+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 40 (1480), 24.10.2019 Стороны дорогой медали(Продолжение. Начало в №№ 38–39.) К истокам Наш путь лежал на север, то есть в сторону экватора. Становилось все теплее. Слева по курсу следования нашего судна остался крупный промышленный узел, сложившийся вокруг города Порт-Элизабет. Мы приближались к Ист-Лондону, малоприметному в масштабах ЮАР городку с населением около двухсот тысяч человек. Он стоит в устье реки Баффало в пяти километрах от океанского побережья и остается единственным солидным речным портом. Здесь тоже есть несколько интересных мест для гостей. Скажем, на Оксфорд-стрит в музее Ист-Лондона представлены разделы истории мореплавания и биологии морей. В районе Флит-стрит среди пляжей и ресторанов выделяется местный аквариум с тюленями, экзотическими рыбами и прочими обитателями океанских глубин. Совсем рядом — памятник немецким поселенцам, прибывшим в середине XIX века осваивать эти земли. Нас, честно говоря, больше интересовала поездка вглубь территории. Так сказать — к истокам. Хотелось увидеть не только обустроенные европейцами по понятной нам модели города, но и реальный быт коренного населения. Пока мчались по гладкому шоссе, не оставляла мысль о том, что название страны и ее яркие пейзажи — это еще не сама Африка. Воображение рисовало воинственных зулусов в боевой раскраске, сражающихся одними копьями против наглых пришельцев. Напомню, что примерно полтораста лет Южную Африку осваивали голландцы и наводили здесь свои порядки. Когда их некогда могучая Ост-Индская компания пришла в упадок, большой интерес к этим землям проявили британцы. Их империя разрасталась и претендовала на все, что оказывалось под рукой. Именно тогда начинаются столкновения между давно прижившимися на континенте голландцами и новыми претендентами на власть. Потянулись бесконечные англо-бурские войны, растянувшиеся, по сути, на весь XIX век. Англичане шли с юга. Буры искали спасения от них в районах Наталь и Трансвааль, уходя все дальше на север. По ходу дела они вытесняли местные племена. Те оказывали сопротивление. Самыми азартными были зулусы. В районе Драконовых гор местные парни два года не давали себя в обиду. Только объединенные отряды англичан и буров сумели разбить войско зулу. После тех бурных событий буры организовали на обширных территориях свои независимые республики — Оранжевое Государство и Трансвааль. Страсти бурлили нешуточные. Особенно с тех пор, как в недрах были обнаружены несметные богатства. На прииски хлынул поток новых переселенцев из Европы. Золото и алмазы манили авантюристов всех мастей. С новой силой вспыхнули противоречия белых гостей Черного континента. Англо-бурские войны завершились только в начале ХХ века, и итогом их стало создание Южно-Африканского Союза под протекторатом английской короны. Интересы самих африканцев никого не волновали. Между тем упомянутые мной зулусы, или зулу, считаются самым многочисленным народом страны. Их примерно десять миллионов. Также миллионами исчисляются племена ксоза и сото, цвана, цонга и свази. Большинство из них обитает в сельской местности или в густонаселенных пригородах мегаполисов. Мы съехали с шоссе и тряслись по пыльному проселку, петлявшему среди зеленых холмов и невысоких деревьев. Вокруг не видно было никаких следов жизнедеятельности человека. Микроавтобус остановился на большой поляне. Пассажиры ступили на высохшую под палящим солнцем землю. Неподалеку виднелись крытые тростником и соломой хижины. Навстречу нам уже шли люди. Парочка молодых парней отбивала ритм на барабанах, а девчонки притопывали босыми ногами, выставляя попеременно то одно бедро, то другое, и смущали гостей обнаженными бюстами. Понятно, что к приезду туристов жители деревни готовились. Девчонки надели свои лучшие набедренные повязки и бусы, парни нанесли на лица боевую раскраску, и кое-кто нацепил головные уборы с перьями. Смокингов и лакированных штиблет, как и туфель на шпильках, надевать не стали. Чтобы не тратиться на блузки с декольте, дамы предпочли остаться нагишом. За исключением нескольких женщин более зрелого возраста. После радостной встречи и знакомства мы двинулись изучать скромный быт потомков некогда воинственного племени. В центре деревни располагался как бы общий зал — утрамбованная площадка под большим навесом, покоящимся на множестве врытых в землю деревянных столбов. В тени разлеглись псы. К одному из столбов прислонился седой старик с одеялом на плечах. Ему и в жару было зябко. Оказалось, это вождь местного племени. Он смотрел на своих и на чужих утомленным взглядом и не произнес ни слова. Говорить с нами пытались молодые зулусы. Мы бродили по небольшой деревушке, заглядывали в хижины, сооруженные из подручных материалов и обмазанные глиной. Нам показали все: очаг, над которым висели на перекладинах чугунные котелки с каким-то варевом, места отдыха с циновками и клетчатыми одеялами армейско-больничного образца. Показали и святая святых — жилище шамана, куда посторонним, естественно, вход воспрещен. Молодежь продолжала без устали танцевать и барабанить. Рядом с хижинами паслись не очень упитанные козы. Оставалось впечатление возврата на двести лет назад... Неунывающие жители деревушки предложили нам угоститься свежеприготовленными деликатесами. За их качество отвечали кураторы проекта. Двое солидного возраста белых мужчин скромно наблюдали за происходящим. Я разговорился с ними. Это оказались братья из польских евреев, родители которых спасались от нацистов и добрались аж до Южной Африки. Братья здесь и родились. Уже взрослыми уехали в Канаду, занимались бизнесом, но на старости лет их потянуло как бы на родину. То есть туда, где родились. Так они снова оказались в ЮАР, где продолжают занятия бизнесом. При этом взяли под опеку зулусскую деревушку, жителей которой обучают английскому языку, а также помогают им найти работу или сбыт того, что местные в состоянии произвести на своих скудных полях. Довольно редкая и благородная миссия со стороны белых. Организация визитов туристов — тоже часть их многоуровневого проекта. Сами братья не считают свою деревушку показательной. Они скромно говорят, что, возможно, в ней людям живется чуть лучше, чем в других подобных местах. Дальше можно только представить... Еще во времена жесточайшего апартеида, когда белое меньшинство всячески ограничивало права черных и цветных, были изданы законы, имитирующие некие свободы для коренных африканцев. Организовали так называемые бантустаны с предоставлением им возможности самоуправления. По сути, это были резервации, к которым приписывали африканцев. Под бантустаны выделили самые засушливые земли или перенаселенные пригороды, из которых можно было быстрее добраться на работу. Ибо в самих бантустанах никакой приличной работы не было. Женщины и старики вели натуральное хозяйство, а мужчины искали заработок вне этих территорий. Сегодня официально таких административных образований нет. Но фактически мало что изменилось. Половина населения страны до сих пор все в тех же бантустанах, и большинство из трудоспособных остаются безработными и малообразованными... Мы уезжали из бедной, но веселой деревни с мыслями о том, как мало нужно людям для беззаботного счастья. Подпертый столбами навес от дождя, сменная набедренная повязка, две пары бус и браслетов, немножко еды и смутное сознание того, что и это малое — предмет мечтаний для других... (Продолжение следует.) Аркадий РЫБАК. Фото автора.
Четырехтомник путевых записок
|
|
|||||||||||||||||||||
|