+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 34 (677), 05.09.2003 ФРАНЦИЯ, АНГЛИЯ, ДАЛЕЕ ВЕЗДЕ(Окончание. Начало в № 33.) Теперь о третьем фильме. В заголовке написано: "далее везде". Можно было бы написать и "Дания везде", так как фильм скандинава Ларса фон ТРИЕРА "ДОГВИЛЛЬ" поставлен при совместном участии Дании, Франции, Швеции, Италии, Германии. В 2003 году на Каннском кинофестивале "Догвилль" стал фаворитом. В этом фильме целостность сюжета и его воплощения доведены до абсолюта. В фильме есть центральные персонажи: героиня (Николь Кидман) и герой (точнее, антигерой, которого играет Пол Беттани). Но главным героем является ГОРОД жалкий собачий городишка из 15 домов (в переводе "Догвилль" собачий поселок). Весь фильм город со всеми его жителя виден зрителям, как на ладони. Для этого Триер совершает гениальный поворот к театру с его условностью. Все съемки проходят в огромном павильоне, пол которого расчерчен на кварталы и квадратики домов (с кое-какой утварью и кое-где даже с вертикальными стойками дверей). Город виден как бы с птичьего полета или на плане архитектора. Надписи мелом подсказывают названия улиц, место собачьей будки с псом по имени Моисей ("собака Моисей"), "кусты крыжовника" и т.д. Словом, декорации, если эти рисунки так можно назвать, восходят к шекспировскому театру "Глобус" с его надписями "ЛЕС" или "БЕРЕГ МОРЯ". И вместе с тем они представляют те же возможности, что и придуманная чехами "Лотерна магика", или полиэкран, то есть экран, разбитый на квадраты, на каждом из которых происходят свои события. Таким образом и в фильме "Догвилль" зритель получает возможность видеть все события, происходящие в городе одновременно. Условность декораций подчас требует условности действий. Как в пантомиме актеры условно "стучат в окно", "открывают" двери... Правда, все эти условные действия сопровождаются реальным звукорядом. Но главное не это, главное то, что всю предложенную режиссером условность зритель принимает безоговорочно и смотрит фильм на одном дыхании, так как условность приема забывается, а реальность событий и характеров остается. Неторопливо (особенно в начале) разворачивающийся сюжет крепко держит зал. Не менее крепко, чем проклятый Догвилль держит попавшую в него героиню. Удачей фильма стали дикторский текст и музыка. Они определяют атмосферу действия. Слегка ироничные и благодушные комментарии вначале (как благодушен вначале сам город) по мере развития сюжета они становятся все более напряженными (то же происходит и в музыка). Но сцены безжалостного уничтожения города и его обитателей проходят уже безо всяких комментариев, они излишни. Лицемерие и жестокость должны быть уничтожены с той же жестокостью, которую сам город взрастил в сердце героини, попавшей в Догвилль в поисках простоты и гармонии. Но можно ли уничтожить такие Догвилли? Ведь остается в живых собака Моисей, в последних кадрах оборачивающаяся в настоящего грозного пса. "Догвилль" это первая часть задуманной фон Триером трилогии "USA". Американцы настолько обиделись на фон Триера за "Догвилль", представленный как типичный образ ец "одноэтажной Америки", что режиссеру путь в США навсегда заказан. Хотя фон Триер утверждал, что "Догвилль" вымышлен от начала до конца, но аллюзии усматриваются легко. Гостеприимство, перерастающее в порабощение, мещанское лицемерие маленьких городков, бичуемое американскими авторами вспомните хотя бы Марка Твена, Стейнбека, Уайлдера гангстерские разборки. Ну как тут себя не узнать! И что досадно, над фильмом нельзя посмеяться так, как мы смеялись над голливудскими "шедеврами" о русских, пьющих чай из самовара под развесистой клюквой. Очень уж талантливо и убедительно поставлен и сыгран фильм "Догвилль". Елена КОЛТУНОВА. На фото: Одри Тоту в фильме "Грязные прелести" (режиссер Стивэн Фриэрс).
|
|
|||||||||||
|