+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 21 (1216), 6.06.2014 БЕГУЩАЯ ПО ВОЙНАМКогда гремят пушки, замолкают музы, а на первый план выходят журналисты. Так повелось со времен Крымской войны (1853-54 гг.), когда появились первые военные корреспонденты. То же мы наблюдаем и сейчас. Более того, никогда прежде журналисты не находились так близко от передовой, фактически на самой передовой, ведя прямые репортажи из гущи событий. От них во многом зависит то, как люди будут воспринимать и оценивать происходящее. И тут на первый план выступает личность журналиста - не только его профессиональные умения, но и взгляды, представления о своем долге, чести и достоинстве. Моя героиня - из числа тех, кто постоянно на передовой. Чьими глазами видят, чьими ушами слышат, и благодаря кому наши сограждане воспринимают то, что происходит вокруг. В какой-то степени по ней можно судить о молодом поколении украинских журналистов, чье становление происходит в условиях, неведомых не то что поколению "отцов", но и "дедов". По этой причине я постарался больше внимании уделить не описаниям проблем и передряг (хотя и таковые имеются), а понять, о чем она думает, что ее волнует, как смотрит на свою профессию... Насколько это удалось - судить читателям.
День беды 18 мая 2013 года - поворотный день в истории украинской журналистики. И до того дня нашим коллегам угрожали, на них нападали и даже убивали. Деревянко, Александров, Гонгадзе - это первые имена, что приходят на память; мартиролог на самом деле куда обширнее. Но тогда было очевидно, кто враг прессы - власть и криминалитет. 18 мая 2013 года в атаку на журналистов пошел народ, принявший облик Вадика "Румына" Титушко, чья фамилия после этого стала термином, вошедшим даже в Википедию. Конечно, нападение было инспирировано тогдашней властью, но факт остается фактом: нелюбовь к журналистам некоторой части населения (чего стоят одни обзывалки - "журналюги", "продажная пресса", вплоть до "киллеров"!) выплеснулась в открытую агрессию. И хотя сам Вадим потом оказался вполне нормальным, адекватным парнем, но его поведение в тот злополучный майский день стало для некоторой части нашего населения весьма заразительным примером. Оскорблять и даже бить журналистов нынче чуть ли не доблесть. Но тем не менее наши коллеги не уходят с "передовой". В том числе и там, где передовая не фигуральное выражение и где в самом деле "до смерти - четыре шага"... Они рискуют, но ради чего? Ради популярности, гонораров? Из-за авантюрного характера? Или еще по каким причинам? Поиск ответа на этот вопрос и привел меня на встречу с героиней данного материала.
"Сквозь тьму препятствий без числа..." Сейчас уже мало кто вспомнит, что нападение на журналистов с участием упомянутого выше В. Титушко зафиксировала одесситка Валерия Ивашкина. Без чего, возможно, и не возник бы сам термин "титушки". Она же рисковала стать и первой жертвой: в Сети легко найти фотографию, где видно, как Вадим изготовился к броску на девушку, чей профиль закрывает прядка волос. Эта девушка и есть Валерия. Из беседы с В. Ивашкиной: - Когда толпа дерущихся парней переместилась с проезжей части к стенке, я отошла от них метра на два-три и продолжала снимать драку на камеру... Этот парень, Вадик Румын, незадолго до инцидента с журналисткой "5 канала" попытался, если можно так сказать, атаковать меня (инцидент зафиксирован на фото и видео). Но, по сути, он лишь делал вид, что пытается нанести удар: он резко повернулся ко мне и попытался приобнять, как перед "броском прогибом". Я поставила нижний блок руками... - "Поставила блок" - это как? - А я владею приемами дзюдо... Впрочем, и до и после того памятного дня Валерия побывала в гуще многих резонансных событий. Один из коллег даже прозвал Валерию "форвардом" за ее постоянное стремление быть впереди, узнать и рассказать о каком-либо событии прежде и полнее других. При этом она не раз попадала в передряги, которые не сулили ничего хорошего. Вот лишь одна из таких историй, которая произошла 28 января этого года в здании облгосадминистрации, где журналисты встречались с тогдашним главой ОГА Николаем Скориком. Из сайта "Думская.net": "После окончания встречи... Валерия Ивашкина зашла в буфет ОГА, где сидели двое парней спортивной наружности в типичной для этой группы населения полуспортивной, полубандитской одежде. Валерия спросила у этих ребят, что они здесь делают, они промолчали, но, когда она попыталась выйти из буфета, они отказались ее выпустить. Попытка Валерии обратиться к милиционерам, которые вошли в буфет, ничем не кончилась - милиционеры скрылись, ничего не сделав. И только когда Валерия связалась по телефону с коллегами, а те вызвали пресс-секретаря Николая Скорика, то со второй попытки (вначале эти двое "титушек" и пресс-секретаря слушать не хотели) они все-таки выпустили Валерию... Когда утром журналисты проводили митинг-пикет перед зданием обладминистрации, то к нам подошел милицейский начальник и попросил не злить стоящих невдалеке "титушек". Тогда это нам показалось просто способом запугивать журналистов. Но после истории в буфете возникает мысль: а может, милицейский начальник не шутил и не запугивал?" А события на Греческой, 2 мая, когда рядом с Валерией упал "коктейль Молотова", и счастье, что не взорвался! И это далеко не все опасные эпизоды из биографии одесской журналистки... Между тем девушка очень хороша собой и потрясающе
фотогенична. (Последнее утверждение легко проверить по
многочисленным фотографиям в Сети.) Исходя из внешних данных,
легко представить, что она могла бы вести какую-нибудь
гламурную телепередачу о моде или светской жизни. Славы - не
меньше, а опасности - ноль. Однако Валерия выбрала иной круг
интересов и иной образ жизни.
Бумеранг возвращается Одесская трагедия 2 мая 2014 года еще долго не отпустит нас. Ее уроки должны быть усвоены, и не только политиками, активистами, правоохранителями, но и журналистами. Ибо, чего греха таить - к разжиганию политических страстей, к формированию атмосферы ненависти, которая так способствовала случившемуся, приложили руку и многие СМИ, для которых не существует иных красок, кроме черной и белой. Но бумеранг возвращается. И люди, заряженные черной энергией отрицательной информации, переносят ее и на тех, кто эту информацию им поставляет. Из беседы с В. Ивашкиной: - Меня поражает откровенная неприязнь к журналистам, особенно с "пророссийской" стороны, - на Евромайдане я такого не наблюдала. Люди, когда видят камеру, тут же набрасываются на тебя, начинают оскорблять, кричат о "продажной прессе", даже обвиняют в убийствах. Доходило до физических действий. На меня как-то женщина набросилась, явно в неадекватном состоянии. А, как известно, из истерики человека можно вывести, либо надавав ему пощечин, либо другим каким-то резким движением. Вот я взяла и ударила ее в ответ лбом по носу, так как руки были заняты. С моей стороны это был скорее удар на испуг, чем попытка нанести травму. Но женщина была в таком шоке от моей реакции, что сразу отстала. Кстати говоря, та же дама на следующий день напала на журналистку "5 канала", когда та вела репортаж о том, что происходило возле городского управления милиции. Конечно, подобную реакцию иначе, чем клинической, не назовешь, но ведь надо понимать и причины агрессии. Люди, живущие в атмосфере информационной войны, которая ведется обеими сторонами, поневоле становятся жертвами этой пропаганды. Из беседы с В. Ивашкиной: - Но тут еще надо понимать и такую вещь. Первыми жертвами информационной войны становятся сами журналисты. Ведь чтобы о чем-то убедительно рассказывать, нужно самому в это верить. Иначе придется менять место работы... - Не факт... - Но я, по крайней мере, не знаю настолько беспринципных журналистов, которые бы занимались пропагандой исключительно за деньги. Заработки в СМИ не настолько велики, чтобы ради этого жертвовать своими принципами. С другой стороны, я была приятно удивлена тем, что многие мои коллеги помогали раненым независимо от своих политических взглядов. Как-то на моих глазах на Куликовом поле женщина набросилась на пожилого мужчину - сторонника Евромайдана, и тут оператор, который там вел съемку, пожертвовал эффектной сценой, а просто отогнал ее от дедушки. Все-таки журналисты не настолько циничны, как принято считать. - Но это по жизни. А потом они возвращаются в свои редакции и снова начинают воевать... - Это уже вопрос редакционных принципов. И личных взглядов. Я знаю тех, кто искренне верит в то, о чем сообщает, даже если такое сообщение далеко от истины. Хотя для меня это неприемлемо.
Без права на страх Многое в нынешней нашей журналистике можно объяснить тем, что мы все попали в ситуацию, к которой попросту не были готовы. Причем - на всех уровнях. И учиться приходится, что называется, на ходу. Со всеми вытекающими отсюда "проторями и убытками". Однако иного пути нет. Из беседы с В. Ивашкиной: - Дочь моей соседки случайно попала 2 мая на Греческую. Убежала оттуда в страхе и слезах и еще несколько дней не хотела вообще выходить на улицу. Но журналист не имеет права бояться. Он психологически всегда должен быть готов к любому повороту событий. Лично я готова. Ибо кто тогда, если не мы?! - А чему тебя научили эти события? - Больше ценить свою жизнь. Когда-то я думала, что могла бы погибнуть ради какого-то суперрепортажа, после чего обеспечена Пулитцеровская премия (улыбается). Но сейчас я понимаю, что нельзя идти на смерть ради какой-то удачной фотографии (которую потом еще кто-то и украдет с твоей карты памяти). Нужно уметь адекватно оценивать ситуацию и, не рискуя своей жизнью, донести объективную информацию о случившемся, чтобы потом можно было понять, почему произошло именно то и именно так и какие последствия это будет иметь. А погибнуть ради посмертной славы - не лучший вариант. Тем не менее Валерия рискует. Врадиевка... Майдан в Киеве... Два Майдана одесских - "Евро" и "Анти"... Избиение журналистов 19 февраля под областной администрацией... 2 мая на Греческой... Это только самые приметные события последнего времени, которые освещала наша героиня. Не у многих коллег такой "послужной список"... И вот тут мы подошли к главному. К ответу на вопрос, ради чего и затевалась наша встреча. Из беседы с В. Ивашкиной: - Что тебя заставляет постоянно стремиться в горячие точки? - Я ощущаю ответственность перед моими читателями, в том числе и моими личными на Фейсбуке, где у меня уже почти три тысячи друзей. Тем более, что хорошо знаю, как трудно найти сейчас достоверную, объективную информацию и как она нужна людям. Мне очень неприятно, когда мои коллеги искажают информацию. И хочется, чтобы люди могли знать правду. - И ради этого стоит рисковать? - Это открытый вопрос. Однозначного ответа на него нет. Нужно смотреть по ситуации. Не лезть на линию огня. Действовать максимально осторожно, но так, чтобы можно было создать объективную картину для читателя. (Задумывается.) Я отдаю себе отчет в том, что происходящее сейчас будет затем освещаться в учебниках истории. И писать эти учебники будут с точки зрения победителя... - У Бориса Пастернака есть такие строчки: Однажды Гегель ненароком И, вероятно, наугад Назвал историка пророком, Предсказывающим назад... - Вот поэтому я свою задачу вижу в том, чтобы оставить правдивую информацию о том, что сейчас происходит. Я верю, что честная, объективная информация может помочь лучше понять, что с нами происходит, почему случилось именно так, а не иначе и т. п. А это, возможно, поможет предотвратить беду.
Вместо послесловия Михаилу Веллеру, который считается "самым издаваемым из русских "некоммерческих" писателей, как-то задали вопрос: в чем состоит функция журналиста в современном мире? И вот что он ответил: "Журналист - это тот, кто рассказывает людям, что происходит, но при этом он должен быть достаточно умен, чтобы давать объективную картину и чтобы объяснять, в чем там дело. Строго говоря, это историк, который занимается сегодняшним днем. Вот сегодняшний день - он журналист, а вот вчерашний день - он уже делается историком. А разница здесь, в общем, невелика... Журналист должен делать человека сведущим и умным... Хороший журналист - это мегазвезда. Это человек, который знает, понимает и неравнодушен. И готов рисковать". А теперь сравните эту характеристику с тем, что вы прочли выше... Александр ГАЛЯС.
|
|
||||||||||||||||
|