатичных вещиц из жемчужных пластин. Но все это затмила поездка в так называемый благотворительный центр.

Территория, похожая на дворик небольшого завода, была уставлена вытесанными из камня фигурами людей и животных. Современное приземистое здание с непонятными надписями открыло перед нами двери. Внутри — приглушенный гул механизмов и ровное освещение. Высокие потолки и много воздуха. За столами и верстаками — ряды фигурок, склонившихся над своими изделиями. Из одного угла тянется запах лака, из другого — свежей древесной стружки. На стенах висят яркие картины. Весьма приятная обстановка. Поначалу обращаешь внимание только на интерьер. К работающим людям присматриваемся позже. Все они — с серьезными увечьями. Искривленные тела, искореженные конечности и лица. Но каждый собран и сосредоточен. Все, что они делают, — тончайшая ручная работа высшей квалификации. Резьба по камню и дереву, роспись лаком и красками, вышивка. Нас поразили прекрасные полотна, вышитые шелковыми нитками. Саму нить видишь только вблизи. Издали творение представляется художественным полотном. Размеры разные. Сюжеты тоже. Такие вещи эти люди вышивают порой по нескольку недель. Все предлагается на продажу.


Вышитые картины

Страшные войны, в ходе которых противник применял химическое оружие, унесли миллионы жизней. Но отголоски тех сражений не смолкают. Пережившие последствия химатак жили недолго, но многие успели завести детей. Они вскоре стали сиротами и... такими же инвалидами. Войны завершились в середине 70-х годов прошлого века, но мутация не прекращается несколько поколений. Во Вьетнаме больше трех с половиной миллионов инвалидов. Увечья большинства из них связаны с войной. С некоторых пор государство озаботилось комплексным решением проблемы. Повзрослевших сирот стали собирать и селить в определенных местах, обучать их ремеслам и обеспечивать работой, кровом над головой и питанием. Так возникли центры типа того, куда мы приехали. Мужчин и женщин поселяют отдельно в многоместных комнатах, чтобы попытаться ограничить их дальнейшее размножение. А значит, уменьшить число таких инвалидов в будущем. Сегодня эти мастера зачастую одной рукой выделывают такие вещи, которые не под силу большинству из нас. Не в накладе и государство. Оригинальные изделия ручной работы охотно раскупают иностранцы за немалые деньги. За счет этого содержат инвалидов.

Грустная картина яркого и внешне креативного благотворительного центра стоит перед глазами всякий раз, когда произносят слово "Вьетнам".

На реке Сайгон

Они незримо соперничают до сих пор. Огромные города на реках Хонгха и Сайгон. Их разделяют больше полутора тысяч километров и ментальные отличия. Три десятилетия они были столицами воюющих сторон Северного и Южного Вьетнама. Когда весь Индокитай был французским, его центром оставался Сайгон. Крупный порт, промышленный и культурный узел на знойном юге. В середине 70-х страна объединилась, и мегаполис получил имя вождя коммунистов. Хошимин остается самым населенным городом, жители которого упорно именуют его Сайгоном. Таблички с таким названием пестрят повсюду, соседствуя с атрибутами краснознаменного настоящего.


Символично, что Музей жертв войны открыли именно в Хошимине. Западные туристы больше любят приезжать в этот регион страны. Их ненавязчиво отправляют в залы музея в самом центре. Все пространство вокруг здания занимают танки, пушки, вертолеты и прочая крупная военная техника. Поначалу кажется, что это ретровыставка. На бортах машин — знаки американской армии. Все это трофеи, добытые вьетнамцами в ходе боевых действий. Среди танков и самоходок резвится детвора и задумчиво расхаживают взрослые. Когда они заходят в залы музея, задумчивость усугубляется. Особенно бьет по нервам экспозиция фоторабот, на которых запечатлены мгновения войны. Большей частью — ужасные. Работы принадлежат репортерам разных стран, побывавшим в те годы на полуострове. Многие останавливаются перед скромной таблицей. Здесь голые цифры. Приведу несколько из них. Только война против американцев и их союзников длилась больше 17 лет! В ней успели принять участие порядка 9 миллионов человек. В ходе войны потратили свыше 670 миллиардов долларов, а на местных жителей сбросили 14 миллионов тонн бомб (это почти втрое больше, чем использовано в ходе Второй мировой войны). Ошеломляющие данные...

Не менее грустно видеть последствия уже вроде бы далекой войны. Неслучайно на входе в музей дежурят парни с увечьями, подчеркивающими весь ужас той бессмысленной бойни. Долгие десятилетия Вьетнам при помощи международных организаций проводил масштабные работы по разминированию своих территорий. О борьбе маленьких вьетнамцев с могучими американцами сняты фильмы, написаны книги. Но тема эта еще долго будет будоражить сознание. Хотя сами вьетнамцы винят империалистические правительства, а простым солдатам готовы все простить, ибо творили зло они не по своей воле. Такая вот в целом примиренческая философия, помогающая стране налаживать контакты со всеми вчерашними врагами и двигаться вперед. Сегодня примерно пятая часть всего экспорта из Вьетнама уходит в Соединенные Штаты. Другими важнейшими партнерами стали Япония и Китай, Сингапур и Австралия, Тайвань и Южная Корея. Некогда сильные связи со странами соцлагеря оборвались с развалом этого самого лагеря.

(Продолжение следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Чи добре там, де нас немає?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв

(www.odessitclub.org)

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.