Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (1176)
16.08.2013
НОВОСТИ
События
Культура
Проблемы
Вперед - в прошлое!
Спрашивайте - отвечаем
16-я полоса
Криминал
Спорт
Футбол
Здоровье

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (1176), 16.08.2013

Мы продолжаем публикацию материалов, посвящённых 90-летию старейшей на просторах СНГ одесской молодёжной газеты.

НА ГАЗЕТНОЙ ПАЛУБЕ

(Окончание. Начало в № 29.)

Надо сказать, что все сотрудники делятся на две основные части: творческую и техническую. К первой принадлежат собственно журналисты, пишущая братия, а ко второй - люди, осуществляющие техническую подготовку газеты к выпуску.

Объединяет обе части главный редактор и ответственный секретарь, бухгалтерия находится рядом с обеими, а художник находится между ними, учитывая, что выполняет часть верстальной работы.

Моё вживание в работу началось с того, что меня приставили к Татьяне Васильевне Бойко, нашей верстальщице. Она обрабатывала мои картинки на компьютере, которым я тогда совершенно не владел, и вставляла их в полосу. Так она и изображена, поместившись перед монитором в корме. Я бессовестно торчал у неё за спиной, давал какие-то советы, а она делала вид, что они ей помогают работать. До сих пор удивляюсь её терпению и степени доброжелательности к неизвестному ей человеку. И это при её весьма бодром темпераменте! Первые уроки вёрстки и работы в фотошопе я получал от неё, несмотря на то, что она была немало загружена работой. И настолько проникся уважением, что до сих пор называю её по имени и отчеству. Хотя вместе съели не один пуд соли и давно стали друзьями.


На момент моего появления в газете там имелся свой художник, который собирался уходить на пенсию. На картинке он украшает форштевень корабля, и получился очень похожим, если не считать, что ниже шеи он изображён русалкой. Надеюсь, он простил мне такую вольность. Потом я часто встречал его в нашей столовой - видно тянуло на прежнее место работы или просто к привычному образу жизни.

Надо сказать, что карикатуры тогда поступали от нескольких авторов, и конкуренция была довольно велика, хотя мне не приходилось жаловаться на то, что меня не ставят в номер. Потом поток их стал уменьшаться, мы постепенно приходили к определённому единообразию в принципах оформления газеты. Умер и Николай Ильчук, который до последнего приносил свои рисунки. И вообще, штат наш сокращался, мы начинали осваивать смежные специальности, приходили и уходили новые люди, о которых я могу сказать только хорошее (что не странно, учитывая общий подход к формированию коллектива), а мы становились всё дружнее и сплочённее. Конечно, это не значило, что среди нас не было противоречий, споров, иногда и конфликтов. Но общая настроенность на мирное, семейное решение проблем всегда помогала решить всё без ущерба для работы и собственных чувств и амбиций.

Рядом с Татьяной Васильевной сидит наша бессменная наборщица, ещё одна Татьяна Васильевна, но Матвиенко. Так, как я её впервые увидел в компьютерном отделе, со спины. Человек, который незаметно принимает на себя молнии, целящие в нас, и так же незаметно отводит их. Занимается мелкими бытовыми мелочами, которые необходимо решить или сделать, да ни у кого руки не доходят. Всегда готова помочь, если есть в том необходимость. И делает всё так незаметно, что обнаруживается это, лишь когда она по какой-то причине долго отсутствует. Она из тех людей, что служат скрепляющим раствором в каменной кладке, не претендуя при этом на краеугольность или на незаменимость. Из тех, кто никогда не жалуется, и никогда не позволяет себе сбрасывать негативные эмоции на тех, кто рядом.

Над ними, в шлюпке, готовой к немедленному спуску на талях, то есть к отправке на редакционное задание, стоят наши журналисты Олег Мельничук и Евгений Стебливский с рыбой в руке. Рыба эта напоминает о таком эпизоде из его биографии, как работа в рыбопромысловой артели на Сахалине - эпизоде, которому мог бы позавидовать любой мужчина и который закаляет характер человека иногда сильней, чем участие в боевых действиях. При этом его скромность, готовность всегда прийти на помощь, абсолютное отсутствие хвастовства всегда делали его душой любой компании. Олег наш более рафинирован, и неудивительно - он вёл тему искусства, мотался по всяким фестивалям, выставкам, концертам, поэтому выглядел всегда элегантным и готовым хоть сейчас отбыть в Букингемский дворец на коронацию или заседание Палаты пэров. Небритым я видел его всего раз - на похоронах нашей сотрудницы...

В большом заднем иллюминаторе пускает дым в трубу наш ветеран, корректор Елена Михайловна Лескова. Сколько мы провели вместе времени на перекурах, как единственные курильщики во всей редакции! Отлично владеющая словом, она часто писала на любые темы и что-то вроде дамских сериалов, и я с удовольствием иллюстрировал эти истории.

Под капитанским мостиком вычитывают материалы корректоры Маша Бабий (молодая и очень красивая женщина) и Светлана Александровна Овсянникова, совсем недавно покинувшая этот мир... Больше ничего о ней не добавлю: незадолго до того мы читали её воспоминания.

Ниже, из маленького иллюминатора выглядывает наш тогдашний ответственный секретарь Василий Иванович Милосердный. Ему я обязан знанию основ и тонкостей процесса создавания газеты, превращения идей, мыслей, статей в печатную продукцию. Мы с ним были единственными мужчинами, проводящими всё время с женской частью коллектива и, даже если это и покажется кому-то странным, мы были в хороших отношениях, хотя он и был постоянным персонажем моих карикатур. Не прототипом, а как бы сказать, невольным натурщиком. Василий Иванович обладал характерной и узнаваемой внешностью, и я безжалостно её эксплуатировал, рисуя карикатуры на любые темы с его участием. Он тактично терпел, хотя я и догадывался, что он не очень рад такой сомнительной славе, которую я ему создавал. Спасибо ему за это!

В ещё одном большом иллюминаторе, со свежим пластырем на щеке, за машинкой, сидит Владислав Китик. Его специализацией была криминальная тема, и он добывал информацию, не боясь выездов на место преступления, на встречи с преступным и околокриминальным людом. Попадал он и в такие ситуации, что я только тихо радовался, что специализация моя совсем другая.

В носовом иллюминаторе мы видим третью нашу Татьяну, но уже Ивановну - нашего бессменного бухгалтера. Работу её я представлял себе трудной и монотонной, поэтому на картинке дал ей напильник, заставив точить якорь. Хотя сравнение, конечно же, неверное хотя бы в смысле полезности. Ведь бухгалтер всегда столп опоры в любом предприятии - хоть газетном, хоть канавокопательном. Все иногда могут позволить себе расслабиться, зная, что их прикроет сослуживец. Бухгалтер же, как сапёр: ошибается всего один раз. Поэтому, рисуй я заново, дал бы в руки щуп минёра, или раз уж морская тема, то лот, катушку лага и песочные часы для замера глубин и скорости движения судна.

Чьи пятки виднеются в ходовой рубке, и чья рука машет из волн, - не скажу. Это те люди, что у нас не задержались по разным причинам.

Перед раскрытым грузовым люком сгибается под тяжестью газетного тиража Леонид Рысин, если можно так выразиться, боцман нашего корабля. В то время мы печатали в издательстве украинский тираж газеты "Совершенно секретно", и всем нашим мужчинам приходилось трудиться в упаковочном цехе, точнее, в экспедиционном, во время печатания тиража. О, это были незабываемые ощущения! Бесчисленное количество упакованных и перевязанных пластиковой лентой газет прошло через наши руки. Газета, где даже руководство не чурается тяжёлого физического труда, - правильная газета! Здесь мне, разбалованному интернетовской манерой письма, очень хочется поставить смайлик в виде вытянутого вверх большого пальца или чего-то подобного - но я воздержусь, думаю, читатели и так знают, что такое для мужчин совместный физический труд, от которого никто не отлынивает. Конечно же, это только эпизод из его деятельности, которая в большей части состоит из другого, но это уже внутренняя кухня, которой я здесь раскрывать не буду.

В смотровой бочке на верху фок-мачты - многолетняя душа всего нашего коллектива, заботливая матушка не только нашего главного редактора, но и наша общая - Белла Львовна Рыбак. Когда она ушла из жизни, осиротел не только Аркадий Михайлович, а мы все, весь наш коллектив. И нам всегда будет её не хватать...


Много ещё людей работали и продолжают работать в нашей газете. И те, кого обошёл я вниманием сейчас, надеюсь, не обидятся на меня. Просто сегодня я погрузился в год 1996. И хоть сегодня на дворе год 2013, очень надеюсь, что наша газета будет существовать ещё долго, и в ней найдётся место и для тех, кто сегодня остался за пределами моего рассказа.

Алексей КОСТРОМЕНКО.

На фото Леонида БЕНДЕРСКОГО: Февраль 2001 года. Газете "Порто-франко" - 10 лет.

В первом ряду (слева направо): художник Алексей Костроменко, журналист Олег Мельничук, коммерческий директор Александр Гула, журналисты Евгений Стебливский и Борис Штейнберг.

Во втором ряду: корректор Светлана Овсянникова, журналистка Елена Колтунова, корректор Галина Тульчинская, наборщица Татьяна Матвиенко, верстальщица Татьяна Бойко, наборщица Анжелика Ерошкина, верстальщица Людмила Хмарская.

В третьем ряду: секретарь Елена Самойленко, кассир Белла Львовна Рыбак, бухгалтер Татьяна Дияжева, редактор Аркадий Рыбак, завотделом рекламы Ольга Михайлова, корректор Елена Лескова, ответственный секретарь Тамара Головач.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.