Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 18 (1065)
20.05.2011
НОВОСТИ
Фестиваль
История
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 18 (1065), 20.05.2011

НА РАДОСТЬ НАМ ДАНО
ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО

(или шесть фильмов и одна встреча)

Пока народ безграмотен, из всех искусств
для нас важнейшими являются кино и цирк.

В. Ленин.

Ежегодный фестиваль "Французская весна" предлагает настолько большую программу, что приходится выбирать, чему уделить внимание. Я в своем выборе решила руководствоваться высказыванием Владимира Ильича и взяла на себя поход на спектакль французского цирка "Корни" и посещение допремьерного показа шести французских фильмов. В основном не прогадала. Мои восторги по поводу французского цирка можно прочитать в заметке "Корни и ствол". В данной же статье я попытаюсь поделиться впечатлениями о той части кинопрограммы, которую я взяла на себя (в программу входила еще "Долгая ночь... короткого метра" и ретроспектива фильмов Амоса Гитая).

Кинопрограммы обычно подбираются по одному из двух принципов. Либо в них превалирует какая-то общая тематика, либо, наоборот, тематика фильмов имеет довольно широкий спектр. Собственно, как и жанры.

Французскую киновесну открыла очень милая и, в первую очередь, добрая романтическая комедия "Турне" режиссера и актера Матье Амальрика. Он же снялся в главной роли продюсера Жоакима, который привозит во Францию труппу американских стриптизерш с шокирующей программой. Труппа ездит по французской провинции, поскольку Жоакиму нельзя появляться в Париже, где он всем задолжал.

Фильм был номинирован на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского МКФ-2010, однако приз получил лишь за лучшую режиссуру.

Гран-при на том же Каннском фестивале получила драма Ксавье Бовуа "О Людях и Богах".

В основе сюжета фильма лежит реальная история, произошедшая в Алжире, где французские служители монашеского ордена траппистов жили некоторое время в полной гармонии с местным мусульманским населением и оказывали со своей стороны возможную помощь и поддержку. Все закончилось тем, что в 1996 году семеро из восьми монахов были таинственным образом убиты. И до сих пор эта трагедия до конца не раскрыта.

Кроме уже названной премии в Каннах, фильм был отмечен премией французской киноакадемии "Сезар" по следующим номинациям: "Лучший фильм", "Лучшая роль второго плана", "Лучшая работа оператора".

Остановлюсь на последней. Работа выдающегося оператора Каролин Шампетье стилизована под классическую живопись. Пейзажи сняты так, что ты буквально ощущаешь себя у подножья Атласских гор, среди странных кривых деревьев, растущих на камнях. А в последних кадрах, когда взятых в заложники монахов ведут через лес в метель, возникает ощущение, что снег метет не на экране, а с экрана.

Но главное - портреты. Есть большой эпизод перед трагическим финалом. Монахи, а большинство из них глубокие старики, сидят за праздничной трапезой, и один из них ставит запись увертюры Чайковского к "Лебединому озеру". Со слезами на глазах они слушают эту музыку. Музыку победы зла над добром. И камера медленно проходит по лицам, как бы для того, чтобы мы запомнили их в последний мирный день их жизни.

Трудно сказать, какой фильм следовало бы поставить после этой, не побоюсь сказать, гениальной картины, но только не комедию-пародию "Счастливчик Люк" Джеймса Хата.

Вот уж воистину фильм, подпадающий под вышеприведенный ленинский лозунг. Не знаю, как насчет грамотности, но по примитивности сюжета и диалогов, несмотря на изобилие постановочных трюков, картина явно рассчитана на более чем непритязательную публику. (Кстати, о грамотности - попробуйте сегодня почитать комментарии в интернете или, на худой конец, СМС-послания на некоторых программах телевидения. Волосы дыбом встают.)

Я не большой поклонник фильмов-пародий, хотя встречаются весьма остроумные. Картина "Счастливчик Люк" - это сборник видеоцитат из известных (в основном в США) вестернов и их героев (Пат Покер, Билли Зи Ки, певичка Белль...) и не менее известных кинонегодяев. Сам Люк напоминает героя остроумной чешской пародийной комедии "Лимонадный Джо". Напоминает тем, что он, как и Джо, - ковбой с изъяном. Джо вместо виски пил лимонад, а Люк отказывается стрелять в обидчиков и брать в руки свой кольт.

Следующие три фильма компенсировали разочарование от работы Хата.

Особенно картина "Но и Я".

Фильм представляла гость фестиваля, режиссер и актриса Забу Брейтман, на творческом счету которой более двух десятков прекрасных кинолент.

"Но и Я" - это драма. Драма одиночества 13-летней Лу. Одаренная девочка, опередив в развитии одноклассников, не имеет друзей. И в семье, особенно с матерью, не находит общего языка. Она чувствует себя брошенной. Поэтому темой школьного сочинения Лу выбирает проблемы беспризорности. Познакомившись на вокзале с попрошайкой Но (Норой), Лу привлекает ее к своему расследованию и, наконец, находит подругу. В результате всех перипетий приходит взаимопонимание и с матерью.

Романтическая комедия "Счастливы вместе" Антони Кордье - это типичная легкая, обаятельная французская романтическая комедия. От тех, которые очаровывали нас в середине прошлого века, она отличается "сексуальной озабоченностью" героев и авторов, На Венецианском МКФ 2010 года эта лента оказалась чуть ли не самой сексуальной. А что удивительного, если речь идет о том, как две пары встречаются, влюбляются, сходятся и расходятся. И герои сами не могут решить, кто и в кого больше влюблен.

Героиня фильма-мелодрамы "Отпусти" режиссера Катрин Корсини, тоже мечется, хотя она знает точно, чего хочет. Просто на одной чаше весов ее благополучная, хотя и однообразная жизнь с мужем, преуспевающим хирургом и двумя прекрасными детьми, на другой - страстная любовь к простому рабочему-строителю, который был нанят для того, чтобы оборудовать для Катрин медицинский кабинет, поскольку она решила вернуться к врачебной практике, заброшенной ради мужа и детей. В фильме много интересных сюжетных поворотов, интересных характеров. Он очень психологичен.

Но все хорошее когда-нибудь кончается. Французская весна уступает место одесскому лету и другим событиям.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.