Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 32 (1376)
1.09.2017
НОВОСТИ
Юбилей
Проблемы и решения
Дискуссия
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 32 (1376), 1.09.2017

СТРАСТИ ПО "ЧЕРВОНОМУ"

В День независимости на широкий экран вышла долгожданная картина украинского производства "Червоный" режиссера Зази Буадзе по сценарию Андрея Кокотюхи.

Фильм, повествующий о том, как в сталинском концлагере осужденные бойцы УПА подняли восстание, вызвал неоднозначную реакцию. Ниже мы публикуем мнения киноведов, журналистов и просто зрителей.


Александр Гаврош, писатель, журналист:

"Украинский кинематограф все увереннее подает признаки жизни. Из заколдованного круга "украинского поэтического кино", куда мы сами себя загнали в советские подцензурные годы, мы начали выбираться. Рядом с метафорическим киноязыком на экранах появилась и жестокая правда жизни.

А пока мы имеем возможность увидеть борьбу украинцев в сталинском концлагере в фильме "Червоный". Автор сценария Андрей Кокотюха обобщил информацию о лагерных бунтах и создал собственную художественную версию. Лента переворачивает наше представление о ГУЛАГе и его обитателях. Вместо символа поражения заключенные за колючей проволокой вдруг становятся символами победы. Украинцы выступают главной движущей силой сопротивления, вокруг которых объединяются все остальные...

Режиссеру Зазе Буадзе удалось не только воссоздать исторический фон, но и снять фильм, который затрагивает каждого: драматические коллизии, острый сюжет, динамичность (особенно во второй половине фильма). Получился настоящий сплав истории и экшена - лучший рецепт для массового зрителя.

Фильм пробуждает в украинцах причастность к великой борьбе, поднимает чувство национального достоинства и гордости, ломает стереотипы "хитрого хохла", чья хата всегда с краю. Ведь наша трехсотлетняя борьба - это не только Полтава, Круты, Базар, Красное поле, но и победы, которые могут удивить другие народы...

По темам, режиссуре, операторскими и актерскими работами наши лучшие ленты уже не демонстрируют такого отставания, как десять лет назад. Фильм "Червоный" спокойно можно показывать не только в Вильнюсе или Тбилиси, но и в Варшаве, Будапеште или Праге - везде, где люди на себе почувствовали железную пяту коммунистического тоталитаризма...

После фильма выходишь из кинозала измененным. Как мало мы о себе знаем и сколько открытий еще таит в себе наша история для настоящего кино!"

Сергей Васильев, кинокритик, координатор Бюро украинской киножурналистики:

"Сценарист и автор одноименного романа Андрей Кокотюха... основывается, в первую очередь, на голливудских образцах, но также дополняет ленту во многом характерной для советского военного кинематографа однозначной ("черное" - "белое") маркировкой персонажей. Только вместо нацистов носителями зла теперь становятся "советы" и все, кто поддерживает их.

Время от времени авторы пытаются психологически оправдать действия таких "контурных" персонажей. Правда, сложными душевными порывами наделяют далеко не всех: в первую очередь начальника лагеря, который после появления Червоного теряет покой и сон, и "неопределившегося" советского украинца Виктора Гурова, постепенно проникающегося симпатией к Червоному и любовью к лагерному врачу - этот единственный женский персонаж выглядит во многом инородным элементом жесткой экранной истории.

Словесные поединки представителей противоборствующих лагерей в "Червоном" звенят громом голосов и остротой патриотичных и идеологически правильных аргументов, вскрывая характеры персонажей. Но при этом оказываются парадоксально лишены внутреннего нерва - несмотря на то, что Заза Буадзе высокопрофессионально выстраивает "разговорные" сцены и находит для них визуальные акценты, которые уверенно цепляют внимание... Герои фильма вообще лучше делают свое дело, чем говорят о своих мыслях, чувствах и планах. И сцены их акций - весьма разнообразных (и взрывоопасных, что представлено и в трейлере фильма) - являются зрелищной приманкой картины, ее сильным звеном. В частности, буквально приковывает к экрану адреналиновый финальный акт "Червоного", представляющий хаос восстания и попытки побега...

Неназванный же лагерь, из которого осуществляют побег, в символическом плане превращается в образ Советского Союза, из-под гнета которого стремятся вырваться свободолюбивые украинцы (оператор-постановщик Александр Земляной превосходно играет с "марсианскими" грунтами Криворожья, где снимали фильм, наполняя лагерный образ кровью).

В этом смысле контекст премьеры "Червоного" в День независимости приобретает решающее значение, добавляя козырей ленте, не лишенной - как и любое другое художественное произведение - недостатков...

Все эти замечания, впрочем, возникают уже после просмотра "Червоного", который достойно выполняет свое обещание - показать национальную героико-патриотическую историю со светлым концом".

Тамара Гладкая, студентка:

"Это кино вышло абсолютно потрясающим, с мощной психологической составляющей и... непатриотическим.

После просмотра остается двоякое ощущение: с одной стороны, абсолютно понятно, что пытались рассказать создатели фильма, а с другой - единственный персонаж, которого понимаешь и по-человечески сочувствуешь, это палач. Герой Александра Маврица, майор Абрамов - начальник лагеря, главный злодей, которому по законам драматургии положено умереть в конце. Он "человек режима", но, чем дольше наблюдаешь за ним, тем глубже раскрывается его личная трагедия: иначе он не выживет. Стоит ослабить хватку - и заключенные возьмут ситуацию в свои руки. Его жестокость оправдана "от" и "до", Абрамов сам видит и понимает, во что превратился. Он пытается сбежать от реальности в гараж, заваленный трофеями из Германии, которыми в этой, лагерной жизни, нельзя воспользоваться. Напиваясь до положения риз и любовно протирая новенький "Мерседес-Бенц", он умоляет единственную девушку в этом безумном месте уехать и начать "нормальную жизнь". Отчаяние, с которым он обращается к Червоному на Пасху, окончательно разбивает образ "бездушного палача": "У вас праздник, значит? Я тоже хочу праздник, понимаешь?!"

Нам не показывают неоправданные зверства Абрамова, о которых так много шепчутся в лагере. Каждый раз, когда он применяет силу на экране, - логичен во всем, от удара до выстрела. По-другому в любой из этих ситуаций поступить попросту невозможно. В конце концов, система трудовых лагерей и причины, по которым люди оказываются заключенными, не его вина и не в его власти что-либо изменить. По сути, этот "палач" - такой же, если не более несчастный, узник.

Майор Абрамов - единственный, кому небезразлична жизнь девушки-врача. Когда начинается бунт, он даже не пытается возглавить оборону охраны, но и не сбегает. Только он понимает, что ее судьба в мире осатанелых мужчин незавидна и пытается ее спасти. Он прячется вместе с ней, закрывает от заключенных своим телом - ее, не свои богатства и любимый автомобиль. Никому больше нет дела до врача: ни герою-бунтовщику Червоному, ни влюбленному в нее Гурову, ни кому бы то ни было из благородных политических заключенных. У них - борьба с режимом, восстание, побег из лагеря, кровавая каша под ногами из красной глины и крови. Абсолютно спокойно после смерти майора героиню оставляют с "ворами" - только в последние секунды Гуров понимает, что именно с ней собираются сделать и бросается на помощь.

Со стороной "добра" же постоянно происходит нечто непонятное. Сначала нам "продают" безумно авторитетного "бандеровца-ветерана УПА" Червоного, который, по невероятному стечению обстоятельств попадает в тот же лагерь, что и его соратники, сражавшиеся с ним против большевиков плечом к плечу. Как Червоный завоевывает авторитет у остальных "политических" - среди которых не только украинцы, но и латыши - неизвестно. Он бунтует, но весь процесс подготовки очередного акта неповиновения, будь то внезапное перевыполнение нормы или празднование Пасхи с куличом, остается за кадром. Единственное, что показали в фильме, - это подготовка к побегу, в результате которого выживает только сам Червоный, трое его "побратимов" и врач. На могиле, которую выкапывают отдельно "для своих" - только четыре имени, из-за чего складывается впечатление, что все остальные (а ведь побег готовил весь барак!) с самого начала предназначались на роль "пушечного мяса".

Снят фильм достаточно хорошо, чтобы поверить в будущее украинского кинематографа - но только в будущее. То тут, то там колючками торчат явные "косяки" сценаристов и операторов: перегибы с пафосом, превращающие трагедию в фарс, сцены драк и перестрелок, снятые на бьющуюся в эпилептическом припадке камеру, и концовка...

А финальный кадр внезапно отсылает зрителя к пародиям на супергеройское американское кино: все персонажи с каменными лицами стоят в ряд и смотрят куда-то сквозь зрителя. На протяжении всего фильма были моменты (как ни странно - именно с участием главного героя), где от драматического наигранного пафоса хотелось смеяться. За кадром осталось много того, что могло быть интересно снято и раскрывало бы главного героя. В конце фильма внезапно стало понятно, что о Червоном, кроме того, что озвучили в начале, так ничего и неизвестно.

Но, несмотря ни на что, я рекомендую посмотреть "Червоного" всем - просто ради того, чтобы понять простую истину: по обе стороны баррикад всего лишь люди, ставшие заложниками положения. Обезличивание зла, которое по всем законам пропаганды, должно помочь с ним бороться, должно остаться в прошлом. Это война 21-го века - борьба с идеями, а не с людьми. Ведь самое важное - то, что смог Абрамов и не смог Червоный - в любых обстоятельствах оставаться человеком".

Анастасия Ковач-Петрушенко, журналистка:

"Остап, а это псевдоним Червоного - нетипичный украинский герой, которому все по плечу и который в конце фильма умирает смертью храбрых. Нет, в кино удачно показаны все внутренние переживания, метания уповца. Он молчаливый, немного нелюдимый, но справедлив. Он - не постамент или картинка из книги, мы чувствуем, что он реальный, будто вот сидит рядом с нами в кинотеатре. Местами, во время просмотра фильма, появилось впечатление, что напряжение можно потрогать, погрузиться в него - настолько фильм динамичный и захватывающий. Хотя на фоне других героев (Гуров, Коля-Тайга) Червоный все равно выглядит несколько однобоко. У него нет других переживаний, кроме как за свою команду и судьбу Украины.

В то же время в фильме показаны несколько лидеров. Это совершенно разные люди, как, собственно, и группировки, которыми они руководили. Итак - имеем майора Абрамова как представителя советской власти, Колю-Тайгу - "вора в законе", Данила Червоного - главного среди УПА и "лесных братьев" в этом ГУЛАГе. Поэтому здесь мы видим разницу в принципах, взглядах на жизнь, на пребывание в тюрьме строгого режима, на восприятие их окружающими, на готовность умереть за них".

Александра Сервецкая, "Без Табу":

"Червоный" - это фильм о герое, который не просто прошел ад того времени, но все-таки сломал систему - выбрался из лагеря. За основу фильма был взят одноименный роман украинского писателя Андрея Кокотюхи. Это безусловно порадует любого украинца: украинское кино + украинский роман. Но, несмотря на эти факты, а также предпраздничное настроение и веру в отечественное кино, "Червоный" мало порадовал...

Как говорил Альфред Хичкок, для хорошего фильма нужен сценарий, сценарий и еще раз сценарий. "Червоному" не повезло уже на этом этапе - картонные персонажи, которые непонятно почему весь фильм избивают заключенных лагеря. Главный НКВДшник, майор Абрамов, шаблонный настолько, что пьет спирт стоя. Потом он пытается бить свою жену, которая оказывается ему и вовсе не жена. Также жалуется, что постоянно нужно писать рапорты, но не понятно кому. Да и отчета никто из "верхушки" не просит...

И чем дальше смотришь фильм, тем больше задаешь вопрос: "зачем он это сделал", "зачем он орет" и так далее.

Андрей Кокотюха - достаточно опытный автор, поэтому пустышка вместо сценария откровенно огорчает.

Если сцена не может держаться на монтажном столе за счет внутреннего напряжения, нужно ее скрепить музыкой. За музыку отвечал начинающий итальянский композитор Франко Эко. Каждая сцена была с музыкой, откуда она звучала и для чего - неважно. Главное звучит, бьет по ушам и пытается выбить из тебя слезу или патриотизм... Звуки выстрелов так оглушают, что приходишь несколько минут в себя и уже не очень следишь за очередными репликами.

Временами было впечатление, что зрителю показывают не фильм, а подборку клипов... Операторская работа - лишь бы была. Крупные пафосные планы. Дождь, снег - ничего не помогало выстроить атмосферу и держать зрителя хоть в каком-то напряжении.

Картинка на экране больше напоминает сериал о "ментах", а не художественный фильм, где каждый кадр должен быть выверен и каждое движение камеры осмыслено...

Хороший режиссер может спасти картину даже на этапе съемок. Этим кораблем пригласили управлять Зазу Буадзе. Кино о трагедии украинца из УПА и украинца из советской армии снимает грузин. Предположим, что ему эта тема близка и болит, так же, как и жителям Украины, чьи родственники прошли через сталинский ГУЛАГ.

Возможно, поэтому на Пасху голодные заключенные вместо того, чтобы кушать паску, поют патриотическую песню, а один из заключенных стоит в бараке в вышиванке (откуда она взялась?). Для полной красоты красно-черного флага не хватало на заднем фоне.

Наверное, поэтому в одном из лагерей, который находится где-то на севере России (возможно, Норильск, ибо начальник лагеря мечтает уехать "на материк") снега зимой пару миллиметров. Солдаты, охраняющие заключенных, - юные мальчики, студенты максимум 2-го курса, которые неуверенно толкают заключенных. Наверное, поэтому все мерзнут, но нет даже пара изо рта.

Также "радует" снисходительное отношение начальства лагеря: заключенные в мороз работают в перчатках, а солдаты охраняют их с голыми руками.

С каждой минутой ты даешь еще шанс этому фильму. Потому что ты хочешь, безумно хочешь верить, что украинское кино есть. Что можно сделать хороший патриотический фильм, за который не стыдно. Но надежды рушит новая сцена "Червоного". И непонятно, куда ушли 10 миллионов наших налогов (50 % фильма покрыло Госкино) и три месяца жизни съемочной группы. Печаль".

Материалы подготовил
Андрей РАЙКОВ.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.