Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. А. Костроменко

Номер 37 (730)
17.09.2004
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 37 (730), 17.09.2004

К 485-ЛЕТИЮ КРУГОСВЕТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ МАГЕЛЛАНА

ОН БЫЛ ПЕРВЫМ

Начало ХVI века. Непознанный мир звал в неизведанные, загадочные дали. Торжественны океанские просторы, таинственны чужие страны, ласковые благоуханные острова, где вольно и беззаботно жили люди, не знавшие ни проклятой власти золота, ни рабства, с которыми их скоро познакомят европейцы.

Обогнуть земной шар наперекор всем космологам и богословам, измерить и доказать шарообразность нашей планеты – это стало заветным помыслом Фернано да Магельаеша, в истории именуемого Магелланом.

Магеллан принадлежал к блистательной плеяде первооткрывателей, которых выдвинуло то бурное и романтическое время. Младший современник Васко да Гамы и Колумба, Америго и Кабрала, он прошел ту же суровую школу, что и они: участвовал в жарких морских и сухопутных сражениях, в завоеваниях новых стран и в этих тяжелых походах научился управлять буйными и непокорными искателями приключений, из которых вербовались экипажи морских судов. Жестокий опыт жизни закалил его волю, а насыщенная риском и поисками атмосфера его времени озарила его великой мечтой, великой целью – открыть путь, который привел бы из Атлантического океана в Индийский.

20 сентября 1519 года флотилия Магеллана, состоявшая из пяти кораблей, вышла из порта Сан-Лукар и в конце ноября достигла Бразилии. Следуя вдоль побережья на юг, эскадра в конце марта 1520 года вышла в бухту Сан-Хулиан и встала на зимовку.

Здесь на трех кораблях вспыхнул мятеж, подавленный Магелланом.

В мае погиб посланный на рекогносцировку корабль "Сант-Яго".

В октябре флотилия вступила в пролив, названный впоследствии именем Магеллана, откуда дезертировал в Испанию самый большой корабль эскадры "Сан-Антонио".

С тремя оставшимися кораблями Магеллан вышел в океан, названный им Тихим. Флотилия прошла 17 тысяч миль его наиболее пустынной частью, встретив всего два необитаемых острова. До Марианских островов, достигнутых в марте 1521 года, Магеллан не мог пополнить запасы продовольствия и воды, что привело к заболеванию цингой и гибели части экипажа.

В марте корабли подошли к первой азиатской группе островов – Филиппинам. Стремясь покорить открытые земли, Магеллан вмешался в распри местных властителей. Заключив союз с правителем острова Себу, объявившего себя вассалом испанского короля, Магеллан организовал карательный поход на остров Мактан, во время которого погиб в стычке с местными жителями.

Вскоре после гибели адмирала, сменившие его последовательно генерал-капитаны Корвалью и Эспиноса увели два корабля к берегам Борнео, где они пустились в самый настоящий разбой. И только спустя почти полгода корабли добрались до цели экспедиции – главного района ценившихся в аристократических кругах Европы на вес золота пряностей – Молуккских островов. И здесь одну из каравелл – "Тринидад" – пришлось поставить на ремонт. Так от всей флотилии Магеллана осталось одно-единственное судно – каравелла "Виктория", капитаном которой был Хуан Себастьян Элькано – потомственный моряк и рыбак, баск из испанской провинции Гипускоа.

Итак, главная цель плавания – открытие западного пути (на морском пути из Европы в Юго-Восточную Азию безраздельно хозяйничали португальцы, которые, не задумываясь, топили любой чужой корабль, дерзнувший направиться к Молуккам) – была достигнута. Португальцы о нем понятия не имели, так что без всякого риска встречи с ними можно было спокойно возвратиться домой новооткрытым путем. Но Элькано не повернул назад, а повел свой корабль дальше. Так начался второй этап плавания, ставший кругосветным. Причем, чтобы избежать встречи с португальскими кораблями, Элькано повел "Викторию" значительно южнее хорошо известного восточного пути. Иначе говоря, привел свой корабль в Европу путем, прежде никем не хоженным!

7 сентября 1522 года еле державшийся на плаву, обветшавший в трехлетнем плавании корабль "Виктория" бросил якорь у испанских берегов. На единственном, оставшемся от всей флотилии корабле, возвратились всего восемнадцать уцелевших моряков – восемнадцать человек, впервые обогнувшие земной шар, доказавшие шарообразность планеты и существование единого Мирового океана.

Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.