Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Рис. С. ТЕРЕЩЕНКО

Номер 06 (699)
13.02.2004
НОВОСТИ
Пережитое
Вопрос - ответ
Культура
Взгляд
Криминал
Здоровье
Спорт
Фотовернисаж

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 06 (699), 13.02.2004

ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА... БОЛЬШЕ!

Установление единого – 15 %-го налога с физических лиц (с 01.01.04 по 01.01.05 – 13 %) вызвало волнение депутатов, многие из которых считали эту меру популистской и подрывающей бюджет страны. Только по Одесской области (а, как известно, местный бюджет складывается именно из налогов с физических лиц) планируемый дефицит бюджета составит в 2004 году примерно 3,6 млрд грн. (Доходная часть бюджета 60,7 млрд грн – расходная 64,2 млрд грн). Этот дефицит объясняется тем, что налоговая ставка, ранее имевшая диапазон от 10 % до 40 %, что давало в среднем по области 18,5 %, уменьшилась на этот год, как уже понятно из вышесказанного, на 5,5 %.

Ясно, что налогоплательщики, особенно те, у кого налоги доходили до 40 %, вздохнули облегченно и перестали напоминать атлантов, держащих на своих плечах небесную сферу (см. ул. Гоголя, 3/5). Кроме того, хотя для всех налогоплательщиков упразднены льготы по профессиональному признаку, зато введена система предоставления права на налоговый кредит, налоговые социальные льготы и т.п.

На что рассчитывало государство, идя на такие меры?

Отбросим сейчас такой немаловажный фактор, как развитие мелкого и среднего бизнеса, рост инициативы частных лиц. Потому что, очевидно, главная цель правительства – вывести из тени многие предприятия, которым окажется проще и дешевле заплатить 13 %-й налог, чем рисковать, занимаясь теневым бизнесом. Таким образом, возрастет число налогоплательщиков, и принятый Закон окажется для бюджета страны и, в том числе, для местных бюджетов менее болезненным.

Одновременное введение нового пенсионного законодательства и повышение минимальной заработной платы должно привести и к легализации зарплат граждан, многие из которых получали деньги от работодателя в т.н. "конвертах", не платя таким образом подоходный налог (при этом и работодатель, и работник не выплачивали денег в Пенсионный фонд).

Итак, налог станет меньше, а налогоплательщиков больше. Однако, чтобы уменьшить все же возникающий дефицит бюджета, государство идет на ряд мер, не столь радостно приветствуемых налогоплательщиками.

Во-первых, изменения в законодательстве коснулись акцизных сборов. В частности, когда речь идет о продаже импортных табачных изделий, то продавец должен иметь при себе заверенную производителем (импортером) копию декларации о максимальной розничной цене товара. Продажа выше этой цены или отсутствие декларации карается высокими штрафными санкциями.

С 1 января 2004 года упразднены многие льготы по НДС. В частности, упразднены льготы в сфере книгоиздательства и издательства периодики. Сохранились льготы лишь на издательство учебников, учебных пособий и тетрадей.

Такое же положение в области производства и продажи лекарств и медицинских изделий. Льгота сохраняется лишь на препараты первой необходимости (список большой, но в него не вошли, например, памперсы, так что для тех, у кого лежачие больные, наступят нелегкие времена) и на партии лекарств, приобретаемых лечебными учреждениями (не путать с продажей лекарств пенсионерам, пользующимся услугами социальных аптек).

Упразднены льготы при передаче земельных участков, приватизации госкомимущества, продаже вновь построенного жилья. Введен 3 % гастрольный сбор (от выручки).

По ст. 12 Закона о бюджете, просроченная бюджетная задолженность по НДС на 1 ноября 2003 года и не возмещенная на 1 января 2004 года будет оформлена облигациями на 5 лет.

Продлен Закон о взимании пенсионных сборов с объектов роскоши (валюта, ювелирные изделия, автомобили, табак, недвижимость и др.) В "др." вошли, как ни странно... мобильные телефоны, которыми в наше неспокойное время родители снабжают даже ребят, облегчая задачу "Служби пошуку дiтей". Кстати, за границей мобильник – признак среднего достатка, так как люди солидные держат секретаря и шофера в машине с телефоном.

По новому налоговому законодательству налог на землю с объектов культуры, медучреждений, спортивных объектов и т.п. теперь будет устанавливаться на льготной основе лишь централизованно.

Для развития туризма в стране, как одной из статей дохода, упразднен гостиничный сбор и налог на проезд приграничных территорий.

Для упрощения работы с налогоплательщиками число отчетных налоговых периодов увеличено с 4 до 5: введен еще один налоговый период 11 месяцев. (Январь как самостоятельный налоговый период в 2004 году упразднен).

Налогоплательщиков, естественно, порадует уменьшение налога на прибыль с 30 % до 25 %.

Думается, что этот материал не может дать исчерпывающих ответов на все вопросы. А вопросы у налогоплательщиков будут возникать не раз. Для ликвидации налоговой неграмотности ГНА с июля собирается создать общественный центр для разъяснения налогоплательщикам их прав и обязанностей. Уже сейчас проводится ряд пресс-конференций (данный материал – это результат пресс-конференции, прошедшей в региональном пресс-клубе реформ, где присутствовали заместитель председателя ГНА Одесской области И. Бродецкая и зам. пред. правления Ассоциации налогоплательщиков Украины в Одесской обл. Л. Волошина) как для журналистов, так и для работников аудита.

Кроме того, управление общественных связей и массово-разъяснительной работы ГНА в Одесской области предоставило для консультаций свои телефоны: 32-62-28 и 32-62-27 (консультант Инна Добродзей).

Елена ГРИГОРЬЕВА.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання телефонуйте за тел.: 764-96-56, 764-96-60