Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 7 (1054)
25.02.2011
НОВОСТИ
Юбилей
Культура
Обратная связь
Детская страничка
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 7 (1054), 25.02.2011

И СУЕТНОЕ, И ДУХОВНОЕ

Летом 2011 года один из самых молодых музеев Одессы отпразднует четверть века. Это муниципальный музей личных коллекций имени А. В. Блещунова.

Музей небольшой, и работает в нем небольшой коллектив. Но за 25 лет в музее состоялось более двухсот выставок. Осуществлялись большие проекты. Я помню, как в 1994 году в музее состоялась интереснейшая встреча с самым старым представителем семьи Фальц-Фейнов, основателей биосферного заповедника "Аскания-Нова". А были еще такие интерактивные проекты, как "Бесконечное путешествие", "Из истории человеческих слабостей", "В мире Андерсена", "Кухня - поэзия домашнего очага", "ГОГОЛЕУМЪ", "Его величество фарфор" и др.

Научные сотрудники музея участвуют в фестивалях, конференциях, в т. ч. международных, симпозиумах, семинарах и т. д. Проводят мастер-классы, в музее работает музейно- образовательный комплекс "Сотворчество".

ОММЛК одним из первых в Украине еще в 2003 году присоединился к всеевропейской акции "Весна музеев", а с 2005 года проводит к Международному дню музеев акцию "Ночь музеев", для которой готовит специальную программу. В этом году ОММЛК объявил конкурс на лучший кураторский проект, победитель которого сможет осуществить свою идею в "Ночь музеев-2011".

В музее личных коллекций сравнительно небольшая экспозиция, хотя за время его существования открылся выставочный зал и две новые экспозиции - "Дамская гостиная" и "Дамские штучки". Думается, что, если бы музей имел свободные площади, его коллекция была бы значительно больше. Но, как известно, ОММЛК располагается в квартире его создателя Александра Владимировича Блещунова, и пока расширение его площадей не предвидится. А это значит, что сотрудники музея взыскательны в приеме подарков от частных лиц. Тем более, что, как подчеркнула директор музея С. И. Остапова, недаром музей называется музеем не частных, как путают многие, а личных коллекций. То есть не только экспонат должен представлять собой раритетную ценность, но и лицо, подарившее свою коллекцию, должно быть значимым. А, с другой стороны, поскольку нет возможности все подаренные коллекции экспонировать, то этот фактор является сдерживающим для дарителей.

Сейчас руководство музея нашло возможность приоткрыть фонды для посетителей. Причем в прямом смысле. Часть экспонатов из фондов размещена в комодах с выдвижными ящиками, в которые свободно может заглянуть посетитель музея.

Для сохранения и консервации экспонатов в музее проводятся реставрационные работы. Так, полностью отреставрирована коллекция вееров - то есть коллекция самых беззащитных перед временем экспонатов музея. Готовится проект "Веер. Эпоха возрождения".

Кому-то по названиям экспозиций "Дамская гостиная", "Дамские штучки", "Веера" может показаться, что в музее экспонируются лишь атрибуты суетной жизни. Это не так. Есть в музее и атрибуты духовной жизни.

В первую очередь это большая и интересная коллекция икон. В основном, это иконы, собранные еще А. В. Блещуновым (72 иконы). Но есть еще 4 иконы, две из которых музею подарены О. Губарем, одна - В. Оплачко, и еще одна - И. Мельником.

28 января музей отметил 22-летие со дня его открытия для посетителей. И в этот день он открыл свои двери журналистам и друзьям музея для презентации (пока в электронном виде) каталога икон, составленного научным сотрудником музея Натальей Викторовной Гридневой.

Мне посчастливилось пройти с Натальей Викторовной по нескольким залам и услышать то, как она говорит о разных иконах. Особенно интересен ее рассказ о т. н. липованских иконах, которые ей после непростой атрибутации удалось собрать в отдельном зале (экспозиция "Христианство").

Я написала "после непростой атрибутации", но Н. Гриднева так четко формулирует, какие иконы относятся к липованским, в чем их особенность, что характерно для них, что создается впечатление, что ты сам можешь запросто отличить их от украинских икон или икон русского письма. А вот само название - "липованские" до сих пор не имеет единой трактовки. Липованцами называли старообрядцев, живущих на юге Украины, но почему их так называли - тоже неизвестно. Возможно, от дерева липы? Но все иконы чаще всего делались на липовых досках.

Словом, смогла Н. Гриднева заинтриговать своих слушателей и открыть перед ними красоту иконописи.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.