Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Фото Л. БЕНДЕРСКОГО

Номер 19 (412)
14.05.2004
НОВОСТИ
Культура
Криминал
Спорт

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 19 (412), 14.05.2004

УХОДИТ, УХОДИТ, УХОДИТ "ВЕСНА"

И с "ФРАНЦУЗСКОЙ ВЕСНОЙ" уходят привезенные Посольством Франции в Украине выставки, шоу, спектакли и фильмы. Но фильмы обещают вернуться. Поэтому одесским любителям кино, наверное, интересно будет узнать, что за шесть фильмов были вынесены на допремьерный показ в к/т "Одесса" организованный Посольством Франции, Французским центром в Одессе и Одесским объединением киноклубов.

Показ открылся демонстрацией картины известного французского режиссера Жан-Поля РАППНО, который вновь обратился к теме Второй мировой войны. В июне 1940 года немецкие войска вторглись во Францию. В Бордо в гостинице "Сплендид", как в ноевом ковчеге, собрались спасающиеся от немцев беженцы. Политики, шпионы, проходимцы, знать, богема, ученые. Тут и герои – молодой писатель, влюбленная в него студентка и актриса – любовь его юности, словом, типичный треугольник, с учетом военного антуража обеспечивающий смесь мелодрамы с трагикомедией. В этой трагикомедии с насмешливо-оптимистическим названием "ПРИЯТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ" снялись блистательная Изабель Аджани, Жерар Депардье, Вирджини Ледуаен и в роли героя – Грегори Деранжер ("Сезар-2004" за лучшую мужскую роль).

Хотя смех – не преступление, однако, как гласит диалектика, количество может перейти в качестве. И тогда возникает почти по Достоевскому история под названием "СМЕХ И НАКАЗАНИЕ". Такую картину поставила Изабель ДЮВАЛЬ, сняв в главной роли своего мужа Хосе Гарсия. Он блистательно сыграл веселого доктора, балагура и прикольщика, неспособного не только слова сказать серьезно, но и выслушать, услышать другого человека. Устав от невозможности быть услышанной, от него уходит жена (И. Дюваль). В разгар очередного безудержного веселья, в момент его кульминации, Венсан (так зовут героя) вдруг начинает осмысливать свое поведение и жизнь. Этот ключевой момент – прикол самого режиссера, которая вводит в картину типичный элемент из ретрокомедий, а именно обязательное соприкосновение физиономии героя с тортом с кремом. Этот торт, в который, прикалываясь, падает, простите, "мордой" герой, и вызывает у него видения, в которых по его вине люди умирают от смеха.

Фильм удостоен двух "Сезаров" – 2003 и 2004 годов.

В числе фильмов была кинолента, собравшая убедительное количество призов: 6 "Сезаров" по разным номинациям в 2004 г. "Оскар-2004", две премии Каннского кинофестиваля. Но если бы даже не знать всего этого, то не выделить фильм "НАШЕСТВИЕ ВАРВАРОВ" Дени АРКАНА из числа остальных было бы невозможно. Кстати, картина снята канадцами в Канаде. Французские в ней только деньги.

Трагикомедия, точнее, мягкая ирония и одновременно злая сатира, и все это на сентиментальной подкладке – таков жанр картины. Умирает циник и жуир, бывший профессор университета, бывший муж и давно отошедший от детей отец. Такому прожигателю жизни, казалось бы, положено помирать в одиночестве. Но рядом с ним все еще любящая его бывшая жена, и рядом с ним сын, который, приехав ради матери, вдруг открывает для себя сущность отца. Рядом бывшие близкие друзья и любовницы, которых вызвал сын, не жалеющий усилий и затрат, чтобы облегчить отцу уход из жизни. Друзья и любовницы такие же циники, откровенно выставляющие напоказ свои прегрешения. Но послушать их и главного героя, так другими и нельзя быть в период нашествия варваров, которые взрывают дома (в фильме есть кадры гибели "близнецов"), убивают невинных людей, предпочитают прекрасной музыке дикие вопли.

С точки зрения окружающих, эти 50-летние жизнелюбы сами варвары. Но мы на их стороне, потому что люди, столь любящие и ценящие жизнь, не способны отнять жизнь у других. Цинизм – их раковина, в которую они прячутся от варварства окружающих (эти персонажи напоминают циников Анатолия Мариенгофа в одноименном романе и снятом по нему фильме). Картина, воспевающая любовь к жизни (она в значительной мере протест режиссера против суицида десяти его близких друзей), это одновременно злая сатира на канадское здравоохранение, профсоюзы, католическую церковь, на борцов с наркобизнесом. В конечном счете мягкая ирония, с которой выписаны герои фильма – интеллектуалы, легко болтающие обо всем, оказывается не менее злой сатирой на общество. Недаром Аркан собрал в картине тех же актеров, которых 17 лет назад он снял в ленте "Падение американской империи". Они воссоздают те же образы (именно образы, а не персонажи) в старости.

Снова больница и снова Канада. Но фильм Мишеля БУЖЕНА "ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ" совсем иной. Это теплая очаровательная комедия, в которой отец, чтобы подольше пообщаться с сыновьями и помирить их между собой, обманным путем (сказав им, что смертельно болен) увозит их с собой в турпоездку в Канаду, так как якобы увидеть игры синих китов его последнее желание. И хотя, казалось бы, братья навек разошлись, а на игры китов не сезон, но старику удается и то, и другое: снова сближаются братья, и отцу удается увидеть прыжок синего кита. В фильме снялись Филипп Нуаре (отец) и Шарль Берлинг (один из сыновей).

И еще одна больница, болезнь, смерть. И снова тяжелые отношения двух братьев. Это трагедия Патриса ШЕРО "ЕГО БРАТ". Картина о болезни тела и духа. Трудно сказать, на что тяжелее смотреть – на умирание героя или на болезненное выяснение отношений с любимым братом.

Совсем особняком стоит последний фильм обоймы "МАЛЫШКА ЛИЛИ" Клода МИЛЛЕРА. Этакая мелодрама из жизни кинобогемы. Кино о кино, или кино в кино. Все это не ново, все предсказуемо. Тем более, что Миллер взял в основу фильма чеховскую "ЧАЙКУ" в современном звучании (полеты чаек над озером – своеобразный эпиграф к картине). Да и героиня Лили в любительском фильме читает монолог из "Чайки". Но это "Чайка" абсолютно французская, без типично русских рефлексий. Этакая хищная Чайка. В картине любовные треугольники, квадраты. Заведомая предсказуемость позволяет Миллеру опустить 5 лет из жизни героев. Все и так понятно. Но это не упрек картине. В конце концов искусствоведы установили, что есть всего 15 оригинальных сюжетов, а с разветвлениями их насчитывают аж 72. И дело не в том, о чем речь, а в том, как это сказано, в художественной ценности образов, киноязыка, разработки сюжета, диалогов, в актерской и операторской работе (кстати, картина снята почти вся на крупных планах, что считается в кино минусом, но здесь они абсолютно органичны). В ленте снимались такие кинозвезды, как Людивин Санье, Бернар Жиродо, Мишель Пиколли, Николь Гарсия и Жюли Депардье, получившая "Сезара-2004" за лучшую женскую роль второго плана.

Появление в конце фильма малышки-дочери главного героя намекает на продолжение истории, на вылет из гнезда новой ЧАЙКИ.

Елена КОЛТУНОВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

По вопросам приобретения книг звоните по тел.: 649-656, 649-660