Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рисунок А. КОСТРОМЕНКО

Номер 39 (732)
01.10.2004
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 39 (732), 01.10.2004

К 110-ЛЕТИЮ АЛЕКСАНДРА ДОВЖЕНКО

ВСАДНИК С ОГНЕННЫМ ВЗОРОМ

В детстве я услышала рассказ отца о всаднике с огненным взором. Этого всадника на белом коне отец увидел однажды на одной из одесских площадей, где проходили киносъемки. Им оказался Александр Петрович ДОВЖЕНКО.

Рассказ отца запомнился, и когда я читала биографию Александра Довженко, этого крестьянского сына, родившегося в сентябре 1894 года в селе Сосницы, что на Черниговщине, то перед моими глазами возник вдруг мальчишка, который прямо из ночного на белом коне умчался в мир радости и боли творчества. Учитель, дипломат (1921-1923 гг., Польша, Германия), художник-карикатурист, писатель, сценарист, режиссер, чье имя присвоено после его кончины в 1956 году Киевской киностудии художественных фильмов. Народный артист РСФСР, лауреат двух государственных премий ("Щорс", 1939 г. и "Мичурин", 1949 г.), Художник, чье творчество, чьи эстетические взгляды оказали огромное влияние не только на украинское поэтическое кино, но и на многих советских и зарубежных кинематографистов.

А. Довженко начинал свою жизнь в кинематографе с комедий: "Вася-реформатор" (Одесская кинофабрика ВУФКУ) и "Ягодка любви", а также приключенческой ленты "Сумка дипкурьера". Но затем в его творчестве проявляется стремление к поэтическому кино. Его киносказка "Звенигора" соединяет в себе и сказочный эпос, и реалии гражданской войны. В этом фильме уже видна яркая индивидуальность Довженко, нестандартность его киномышления. В последующих работах Довженко всегда присутствуют лирико-героический эпос, романтика, символичность, хотя остается место и для гротеска, для политической сатиры, придающей фильмам публицистическое звучание.

Я недаром обронила слова "крестьянский сын". И не только потому, что всадник на белом коне ассоциируется с былинными героями. Неотторжимость от природы, от образа родной земли, от образа Днепра – это одна из ярких черт фильмов Довженко, в которых пейзаж не просто фон, он несет заданную эмоциональную нагрузку.

В режиссерскую фильмографию Александра Довженко, кроме уже названных, входят фильмы: "Арсенал", "Земля", "Иван", документальная лента "Освобождение" и др.

В творческом наследии Александра Довженко такие сценарии, как "Жизнь в цвету" (в прокате к/ф "Мичурин"), который как самостоятельное литературное произведение был опубликован в "Новом мире" Твардовского (за время существования журнала всего три сценария удостаивались такой чести), сценарий "Тарас Бульба", "Повесть пламенных лет", "Украина в огне", "Поэма о море" (за нее в 1959 году присуждена посмертно Ленинская премия). По многим из оставшихся после ухода из жизни Александра Петровича сценариям были поставлены фильмы.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.