Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки


Номер 05 (750)
11.02.2005
НОВОСТИ
Культура
Вокруг света
Земляки
Вопрос - ответ
Криминал
Здоровье
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 05 (750), 11.02.2005

"ФАБРИКА ГРЁЗ"

Открывшаяся под таким названием на днях в Одесском литературном музее персональная фотовыставка имеет подзаголовок – грустные воспоминания. Принадлежат они не только автору снимков, фотохудожнику Владу Цветкову, но также и работникам Одесской киностудии и тем, кого он снимал. К сожалению, не все персонажи сегодня есть среди нас. Ещё печальнее то, что среди живых трудно назвать саму Одесскую киностудию.

На открытии выставки, организованной Одесским литературным музеем, Союзом кинематографистов Украины, Одесским областным отделением Союза фотохудожников Украины, выступил Вадим Васильевич Костроменко, в прошлом – кинооператор и режиссёр. Сегодня Вадим Васильевич является директором и душой музея кино Одесского отделения союза кинематографистов Украины.

— Для меня эта выставка – не просто некий факт, явление культуры в городе Одессе, это ещё и активное напоминание о том, что Одесская киностудия была, есть и должна быть дальше. Потому что все эти фотографии представляют работы, которые делались на студии в лучшие её годы. Это было в общем-то совсем недавно. Если тогда мы делали более 20 фильмов в год, сегодня с трудом делаем два...

Давайте теперь послушаем, что же говорит автор выставки Влад Цветков:

— Художником-фотографом работал на студии с 1970-го. Чем приходилось снимать? Гэдээровской камерой "Пентакон Сикс", 6 на 6. Почему большинство снимков на этой выставке чёрно-белые? Это более откровенная фотография, более обнажённая. В ней нельзя спрятаться за цветом... Многие лица на снимках известные. Евгений Леонов, Лев Дуров, Зиновий Гердт, Татьяна Друбич, Евгений Евстигнеев, Леонид Куравлёв, Александр Ширвиндт... Не все негативы сохранились, многие сжигал, они не представляли интереса. Я стремился установить контакт с актёром, которого снимал. Здесь, на одном из снимков, – рабочий момент из фильма "Меж высоких хлебов". Так вот, Евгений Леонов, который там снимался, – единственный актёр, с которым мне не удался контакт. Почему? У него характер, и у меня характер... Я перестал выставляться в городе с 1972-го. Только в 2000-м меня уговорили принять участие в биеннале "Марина-2000". Я стал раз в году появляться в серьёзных выставках. Эта выставка – вообще первая персональная в моей жизни.

Разговор о выставке, посвящённой работникам Одесской киностудии, не мог не коснуться судьбы самой студии. Говорит В.В. Костроменко:

— Эта выставка – ещё одно напоминание всей общественности, что мы живём в уникальном городе, в котором есть уникальные исторические объекты, такие, как оперный театр, Одесская киностудия и прочее, и прочее. И на киностудию нужно так же обращать внимание, как на тот же, скажем, оперный театр. Было время, когда бывший президент Кучма так пошутил на одной из тусовок, где я был тоже. Он сказал: "Ну, нема в Мозамбiк≤ кiностудiй, i нiчого, живуть же люди".

— Да, мы, к счастью, не в Мозамбике. Сейчас в Украине сколько осталось студий?

— Две. Одесская и Киевская, причём Киевская имеет статус национальной киностудии, этот статус защищает её от продажи в частные руки. Государство как бы берёт на себя ответственность, что эта студия будет существовать и работать. Мы просили такой статус и для нашей студии, нам отказали. Беда нашей студии в том, что она находится в очень хорошем районе и занимает большую территорию. Желающих приобрести киностудию много, но, я думаю, вряд ли кто из них собирается здесь делать кино, им нужна эта территория, а кино сегодня в Украине нерентабельно, а нерентабельно оно потому, что деньги, затраченные на кино, вынуть неоткуда, кинотеатры разрушены. Если в Одессе было 50, а осталось 5 кинотеатров, если в Одессе была большая профсоюзная сеть, в Одесской области была огромная сельская киносеть, то сейчас этого же ничего нет. Деньги ты вложишь, а вернуть их не сможешь. Частный капитал к нам не идёт, а государство нам каже – хлопцi, нема грошей.

Почему сегодня в России кинематографический бум? Большинство наших режиссёров сейчас потянулись в Москву, всем есть работа. Не только режиссёры, и ассистенты режиссёров, и монтажёры – все работают в Москве. Там деньги, вкладываемые в кино, освобождаются от налогообложения. И деньги туда поплыли. Это первое. И второе: россияне вернули всю киносеть в государственные руки. Она стала единой, она стала снова приносить доход. Как при советской власти, когда доход от кинематографа полностью покрывал нужды на народное образование и медицину. Сегодня у нас этого не хотят понять.

Добавим к этому, что и Украина, и Россия сталкиваются с проблемой пиратства, безлицензионного тиражирования фильмов на Ди-Ви-Ди, но наших соседей это не смутило, эффект кинозала оказывается сильнее, да и доступ к компьютерам, к комплексам типа "домашний кинотеатр" в наших странах заметно отличается от зарубежных.

— Вернёмся к этой выставке. Здесь в объектив попали артисты, которые снимались, а те, кто делал это кино – операторы, режиссёры, те, кто обрабатывал плёнку, кто вёл озвучивание, остались за кадром.

— Для меня эта выставка – первый пробный камень, – продолжает В.В. Костроменко. – Нам было интересно, как придёт народ на эту выставку. Выставка обычно привлекает знакомыми лицами, поэтому здесь превалируют актёры. На следующей выставке будут фотографии создателей фильмов, и не только первых лиц – режиссёров, операторов, но и ассистентов... Это бесценные кадры, которыми ещё до сих пор располагает Одесская киностудия, это можно будет показать.

Елена Марценюк, работавшая редактором на Одесской киностудии 20 лет:

— В своё время, когда киностудия нормально работала, штат съёмочных групп комплектовался в соответствии с государственными критериями, в каждой съёмочной группе обязательно был фотограф. А так как на Одесской киностудии в то золотое время снималось 6 прокатных фильмов и 28 телевизионных серий ежегодно, то съёмочных групп было много. Поэтому штат фотомастеров был солидный. И Влад Цветков был одним из самых ярких представителей вот этого цеха. У него сложный характер, это человек, с которым работать нелегко, потому что он всегда очень принципиален, он всегда во главу угла ставил творческий процесс. Это настоящий киношник, который прошёл, как говорится, и Крым, и Рим. И в каких он только картинах не работал! И в военных, и с выездами в экспедиции надолго... Его знали, он был известным на Одесской киностудии человеком. Как правило, работа фотохудожника заключалась в том, чтобы он фиксировал состояние кадра: вот так выставляется свет, так оператор выстраивает вместе с художником мизансцену, это нужно и для работы, и для истории. А каждый фотограф, помимо этой технической работы, обязательно фиксировал мгновения жизни съёмочной группы, вот это было самое интересное.

В своё время на Одесской киностудии существовал огромный архив таких вот живых фотографий, которые назывались рабочими моментами. Знаете, произошло просто кощунственное событие. Когда началась перестройка, развал, когда стали меняться, как марионетки, директора на Одесской киностудии, в один прекрасный момент вот этот колоссальный фотоархив просто выбросили на помойку. И его нашла бывший начальник цеха обработки плёнок Людмила Владимировна Попова, которая собрала все эти фотографии в мешки, принесла домой и разобрала просто по картинам, по годам, по художникам и т.д. Она спасла фотоархив. Но дома его держать тяжело, она просто сейчас раздаёт пачками эти фотографии тем, кто имел к этому отношение, кто запечатлён на этих кадрах. Архив расходится по рукам, по городам-весям и это тоже плохо.

А Влад Цветков сохранил свой архив в плёнках, слайдах, и вот сегодня он представил маленькую толику из того, что у него есть. У него огромная кинобиография Одесской студии. Мы сегодня благодарны ему не только за эти прекрасные портреты, фотографии. Мы пережили мгновения прошлой жизни, прекрасные и яркие. Глядя на его снимки, я понимаю, что главный итог его выставки – осознание того, что мы живы, что мы можем творить. Вот он творит, он на плаву, он доказал, что он как художник состоялся и продолжает быть им...

Выставка работает по 18 февраля. Приятного вам просмотра!

Леонид БЕНДЕРСКИЙ.

На фото: Влад Цветков; на фото Влада Цветкова: рабочий момент фильма "Лавка "Рубинчики...".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.