+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 40 (1087), 21.10.2011 АХ, ЭТИ СТАРЫЕ ДОМА!Старшее поколение одесситов помнит постановку Одесского театра музкомедии "Старые дома" по комедии Георгия Голубенко, Леонида Сущенко и Валерия Хаита с блестящей музыкой Оскара Фельцмана. Спектакль пользовался буквально бешеным успехом. Ведь он был об Одессе, об одесситах, о наболевшем квартирном вопросе и о том, что... "Все начинается с любви" - такой подзаголовок был изначально у пьесы. Музыкальная комедия (так обозначался жанр спектакля) "Старые дома" с успехом обошла все театры оперетты Советского Союза. Я не раз выслушивала сожаления о том, что спектакль в Одесском театре музкомедии снят с репертуара, причем сожаления эти высказывали и артисты, и зрители. И вот комедия "Старые дома" вновь собрала полный зал. Но не в театре Одесской оперетты, где она родилась, а в Одесском академическом украинском музыкально-драматическом театре им. В. Василько. Но изменилось не только место "прописки" спектакля. Изменилось название - "Город нашего детства", так назвали спектакль его постановщики: народный артист Украины Игорь Равицкий (режиссер-постановщик спектакля), Александр Горенштейн (сценограф и художник по костюмам), Павел Ивлюшкин (постановщик пластики) и Анатолий Наливайко (музыкальный консультант). Изменился жанр - из музыкальной комедии спектакль превратился в просто комедию, в которой порою звучит подходящая соответствующему моменту музыка, но отнюдь не Оскара Фельцмана. Изменился язык - спектакль стал двух... точнее, трехъязычным. Поскольку действие происходит во дворе типичного одесского дома, то в нем звучит украинский, русский и... одесский язык. Для тех, кому не посчастливилось в свое время увидеть спектакль "Старые дома", рассказываю вкратце сюжет. Галя - невеста великовозрастного "сына полка" (точнее, всех жильцов дома), придя знакомиться с матерью жениха, преподносит устроившим ей придирчивые смотрины соседям "подарок". Она сообщает, что запроектировала на месте их дома сквер, и все жильцы будут расселены в квартиры со всеми удобствами в новостройках. Для соседей, живущих одной семьей (а это включает и соучастие во всех делах, и взаимоподдержку, и ссоры, и скандалы, как в любой семье) - это представляется трагедией. И они встают на баррикады, в прямом смысле этих слов. Их победа уже близка, но ее цена - любовь Гали и Андрея. И оказывается, что люди не решаются столь дорогой ценой сохранить свои старые стены, в которых прошла их жизнь, в которых были и горе, и радость. Спектакль кончается исходом из старого дома в новые квартиры, где суждено появиться на свет первенцу Гали и Андрея. Возможно, не каждому молодому человеку дано понять этих стариков, цепляющихся за прошлую жизнь, не желающих жизни новой со всеми удобствами. Этим молодым людям может показаться, что история надуманная или по крайней мере устаревшая и, мол, зачем к ней возвращаться и ставить спектакль. Но вот, что я писала, правда, не об Одессе, а о Петербурге, года два назад: "Хозяйка Петербурга - Валентина Матвиенко предлагает жителям коммуналок дотацию, достаточную, чтобы пенсионеры могли приобрести отдельное жилье. Это проект, на который старики смотрят со страхом. У них уже нет сил на переезд, а главное - нет желания переселяться в отдаленный незнакомый район. И страшно одиноким старикам оказаться в отдельной квартире". И это о петербуржцах, которые, в отличие от одесситов, никогда всем домом не праздновали свадьбы, накрыв столы во дворе под старыми акациями, где-то между заветной дверью с надписью мелом для посторонних "Во дворе туалета нет" и колонкой крана, под которым тут же ополаскивается между сменой блюд посуда. Так что, хотя сами авторы в свое время определили свою комедию как шутку, но в этой шутке оказалась большая доля правды. И правда эта имеет место быть и сегодня. И поэтому сюжет пьесы устаревшим не кажется. Тем более, что спектакль абсолютно современен. И современность эта начинается со сценографии. Сценография А. Горенштейна предельно лаконична. С десяток двух-трехэтажных игрушечных домиков расставлены по зеркалу сцены. Задник - полупрозрачные волны моря, на горизонте которого время от времени проплывает ярко освещенный лайнер. И все. Но дом, о котором идет речь, можно при необходимости вынести на передний план. Вот он - герой спектакля. Можно собрать все дома и построить из них баррикады. Можно взять в руки и унести, сдать в металлолом бульдозер с кувалдой, грозно нацеленной на стены дома. Все эти игрушечные декорации, среди которых Гулливерами смотрятся герои спектакля, убедительно иллюстрируют действие и одновременно придают ему некоторую долю ироничности, как бы принося извинение, что занимают внимание зрителей такими незначительными персонажами. Правда, есть и серьезная деталь декорации. Это огромный каменный шар, свисающий с колосников - настоящая, не игрушечная кувалда, напоминая о том, что все, что в спектакле происходит, было, бывало в действительности, и никуда от этого не деться. Кто же живет в этом дворе? Вполне типичная компания. Марья Ивановна, возглавляющая совет дома, вдова, труженица, награжденная медалью (нар. арт. Украины Ольга Равицкая), ее сын Андрей (Роман Федосеев, в другом составе его играет Евгений Юхновец), старый моряк (Павел Шмарев), бывший актер Эрнест Борисович (засл. арт. Украины Яков Кучеревский, в другом составе - засл. арт. Украины Игорь Геращенко), его супруга Елизавета Семеновна (засл. арт. Украины Ольга Петровская), сапожник Тимофей Кузьмич (Богдан Паршаков), семья известного футболиста Сени Остапчука (Валерий Швец), его жена Лена (Нинель Наточая) и сын Стасик (ученик шк. № 35 г. Одессы Борис Охотниченко). Их противники - студентка строительного института Галя (Татьяна Паршакова-Саковская, в другом составе - Ирина Бесараб) и бульдозерист Степан Сухоруков (Александр Станкевич). Возможно, у кого-то из поклонников постановки Театра музкомедии "Старые дома" и возникнет ощущение, что ему в спектакле украинского театра не хватает музыки Фельцмана (хотя подобранная к спектаклю музыка звучит вполне органично) или не хватает некоторых забавных реприз, звучавших в спектакле со сцены Театра оперетты. Но мне кажется, их в полной мере компенсирует проникновенная игра актеров. Спектакль, особенно второй акт, вызывает не только ностальгическое чувство, но и чувство сопереживания. В нем появились щемящие интонации. Уверена, никого не оставил равнодушным эпизод ночного разговора Марьи Ивановны и Тимофея Кузьмича. О. Равицкая и Б. Паршаков провели эту сцену, не ошибаясь даже на четверть тона ни в одной ноте. Очень узнаваем в роли Эрнеста Борисовича Я. Кучеревский. Эта роль - еще одно свидетельство незаурядного комического дарования актера. Эпизод, в котором он получает первый в своей жизни букет, присланный не женой, а зрителем, и смешит, и трогает до слез. Типичная одесская фигуристая красотка - это Лена в исполнении Нинель Наточей. И просто поразил недетской завершенностью образа, полной раскованностью и естественностью (в том числе интонационной) Стасик - Боря Охотниченко - пока не поворачивается язык его называть Борисом. Думается, что у мальчика большое актерское будущее. Словом, весь актерский ансамбль: и П. Шмарев, и А. Станкевич, и В. Швец (у которого маленькая, но яркая роль), и молодежь - Р. Федосеев и Т. Паршакова-Саковская были на должной высоте. Не хотелось бы в бочку меда добавлять ложку дегтя, но... Ольга Петровская, которую я не сразу узнала в гриме, очень тонко ведет роль Елизаветы Семеновны, роль мышки, безответно влюбленной в своего мужа, спрятавшейся в тени его, как ей кажется, незаурядного, хотя и не признанного таланта. Но трудно согласиться с трактовкой, что она - большой ребенок. Она не ребенок, она - воплощение женской любви и самопожертвования. Так к чему эта примитивная и лобовая характеристика Елизаветы Семеновны как наивного ребенка, несмотря на седины, прыгающего через скакалку? Я услышала возражение - это, мол, такой ее видит Стасик. Но, во-первых, простите, далеко не все сцены в спектакле могут быть интерпретированы, как изложенные Стасиком, а во-вторых, Елизавета Семеновна в этом эпизоде выглядит как комический персонаж из мультфильма (в каком-то есть такая резвая старушка). А главное - эта линия поведения все равно не имеет продолжения. И слава Богу! И второе замечание. Одесское Черноморское морское пароходство насчитывало не один пассажирский лайнер. К чему тогда всуе называть проходящий теплоход "Нахимовым", 25-ю годовщину гибели которого отмечали в этом году. Следовало бы подумать о том, что в зале могут находиться люди, которых лично коснулась трагедия. Так что после такого напоминания им будет не до комедии и не до смеха. Были еще и "Шота Руставели", и другие суда... А в целом, спектакль оставил очень хорошее впечатление. Можно поздравить коллектив Украинского театра с включением в репертуар постановки такой чисто одесской пьесы. Одесской как по теме, так и по рождению ее авторов. Елена КОЛТУНОВА. Фото О. ВЛАДИМИРСКОГО.
|
|
|||||||||||||||
|