Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 23 (968)
19.06.2009
НОВОСТИ
Культура
Память
Антикризис
Вокруг Света
16-я полоса
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 23 (968), 19.06.2009

ВЕТЕРАН

Возраст жителя нашего города Ивана Ивановича Гладких записывается трехзначным числом. Его послужной список авиатора включает десятки аэродромов в различных городах СССР, а положенные на бумагу воспоминания могли бы послужить сюжетом для повести о своей эпохе и стране. Они запечатлели войны гражданскую и Великую Отечественную, голод, разруху, коллективизацию, тяжкий труд и надежды на лучшее будущее.

Бывший летчик и авиамеханик, кавалер орденов Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, родился в многодетной крестьянской семье в селе Меловое Курской губернии в 1908 году. В 1927-м был призван в армию, где прошел долгий путь служения Родине.

Начинал рядовым бойцом в моторизованном дивизионе.

Из воспоминаний И. И. Гладких:

"В 1930 году меня направили в летную школу, где до нас учились Чкалов и Коккинаки. С нами занимались офицеры в длинных, до полу, шинелях, высокие, красивые... Изучали мотор: как устроен, как его чинить. Всё до винтика. Моторы были с У-2, М-11, звездообразные, пятицилиндровые. Еще нас учили, как при выходе в город себя вести: не ходить, широко расправив плечи, а боком, чтобы людей не цеплять, уступать место женщинам и детям. Мы же ничего этого не знали...

Осваивали формулы из высшей математики. Что я там понимал, если знал только что дважды два четыре? А учил. И аэродинамику, и термодинамику, сопротивление материалов... Днем занятия, вечером - самоподготовка в ленуголке. Когда ложились спать, никто не проверял. Еще темно - подъем, построение. Зарядка обязательно. Почти голые на морозе, в нательных рубашках. Потом завтрак. Еда бесплатно. Кормили на убой: ворошиловский завтрак - белый хлеб, масло сливочное. Все, что надо: самое лучшее...

И вот - первый "кубик" - младший лейтенант. Нам заказали синюю форму, галифе, белые рубашки...

Назначение получили в Киев, в летную бригаду. Нас 4 человека. Едем в одну эскадрилью. Закрепили за самолетами. Я попал в отдельный разведывательный отряд. Потом перевели в Житомир. Жили в больших палатках на 40 человек. Оттуда шли на аэродром. Там состоялся мой первый полет. Командир звена - Неверов, прибывший из Севастополя, где был инструктором. Двухместный самолет Р-1. Неверов на первом сиденьи, я - на втором. Он сначала пошел на бреющем полете и сразу же вышел "в свечку". Тут я вспомнил "американские горки" - аттракцион, который очень не любил...

В Киеве был Зима - любимец Якира, переведенный из тогдашней столицы Украины - Харькова. Его назначили командиром бригады и направили в Белую Церковь, предоставив возможность самому выбирать лучшие кадры. Он взял себе командиров звеньев. Самолеты ТБ-3 - тяжелый четырехмоторный бомбардировщик с мощными отечественными моторами М-17, бомбардировщик Р-6... Перевелся в Житомир, оттуда в Киев. Эскадрилья из 30 самолетов: три отряда по 10 самолетов. Я - в первом. Командир эскадрильи Хохлов вызвал меня, выдвинул стахановцем. Фото во весь рост висело. Единственный стахановец. И в 1936 году представляют к награждению орденом. Это в мирное время! Орден!.. Из Белой Церкви еду в Ленинград на курсы усовершенствования инженерного состава авиации...

В Москве на параде был несколько раз. Первый раз - из Белой Церкви. Летал на СБ - скоростном бомбардировщике. Сел в штурманскую кабину. Она впереди, на носу. Сверху и с боков прозрачная. Сидишь как голый, открытый со всех сторон. Сзади приборы, потом летчик, дальше стрелок, корпус, хвост. По обеим сторонам крылья с моторами. Четыре часа лету. Летчик - москвич. Ему приятно еще раз на Москву с высоты посмотреть, так что еще круг добавил. А я и так еле сижу, уболтало. Я - старший группы, инженер группы - так назывался. Сели тогда в Щелково. На Центральный аэродром не смогли...

Сталина видел в другой раз. На московском аэродроме. Тогда мы прилетели на разведчиках. Выстроили нас всех. И вот на машинах въезжают Ворошилов, Сталин. Каждый на своей. Первым ехал Сталин. Дверка открыта, сидит развалившись, вполоборота к нам. Одна нога в открытой дверке на крыле машины. Без охраны. Какая была тогда охрана? А мы перед ним, весь технический состав эскадрильи. Никакого трепета! Приехал, поприветствовали, уехал. И ничего...

Потом нас перевели в Скоморохи, наш отряд - 10 самолетов и второй отряд рядом, тоже в 10 самолетов. Во втором служила Полина Осипенко. Тогда она носила девичью фамилию. Были организованы курсы: изучали Японию, технику... Я с ней был в одном кружке. А старший лейтенант Осипенко занимался в соседнем и познакомился с Полиной позже. Она была красивая. Или казалась нам красивой. Молодые все красивые. Носила она тогда три треугольника - пом. ком. взвода. Ее именем потом была названа улица в Одессе...".

1941 год. Мелитополь. Война. Школа младших авиационных специалистов спешно эвакуирована в Саратовскую область, в городок Новоузенск.

Инженер 3-го ранга Иван Гладких просится на фронт, но военком непреклонен: кто будет готовить самолеты к боевым вылетам?

Лишь в 1944-м перевели ближе к фронту, в город Ковель. Там базировался ремонтный полк по обслуживанию тяжелых бомбардировщиков. Под опекой Ивана Ивановича были боевые самолеты, в том числе ближние бомбардировщики Пе-2, на которых летали летчицы знаменитого женского бомбардировочного полка, сформированного Мариной Расковой, прозванные гитлеровцами "ночными ведьмами".

Знаменитая летчица связана с нашим городом. В Одессе есть переулок, носящий ее имя. Она здесь занималась исследованием трассы будущей пассажирской гидроавиационной линии Одесса-Батуми.

Марина Малинина (выйдя замуж, она перешла на фамилию мужа, и как Раскову ее знали миллионы советских людей) в пять лет играла на рояле. Директор Московской консерватории Ипполитов-Иванов, прослушав в исполнения Марины фортепьянные пьесы, поднял девочку на руки и сказал, что она принята на детское отделение. Она увлекалась вокалом, разучивала арии из классических опер. Полюбив химию, после окончания школы работает в заводской лаборатории. А когда ей предложили поработать чертежницей в Военно-воздушной академии, одновременно осваивает штурманское дело, читает слушателям лекции и увлекается авиацией. Участвует во многих парадах и осваивает специальность радиста.

24-25 сентября 1938 года самолет "Родина" (в составе экипажа были Валентина Гризодубова и Полина Осипенко) совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва - Керби (Дальний Восток). За 26 часов 29 минут самолет пролетел по маршруту 6450 километров, а по прямой 5947 километров. Этим самым был поставлен мировой женский рекорд дальнего беспосадочного полета как по прямой, так и по ломаной линии.

По приказанию Гризодубовой перед самой посадкой Раскова вынуждена была опуститься на парашюте. Командир корабля опасалась: в случае посадки в районе диких сопок и дремучих лесов самолет может стать "на нос", и они не сумеют извлечь Раскову из кабины.

В течение 10 дней летчица блуждала по тайге, имея в кармане лишь две плитки шоколада. Она ела лесную землянику и листья, пила воду из луж. Мужество, которое проявила эта молодая женщина, не имело себе равных ни в истории авиации, ни в истории путешествий.

За этот полет Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова были удостоены звания Героя Советского Союза.

Спустя несколько месяцев после начала войны Раскова получила ответственное задание Ставки Верховного Главнокомандующего по формированию первых в мире женских авиационных полков...

Славная летчица не дожила до победы. Она погибла при исполнении служебного долга в январе 1943 года. В память о героине по всей стране развернулась подписка на авиационную эскадрилью имени Марины Расковой. Полк, которым командовала майор Раскова, впоследствии стал гвардейским...

Иван Иванович прославленную летчицу уже не застал, но помнил самолеты конструктора Петлякова Пе-2, бомбы с надписью "За Марину Раскову!", которые девушки-летчицы созданного ею полка сбрасывали на гитлеровцев.

В 1951 году И. И. Гладких был переведен начальником школы авиационных механиков в Белую Церковь, где и прослужил до 1955 года. В звании майора уволен в запас.

Материалы полосы подготовил
Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.