+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 28 (773), 22.07.2005 К 150-летию со дня смерти Константина Николаевича Батюшкова ИЗЯЩЕСТВО ТОНКОЙ ЭРОТИКИ
Константин Батюшков, как и В. Жуковский, явился ближайшим предшественником и поэтическим учителем Пушкина. По словам Белинского, как художник Батюшков сделал решительный шаг вперед в художественной форме и сближении поэзии с жизнью. Из шестидесяти восьми лет жизни поэта последние тридцать два года были вычеркнуты тяжелой психической болезнью, а из первых тридцати шести семь лет участием в трех войнах с наполеоновской Францией и Швецией. С горечью восклицал поэт: "Какую жизнь я вел для стихов! Три войны, все на коне и в мире на большой дороге. Спрашиваю себя: в такой бурной непостоянной жизни можно ли написать что-нибудь совершенное? Совесть отвечает: нет". Лучшие произведения К. Батюшкова были созданы в краткие шесть лет, отведенные ему судьбой, между возвращением из армии в вологодское поместье Хантоново и жестокой болезнью. Именно любовные стихи снискали Батюшкову славу "парнасского счастливого ленивца", "певца забав"? и "счастливца" (Пушкин), в то время как сам поэт меньше всего был счастливцем в любви. Однако несчастливая и краткая любовь его сначала к Эмилии Мюгель, затем к Анне Фурман в его лирике отразилась очень мало. Русские поэты еще только учились писать о самих себе. Воскликнул же П. Вяземский по поводу эротических стихов Батюшкова: "Неужели Батюшков на самом деле то же, что в стихах? Сладострастие совсем не в нем", и назвал его в шутку "певцом чужих Элеонор". Лирика Батюшкова имела принципиальное значение для русской поэзии, русского читателя, приученного поэтикой и этикой классицизма к тому, что личная, частная жизнь человека не заслуживает серьезного отношения и является "низкой" в сравнении с "высокой" жизнью государства и великих людей. Изображая любовные сцены как жизнь вечную и жизнь великую, исполненную особой пластичности, красоты, мраморной скульптурности, Батюшков расшатывал эти обветшавшие представления, укрепляя в людях сознание ценности человеческих чувств, человеческих радостей. Его эротичность оказывается духовной, тонкой, эстетической. Белинский замечал, что в любви Батюшкова "много нежности, а иногда много грусти и страдания". Его стихи сохранили не только аромат минувшего времени, но и изящество, свежесть, тонкий эротизм, в значительной мере утраченные поэзией последующих поколений. Выздоровление Как ландыш под серпом убийственным жнеца
Написано, очевидно, в 1807-1809 гг. Обращено к Эмилии Мюгель, дочери рижского купца, в доме которого Батюшков находился на излечении в июне-июле 1807 года после ранения, полученного под Гейльсбергом. Парки (миф.) богиня судьбы, обрезающая нить жизни человека. Эреб (миф.) олицетворение вечного мрака, здесь образ смерти. Орк (римск.) божество смерти, доставляющее людей в подземное царство. Лета (миф.) река забвения, протекающая в Аиде царстве мертвых. Один глоток из этой реки заставляет умершего навсегда забыть землю и жизнь на земле. Из "Воспоминаний" Я чувствую, мой дар в поэзии погас,
Влияние этой элегии заметно в "Письме Онегина к Татьяне". Впервые в русской поэзии так глубоко выявлена связь между любовью и поэзией: "светильник дарованья" не может гореть, если погасла любовь. "Туда влечет меня осиротелый гений" имеется в виду небытие, данное в последующем пейзаже; "любимцы Фебовы" поэты. "Как лотос... врачевали" по древнегреческой мифологии, отведавший цветов лотоса забывал прошедшее, как выпивший глоток из Леты забывал земную жизнь. Из послания "Мои пенаты" Послание к Жуковскому и Вяземскому И ты, моя Лилета,
В 1818 году, в год открытия Одесского лицея, его посетил приехавший наш город К.Н. Батюшков. Он обошел классы, спальни, столовую, больницу и по первому впечатлению написал директору Публичной библиотеки в Петербурге А.Н. Оленину, чей племянник учился здесь, что "лицей в цветущем состоянии". "В письме вашем вы требуете, чтобы я сказал мое мнение о лицее, писал Батюшков в другом письме А.И. Тургеневу. Скажу вам по совести: лицей есть лучшее украшение Одессы, точно так, как Одесса лучший город после столиц..." Подготовил Феликс КАМЕНЕЦКИЙ.
|
|
|||||||||||||
|