Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 3 (1050)
28.01.2011
НОВОСТИ
Культура
Острая тема
Скандал
Личность
16-я полоса
Криминал
Спорт
Баскетбол

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 3 (1050), 28.01.2011

ПОГРУЖЕНИЯ АЛЕКСАНДРА АЙЗЕНБЕРГА

"Узурпаторы" - это уже не первая книга одессита Александра Айзенберга, изданная в Санкт-Петербурге (издательство Алетейя, 2009).

"Узурпаторы" - это сборник, в который вошли пьесы, эссе и другие произведения писателя, жанр которых я не берусь определить. Пьеса - есть пьеса. Понять это можно, даже не читая. Достаточно взглянуть на расписанные диалоги. А что можно сказать о произведении, на страницах которого идут отделенные друг от друга чертой короткие отрывочные фразы, правда, позволяющие проникнуть в смятенные мысли персонажей. Или последовательно сменяющие друг друга пронумерованные описания эпизодов, как в киносценариях. Или... Нет, я не буду продолжать. Конструкции, по которым строит свои произведения Александр Айзенберг, слишком причудливы и, честно говоря, сложны. Они требует полного погружения в текст. Собственно, вот я и нашла подходящее название для той манеры, того жанра, в котором работает А. Айзенберг - ПОГРУЖЕНИЯ. К ним я отношу и пьесы автора: "Жди смертный завершающего дня", "Комедия дьявола" и "Узурпаторы", и его эссе - "Тайны ордена Тамплиеров", и исследования: "Против Иосифа Флавия" и "Иудейская война". И тем более такие конструктивно сложные произведения, как "Миф" и "Диадохи".

Уже из названий видно, что фантазия, а точнее интересы автора переносят его из Древней Греции ("Миф", герои которого Геракл, Адмет, Алкеста и кое-кто из жителей Олимпа), в Римскую империю времен Нерона и Петрония ("Жди смертный завершающего дня"), или в те времена, когда царь Эпира Пирр пытался собрать воедино империю Александра Македонского, растащенную его соратниками-наследниками ("Диадохи").

Автор скачет из одного государства и времени в другое, перепрыгивая столетия и эпохи, как это делает "Асмодей, по прозванию Хромой Бес, испанский кабальеро, потом врач "Скорой помощи", потом Тот, кто Все видел..." ("Комедия дьявола"). Слово "скачет" в данном случае не вульгаризм, поскольку сам автор свою пьесу "Комедия дьявола" делит не на "явление первое", "явление второе" и т. д., а отделяет эпизоды один от другого "прыжками", "скачками", "подскоками" и прочей, говоря медицинским языком, моторикой, позволяющей переноситься во времени и пространстве.

Продолжая прослеживать сферу интересов Александра Айзенберга, мы попадаем во времена Ричарда III ("Узурпаторы"). Нас окружают Андроник, Глостер, Леди Анна и... Ведущий телевидения, пытающийся осмыслить и прокомментировать ту часть английской истории, которую мы привыкли воспринимать в изложении Уильяма Шекспира по его "Хроникам".

Понятно, что в "Узурпаторах" Ведущий - это сам автор, и это позволяет ему (автору) в несколько ерническом тоне комментировать события. Зато в своем эссе о рыцарях тамплиерах и в исследовании Иудейской войны по Иосифу Флавию, в анализе самой фигуры Иосифа бен Маттафии - Иосифа Флавия Айзенберг придерживается буквально рефератской скромности в изложении. Qобственно в таком же плане Айзенберг исследует побудительные причины, экономические и политические предпосылки, связи личностные и межнациональные в своем последнем "погружении" (мы ведь договорились о таком определении жанра) "Иудейская война". Но потом не выдерживает чинности изложения и переходит на свой обычный метод рванного на отдельные фразы текста, что, по- большому счету, оказывается наиболее емким способом донести до читателя всю картину, все образы, все перипетии и взаимоотношения действующих лиц.

В своих исследованиях Александр Айзенберг не только прокручивает варианты развития событий, но проводит и интересные аналогии, вспоминая войну 1812 года с Наполеоном или Испанию времен того же Бонапарта.

Вообще профессиональный юрист и увлеченный историк Александр Айзенберг очень хорошо чувствует время. И, обращаясь к, казалось бы, весьма отдаленным историческим пластам, умудряется вызвать у читателя четкие аллюзии с современной историей.

Не надо уточнять, какие ассоциации вызывает погружение в историю огромной империи Александра Македонского, разорванной на куски его соратниками-диадохами...

Или "Тайны ордена Тамплиеров", который существует по сей день, и, который, как объявил телеканал ИНТЕР, спровоцировал "оранжевую революцию". От этого обвинения с возмущением открещивается Великий Приор Ордена Александр Яблонский. Но как бы там ни было, интерес читателя к рыцарям тамплиерам, угасший вместе с интересом к героям Вальтера Скотта, к рыцарю Айвенго и его врагу храмовнику, снова ожил. И глава, посвященная тайнам ордена тамплиеров, не может не вызвать интереса. Тем более, что Айзенберг в ней описывает не ристалища, а историю возникновения и экономическую деятельность ордена, например, изобретение такого современного инструмента экономических отношений, как вексель.

А что касается самого названия сборника - "Узурпаторы" (оно относится не только к конкретному "погружению", но и ко всему сборнику), то тут даже не надо объяснять, какие аллюзии, какие ассоциации оно вызывает.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.