+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 46 (791), 25.11.2005 К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА БЛОКА АЛЕКСАНДР БЛОК. ЛИРИКА
Трагическое предощущение "неслыханных перемен, невиданных мятежей" пронизывает все творчестве Александра Блока, от первых, еще туманных стихов о сказочной птице Гамаюн, которая "вещает казней ряд кровавых, и трус, и голод, и пожар", до последних его поэм "Скифы" и "Двенадцать". Смятение поэта перед мрачной "тенью Люцифрова крыла" отразилось и в "камерной" любовной лирике. Недаром печальной тенью прейдет через нее бедная Офелия, не выдержавшая жестокого испытания жизнью. Лирика Блока это не только отражение событий, но и опережение событий, это книга, строя которую, поэт словно бы пересоздавал собственную душу, самого себя. Может быть, именно в атом и таится секрет той загадочности Блока, о которой писал в свое время Ю. Тынянов: "Как человек он остается загадкой для широкого литературного Петрограда, не говоря уже о всей России. Но во всей России знают Блока, как человека, твердо верят определенности его образа, и если случится кому видеть хоть раз его портрет, то уже чувствуется непреложное с ним родство". Блоку было семнадцать лет, когда в его жизнь вошло первое большее чувство. Ксения Михайловна Садовская, светская дама, старше юноши на восемнадцать лет. Замужняя женщина, мать троих детей и гимназист... Чувство было не только серьезным; растянулось на много лет, оно стало фактом поэзии Блока. К. Садовской посвящен ряд стихотворений 1897-1900 гг., с воспоминаниями о ней связан стихотворный цикл 1909-1910 гг. "Через двенадцать лет" "одна из драгоценностей любовной лирики Блока", по словам исследователя его творчества. Поразительно, но Ксения Михайловна, по-видимому, ничего не знала не только о стихах, посвященных ей, но и вообще о том, что Блок поэт. Не знала даже тогда, когда слава его распространилась широко по России. Во всяком случае, уже в двадцатые годы, одинокая, неизлечимо больная, от лечившего ее врача почитателя поэзии она случайно узнала, кого выпало ей полюбить и кто воспел ее в своих стихах. Когда ей прочитали эти стихи, на глазах ее выступили слезы. Ты всегда и всюду странно
Любовь Дмитриевна Менделеева (в замужестве Блок) дочь Дмитрия Ивановича Менделеева. Поместья их родителей находились но соседству, дед Блока был ректором Петербургского университета, в котором преподавал отец Любови Дмитриевны. В июне 1898 года восемнадцатилетний Блок оказался в Боблово усадьбе Менделеевых. Затем начались встречи, потому что было решено ставить "Гамлета", где Блоку была поручена заглавная роль, а Любови Дмитриевне роль Офелии. Вот почему образ Офелии пройдет через всю лирику поэта. Я шел во тьме к заботам и веселью,
Эта тема откликнется шестнадцать лет спустя трагическим стихотворением: Я Гамлет. Холодеет кровь,
Но главное произведение Блока, посвященное Л.Д. Менделеевой "Стихи о Прекрасней Даме" (1901-1902). Эта книга получила особое значение благодаря тому, что она была представлена как выражение одного из самых заметных направлений в истории русской поэзии начала XX века символизма. Реальная женщина, реальная любовь получила в ней мистическое осмысление. "Прекрасная Дама" превратилась в своеобразное евангелие. Мало того, друзья Блока едва ли не потребовали от него и Любови Дмитриевны безбрачия. Во всяком случае, женитьбой их они были весьма раздосадованы. "Стихи о Прекрасной Даме" были полны веры в возможность прожить одной лишь идеальной любовью, верой во всемогущество духа и вседостаточность его. Эта вера разрушила семейную жизнь Блоков еще до того, как она успела начаться. Торжественно обвенчавшись с Любовью Дмитриевной, Блок тут же стал объяснять ей, что их брак ни в коем случае не должен быть "вульгарным" супружеством с физической близостью, что близость эта может разрушить гармонию "высших" отношений. Контраст между идеальными мечтаниями и жизнью, суровой и трезвой, приводил к пессимистическому убеждению, что нет в жизни ни счастья, ни гармонии, ни идеальной любви. Идеал "Прекрасной Дамы" сменился хмельным миражом "Незнакомки". А вскоре отсветы пожаров 1905 года затмили сполохи "брачной зари". В читательском восприятии, когда "Незнакомка" зачастую воспринимается вне остального творчества поэта, стихотворение порой кажется едва ли не вершиной поэтизации женской красоты. Сам поэт понимал ее иначе: "Незнакомка. Это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона..." "Незнакомка" явилась не на смену Прекрасной Даме она была подменой ее, демоническим миражом, дающим временное забвение, как вино. ...И каждый вечер, в час назначенный
Очарование поэзии Блока, ее музыки принималось за очарование самой героини. Впрочем, в стихотворении была не только музыка, но и подлинный драматизм человека, у которого не осталось иной опоры, кроме вина (последняя строка "Я знаю: истина в вине"). Так была подготовлена почва для того увлечения, которое ворвалась в жизнь поэта в конце 1906 года. Ее звали Наталья Николаевна Волохова, была она артисткой театра В.Ф. Комиссаржевской, стихи, посвященные Н.Н. Волоховой, составили цикл: "Снежная маска", в предисловии к которому Блок писал: "Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города". И вновь, сверкнув из чаши винной,
Последней метелью, которая закружила и замела, была неожиданная и в то же время напророченная встреча с "Кармен" Любовью Александровной Дельмас-Андреевой, Оперная актриса, она исполняла роль Кармен в спектакле Музыкальной драмы. В этой роли она покорила поэта. Цикл стихов, посвященных ей, так и был назван "Кармен": Как океан меняет цвет,
Последнее стихотворение цикла Блок сам считал очень важным: Нет, никогда моей, и ты ничьей не будешь.
Однако это последнее чувстве было недолгим. И дело было вовсе не в том, что снова возвращалось чувство к жене, а в том, что любовь уже не могла дать ощущения полноты жизни, когда все тревожней и красней полыхало пламя войны и уже занималось зарево революции в мире большом. "Уюта нет. Покоя нет". Он и в самом деле был, как Кармен, волен и неволен в собственной страсти. Только страсть эта не могла определяться одним человеком, как бы прекрасен, как бы очарователен он ни был. О любви он больше стихов не писал. Все заслонила собой Революция. Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
|||||||||||||||
|