+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 37 (1430), 19.10.2018 Ким КАНЕВСКИЙ НЕПРЕДСКАЗУЕМОЕ ПРОШЛОЕ
или ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАНТАЗИИ (Продолжение. Начало см. "Порто-франко" от 12 октября с. г.) 3. В 1970-80-х и даже (вот порода!) в 1990-х ещё жили те, кто создавал молодёжный наш союз, были его первенцами. Чудом пережили с ним всё мыслимое и немыслимое. И значит, знали-понимали надуманность такой исторической схемы. Да и среди нас, Детей Победы, всё же находились любознательные и догадливые ребята. Но комсомольцы 1918-20-х годов, дожившие до "судьбоносного" ХХ съезда (1956 г.), неотвратимой судьбой в основном уже поделились на две неравные части: 1). Сгоревшие не до смерти в конце 1930-х по 58-й статье УК, каковую эпоху остроумный журналист назвал "Ранний репрессанс" и "Поздний реабилитанс". Минимум - десять лет без права переписки, с поражением в правах. И добавкам по ходу отбывания. 2). Лично не задетые теми истребительными компаниями, но прямо или косвенно участвовавшие в них. Ибо в стороне не дано было остаться практически никому. Трудно представить, что первого секретаря ЦК ЛКСМУ и секретаря ЦК ВЛКСМ, когда друзья комсомольской юности и соратники в молодости шли под нож за измену родине, даже не пригласили в соответствующий департамент для уточнений. А кто и не дожидался особого приглашения, торопясь исполнить свой гражданский долг. Но и первые, и вторые вынесли из пакостного пламени и пронесли через всю оставшуюся жизнь умение не распространяться. По Александру Галичу: если молчание - золото, ты мы, безусловно, старатели. Не поверите: о выдающейся роли моих ближайших пересыпских предков в молодёжной истории Одессы, даже о героической гибели на гражданской войне родного дяди я узнал вовсе не от отца-матери, а через годы после их ухода - из переписки с ветеранами. Почему мне не должно было знать это с детства? Не имеют ли к этому отношение судьбы первокомсомольцев? Загадку эту родители унесли в могилу, оставив мучительные размышления и невесёлые версии... А в 1960-70-х смутные догадки некоторых не в меру активных комсомольцев-шестидесятников никак не входили в моду: в "оттепель" мало кому была охота копаться в прошлом, отрываться от времени и коллектива, быть "самым умным". Оно же и тогда было, строго говоря, тоже не так уж безвредно. Ну а те, кто был склонен во что бы то ни стало социально-экономически расти над собой и другими, быстро соображали: без партии - уж, там, хороша ли она, плоха ли, - ни до порога. Так что нечего умничать и насчёт комсомола... ИЗ ПИСЬМА АВТОРУ. "...Советская власть города, Совет народных комиссаров Одесской Республики и Красная Гвардия с приходом в марте восемнадцатого немцев эвакуировались. Мы, конечно, догадывались, что кто-то из большевиков оставлен в подполье. Но наш молодёжный союз оставался в своём помещении (ул. Церковная, № 4) и при немцах вполне легально. Открыто действовали другие партии и профсоюзы. Молодёжный райком Пересыпи возглавлял, например, ювелир Ходарковский, меньшевик. И патрули в тяжелых касках мерно шагали мимо. Более того, они следили, чтобы и в отношении таких офисов граждане соблюдали порядок. Работа союза носила вполне мирный культурно-просветительский характер. Но наша группа протестовала против такой аполитичности. Об этом прознали подпольщики. И однажды мы получили строго секретное и шибко политическое задание: сорвать санкционированный немцами митинг в клубе на Московской, № 17. Там должны были выступать известные меньшевики Сухов и Колбко-Корецкий с призывом против первомайской демонстрации. Конкурировать с этими ораторами было бессмысленно. Мы пошли другим путём: разложили на трамвайных рельсах патроны трёхлинейки. Раздались выстрелы, клубная публика, толкая друг друга, выбежала на улицу. И её разогнал подоспевший патруль... Григорий Ларский. Москва. 20.05. 65."
ДЛЯ СПРАВКИ. Г. Ларский. Одессит. Член партии с лета 1917 г. Член молодёжного союза с осени 1917 г., в 1918 г. при немцах - связной молодёжной группы с подпольем. Член бюро губкома. Во втором подполье, при Деникине, возглавлял т. н. паспортный отдел (подделка документов). Член оргкомитета по созыву Первого съезда союзов молодёжи Украины. Сотрудник ЦК ЛКСМУ и ВЛКСМ, исполкома КИМа. Делегат Третьего и Четвёртого съездов комсомола. Закончил Восточный факультет Академии Генерального Штаба РККА. Выполнял специфические задания за рубежом. Репрессирован. Реабилитирован. Научный сотрудник института экономики АН СССР. Кандидат экономических наук. Такие операции, конечно же, в своё время ускользнули от истории комсомола. Хотя именно они пахнут реальной жизнью много гуще, чем тома пафосной демагогии. Между прочим, активом союза это было квалифицировано как хулиганская выходка. И участники ее были исключены. Но это их особенно не огорчило - уход немцев и выход из подполья большевиков привёл к организации уже коммунистического союза молодёжи, в котором эти хулиганы стали первыми людьми. Имеет ли это значение теперь, когда молодёжный сей союз в конце концов как-то отошел в прошлое, и его схематичную историю и, тем более таинственный финал, окончательно вытеснила за круг народных забот круговерть современности. Разве что столетний юбилей ушедшего от нас - какой-никакой повод остановиться, оглянуться, обменяться размышлениями и о генеалогии, и о биографии юбиляра, и о странном и как бы бесследном уходе из нашей жизни. Да-да, именно: странном. Если о рождении комсомола в своё время, пусть даже дистиллировано, было написано-нарисовано-снято-сказано-спето масса всего, то его финал и уход из жизни вообще никак не освещён. Неужели не логичен вопрос - почему? Ведь не выдумка это: жил-был, да ещё как. Одна только комсомолия Одесщины объединяла сотни тысяч (!) сограждан и влиятельный разветвлённый аппарат. Через сей союз прошло не одно поколение сограждан. А сколько тех, кто выдвинулся в т. н. советские времена и продолжил свой рост в наше время, и сегодня говорят - всем, мол, обязаны именно комсомолу. И ни слова о том, чем им обязан комсомол. И что же, наконец, случилось с таким дорогим для них союзом. Согласимся, нормальным людям несвойственно отсутствие интереса к такой утрате родных-близких, которым обязаны. А вот, поди ж ты, ушел дорогой-любимый союз, и - с концом. Как не было. Но ведь так не бывает. Бывает иначе: мавр сделал своё дело...
4. Интересна в этом плане история одесской молодёжной газеты. Без преувеличения: кузница журналистских кадров в эпоху, когда ещё не дали журналистские факультеты местных вузов неподдающийся учёту приплод, а кадры ещё решали всё. И Союз журналистов был элитарным, а сама практическая журналистика ещё не стала проходным двором. Сколько знаменитостей справедливо считали себя обязанными нашей газете всем лучшим в судьбе! А до сих пор её история не без белых пятен. И также мало популярна, как и наш покойный юбиляр. В 1960-70-х ещё делались, в том числе и автором этих строк, попытки пятнышки сии стереть. Но у новых искровцев и обкомовцев, за редчайшим исключением, эта тенденция уже не имела успеха. Сказано в подзаголовке: выходит с 1922 года. И всё! Да, принято считать "Комсомольскую искру" старейшей молодёжной газетой СССР. Между прочим, так оно и есть. Официально она издавалась с 1922 года. Для сравнения: "Комсомольская правда" явилась народу в свет в 1925-м. Да и главный редактор у них был один - одессит Тарас Костров. Тот самый, подписавший командировочное удостоверение Маяковскому - во Францию. Помните "Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви...". Друг Горького. Уже этого вполне достаточно, чтобы назвать явление историческим. Тем более - в канун 100-летия комсомола. А вот разрозненные воспоминания участников событий свидетельствуют: молодёжная газета в Одессе издавалась много раньше - с осени семнадцатого. Правда, разного тиража, формата и под разными названиями. Но ведь и наша "Искра" тоже побывала и "Сталинским племенем" и "Комсомольским племенем". И формат меняла не раз. И даже язык. Увы, маленькие дореволюционные тиражи этой молодёжки не прошли испытание революцией, гражданской войной и интервенцией - нет экземпляров, и доказать, что год рождения - 1917-й, пока не удалось. Мемуары участников этого и последующих событий, большей частью так и не опубликованные, не принимались тогда всерьёз даже ЦК ВЛКСМ - что уж теперь говорить. В 1978-м ко мне в "Искру" приехал инструктор нашего обкома. Решено было поздравить ветеранов одесской комсомолии, доживающих в Москве, с шестидесятилетием ВЛКСМ. В обкоме прослышали - я с ними переписываюсь. И вполне логично определили: у меня должны быть адреса. У меня! Не у первого секретаря обкома, члена ЦК ЛКСМУ и ЦК ВЛКСМ, а у сопливого младшего литсотрудника молодёжки - органа обкома! Отсюда и та самая схема, основанная на "Кратком курсе истории ВКП(б)".
ДЛЯ СПРАВКИ. Тарас Костров (А. Мартыновский). Родился в Читинской тюрьме. Отец - из семьи народовольцев, впоследствии эсэр, мать - социал-демократка. В честь старшего брата отца - члена Исполкома Народной Воли была переименована Греческая площадь в Одессе - площадь Мартыновского. Учился в коммерческом училище им. Николая Первого. Один из инициаторов создания в городе молодёжного союза и его прессы. Считал задачей союза культурно-просветительскую работу. При белых в подполье стал Тарасом Костровым и оставался под этим псевдонимом до конца жизни. Член Пересыпского РК, Одесского городского и губернского комитетов. Член ЦК ЛКСМУ и ВЛКСМ. Публицист. Главный редактор "Комсомольской Правды". В 1928 г. был снят Сталиным с этого поста - за критические публикации в адрес вождя. После признания своих ошибок руководил журналом "Молодая Гвардия" и еженедельником "За рубежом". Друг Горького и Маяковского. Умер в тридцать лет при странных обстоятельствах, по разным источникам - от астмы или туберкулёза, в разгар работы над серией очерков из истории комсомолии. Судьба рукописи не известна. Его жена, Виктория Уласевич, левая эсерка, работала в подполье, сидела в тюрьмах при царе и Деникине. В дальнейшем - на научной работе. Поддерживала связь со старыми товарищами по одесскому подполью. При их арестах в конце тридцатых покончила с собой.
ИЗ ПИСЬМА АВТОРУ "По поводу Ваших вопросов сообщаю. Газета "Молодой рабочий" была органом Центрального, как он тогда назывался, комитета одесского ССРМ, Союза социалистической рабочей молодёжи. В редакцию входили С. Игнат, О. Тарханов, А. Мартыновский, С. Урицкий и я. Это была первая молодёжная газета Одессы, но считать её коммунистическим изданием нельзя. Собственно комсомольские издания у нас появились позднее, с созданием комсомола. Это были "Красная молодёжь" и "Молодой рабочий" в 1919 году. Но их было всего несколько выпусков, и ни один не сохранился. Виктор Далин".
ДЛЯ СПРАВКИ. 1. В. Далин, одессит, член партии с лета 1917 г., член ССРМ с осени 1917 г., в комсомоле с 1918 г. Участник создания в Одессе молодёжного союза и его боевой дружины, при белых работал в подполье. Член ЦК ЛКСМУ и ВЛКСМ, первый главредактор издательства "Молодая Гвардия". Окончил Институт Красной профессуры. Репрессирован. Реабилитирован. Доктор исторических наук, профессор. Автор капитального труда "Историки Франциии". 2. С. Урицкий. Одессит, племянник М. Урицкого, комиссара по созыву Учредительного собрания, убитого эсерами в 1918 г. в Питере. Участник первой мировой, драгунский прапорщик. Самодемобилизовался. В Одессе сформировал и возглавил боевую дружину молодёжного союза, был секретарём горкома, помощником Начштаба Красной Гвардии. На гражданской войне - комполка, бригады, комиссар Правобережной группы войск на Украине. Окончил спецкурс при Академии генерального штаба РРККА, выполнял специальные поручения в Европе. Начальник главного разведуправления Генштаба. В числе его агентуры - Рихард Зорге и Лев Маневич. Зам. командующего войсками Московского военного округа. Арестован, судим, расстрелян. Реабилитирован посмертно.
ИЗ ПИСЬМА АВТОРУ "Получил вашу газету с публикацией тов. Жуйко о "Молодом рабочем". В ней содержится ряд неточностей. Мы тогда, конечно, хорошо знали и уважали Деда Трофима, но к финансированию газеты ни он, ни тов. Сапельников отношения не имели. Газета была органом Союза СРМ, который имел некоторые средства от членских взносов и от кружечного сбора. И "Красный Крест" не имел к этому отношения. Товарищ Васютин (Филюшкин), конечно, играл выдающуюся роль в молодёжном движении Одессы, но тогда он в городе отсутствовал, был на фронте. И обстановку в Одессе автор представляет неверно. Первые недели власти гетмана Совет рабочих депутатов оставался на месте и действовал легально. То же - и с молодёжным союзом. Так что "Молодой рабочий" не был подпольным изданием и не мог сообщать о деятельности нелегальных райкомов, как пишет тов. Жуйко. Мы рады, что "Комсомольская искра" освещает страницы истории комсомола, но делать это следует правдиво и исторически точно... В. Далин". Что непроста предыстория нашего юбиляра, нечего и толковать. Впрочем, как и его история и постистория, как наша история в целом. Но поскольку сто лет спустя видны невооруженным взглядом некоторые, скажем так, параллели, может быть, и нонишней активной молодёжи есть смысл всмотреться в прошлое. Ведь должно же оно хоть чему-нибудь учить. И не потому ли автор, вообще говоря, человек занятой, засел за сей очерк. Исторической публицистики хватает, но какое передергивание, сколько липы! Между прочим, даже во времена приоткрытия архивов партия не рекомендовала комсомолу морочить молодые головы рассказами о том, как уже весной-17 явились миру молодёжные союзы самых разных направлений. По сути - зеркальное отражение партийного мира, на радостях прорыва из империи в демократию расхрабрившегося не на шутку. (Окончание следует.)
|
|
|||||||||||||||||
|