Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 20 (1413)
15.06.2018
НОВОСТИ
Актуальная тема
Евроинтеграция
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Все в игре
Культура
Литературная страница
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 20 (1413), 15.06.2018

ТРАНСПОРТ -
ПО ЕВРОПЕЙСКОМУ МАРШРУТУ

Валерию Пахомову по роду его деятельности по нескольку раз в месяц приходится ездить в Киев.

Всем ему подходит поезд "Интерсити+" - чисто, удобно, нормальная температура, вай-фай без перебоев, - кроме одного.

"Поезд прибывает в Киев в районе обеда, - говорит наш собеседник, - а большая часть деловых встреч или совещаний проводится в первой половине дня. Да и какой же это скоростной поезд, если он едет всего на час быстрее, чем "Черноморец"! Я бы ездил на "Интерсити" намного чаще, если бы дорога занимала не семь часов, как сейчас, а хотя бы пять".


ПОЕЗД В БУДУЩЕЕ

С этим согласны многие пассажиры "Интерсити" - и не только предприниматели. На сей раз "глас народа" не остался неуслышанным. ПАО "Укрзализныця" (ПАО "УЗ") рассматривает несколько вариантов, которые позволили бы сократить время следования поезда "Интерсити+" Одесса - Киев (и обратно) до 5 - 5,5 часа. Один из них - приобретение вагонов испанской компании "Talgo, которые, как утверждает председатель правления ПАО "УЗ" Евгений Кравцов, хорошо зарекомендовали себя в других странах и позволяют на 20-25 % увеличить скорость на имеющейся инфраструктуре. Но решать вопрос скоростного сообщения между столицей и главным городом юга Украины, считает Е. Кравцов, необходимо на государственном уровне, так как этот проект требует серьезных инвестиций - от 250 до 400 млн грн.

В Министерстве инфраструктуры Украины такую позицию разделяют. Министр Владимир Омелян не раз заявлял, что отсутствие скоростного сообщения между Киевом и Одессой является одной из значительных проблем железнодорожной сферы на юге страны. Решить ее, по мнению министра, сможет новая железная дорога с колеей европейского стандарта 1435 мм, которая по прямой соединит два города. Предполагается, что это будет первая в Украине (наряду с трассой Киев - Варшава) концессионная железная дорога. Другое дело, что данный проект весьма затратен, потому ведется работа по поиску инвестора.

Мы не случайно начали статью с "Интерсити". Ибо эти поезда - один из немногих более или менее успешных примеров приближения к европейскому уровню в украинском транспортном секторе. А ведь конкурентоспособная транспортная система исключительно важна для экономического развития нашей страны, именно она даст возможность Украине стать транзитным узлом между Европой и Азией путем развития транспортно-экономических связей и увеличения мобильности населения.

ПОМОЩЬ ЕС - И СОВЕТАМИ, И СРЕДСТВАМИ

Транзитные возможности Украины имеют огромный потенциал, в реализации которого заинтересована не только наша страна, но и Европейский Союз. В Соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС (Статья 367) определено, что Стороны-подписанты будут "расширять и укреплять сотрудничество в области транспорта с целью содействия развитию стабильных транспортных систем", усиливать основные транспортные связи между своими территориями. Среди прочего, такое сотрудничество предполагает постепенную гармонизацию действующих в Украине стандартов и политики с существующими в ЕС. Так, за один только 2017 год в Министерстве инфраструктуры и Верховной Раде Украины при всесторонней поддержке со стороны Европейского Союза разработаны восемь основных проектов законов, которые следует принять в развитие Соглашения об ассоциации.

Существенной является и финансовая помощь.

Так, согласно данным справочника "Эффективный, надежный и безопасный транспорт", Евросоюзом выплачено 52,37 млн евро в рамках программы бюджетной поддержки транспортного сектора; около 27 млн евро - для реализации проектов двустороннего технического содействия и проектов Twinning по обмену опытом институционального развития и регуляторного сближения в области мультимодальных перевозок (этим термином обозначается транспортировка грузов по одному договору, но выполненная несколькими видами транспорта); 9 млн евро - для региональных проектов в сфере морских перевозок и др.

"Внедрение и выполнение Соглашения об ассоциации между Европейским Союзом и Украиной будет способствовать дальнейшему развитию и модернизации транспортного сектора в Украине, - уверен руководитель проекта ЕС AASISTS Жером Блёшо. - Обе стороны готовы тесно сотрудничать для совершенствования законодательства и организации, стандартов в секторах автомобильного, железнодорожного, авиационного, морского и внутреннего водного транспорта для того, чтобы увеличить участие Украины в мировой торговле. Евросоюз поддерживает стремление Украины реформировать транспортный сектор и увеличить способность правительства управлять изменениями и совершенствовать управление через реализацию многочисленных проектов и программ".

Уверенность г-на Блёшо зиждется на его опыте руководителя проекта ЕС AASISTS, полное название которого: Проект "Поддержка имплементации Соглашения об ассоциации и Национальной стратегии в транспортном секторе Украины". Основная задача этого проекта, который финансируется Европейским Союзом, - "оказание помощи Министерству инфраструктуры Украины, соответствующим транспортным агентствам и заинтересованным сторонам в процессе гармонизации законодательства с Европейским сообществом, разработке Национальной транспортной стратегии Украины в рамках обновленной политики в сфере транспорта, а также установление приоритетов и содействие устойчивому экономическому развитию. Проект способствует дальнейшей интеграции Украины в транспортные системы и рынок транспортных услуг ЕС".

Если конкретизировать общую цель, то проект ЕС AASISTS помогает Министерству инфраструктуры в реализации следующих задач:

- взаимодействие с общественностью, повышение осведомленности граждан по вопросам, связанным с транспортным сектором;

- обеспечение выполнения приоритетных направлений и регламентов ЕС, повышение институционных возможностей заинтересованных сторон транспортного сектора;

- обновление Национальной транспортной стратегии, стратегических планов развития подсекторов транспортного сектора и плана действий по реализации и мониторинга выполнения Нацстратегии;

- развитие мультимодальных перевозок в Украине;

- повышение прозрачности и эффективности государственного управления, борьба с коррупцией в транспортном секторе;

- развитие устойчивого механизма для координации и сотрудничества в сфере транспорта между государственными и частными заинтересованными сторонами;

- повышение способности стратегического планирования и реализации проектов в сфере транспортной инфраструктуры.

ЗАКОН - ЭТО ТОЛЬКО НАЧАЛО

Руководитель проекта AASISTS откровенно признается, что в Евросоюзе отдают себе отчет в том, что процесс изменения украинского законодательства в транспортной сфере, гармонизация его с европейским будет небыстрым и непростым.

- Следует провести много исследований, чтобы менять правила игры, - говорит Жером Блёшо. - Летом мы намерены обнародовать график исследований и инвестиций, который рассчитан на два года. Будем проводить тренинги и семинары, обучать грамотной подготовке проектов, чтобы эти проекты были более привлекательными для ЕБРР (Европейский Банк Реконструкции и Развития), частных инвесторов. И я уверен, что благодаря реализации новых проектов транспортный сектор Украины удастся реально изменить в лучшую сторону.

Эксперт проекта AASISTS Альберт Бергонзи напоминает, что в Верховной Раде находятся на рассмотрении несколько проектов законов, призванных создать в транспортной сфере более конкурентную среду, установить четкую ответственность транспортных организаций друг перед другом, а также потребителями этих услуг и т. п. Обязательным условием функционирования транспортной сферы должна стать прозрачность работы и отчетность перед общественностью. Вся деятельность операторов должна быть доступна для проверки общества.

"Чтобы все разработанные при нашей помощи проекты стали законами, мы ведем работу с Министерством инфраструктуры, - рассказывает Альберт Бергонзи. - Ведь принятие закона - это только начало, не менее важно его внедрение, принятие подзаконных актов, и это то, над чем должно работать министерство".

СТРАТЕГИЯ: ДЛЯ СТРАНЫ И ДЛЯ РЕГИОНА

Главным же на сегодняшний день результатом сотрудничества Министерства инфраструктуры с европейскими консультантами следует считать принятую в конце мая Кабинетом Министров Национальную транспортную стратегию Украины на период до 2030 года. Стратегической основой этого многостраничного и многослойного документа стали Соглашение об Ассоциации, Стратегия "Европа 2020", Политика развития трансевропейской сети, Транспортная политика ЕС и т.п. На основе Национальной стратегии разработаны инфраструктурные проекты для каждого региона. Что касается Одесской области, то некоторые из этих проектов уже реализуются.

Среди них - капитальная реконструкция взлетно-посадочной полосы Одесского аэропорта, на что в прошлом году было выделено 500 млн гривен, а в этом году запланировано практически столько же.

Один важный проект - это завершение капитального ремонта трассы Одесса - Рени. Существенно важной частью этой трассы является мост через Днестр в районе молдавского села Паланка. Этот мост в конце 2016 года пришлось закрыть из-за аварийного состояния, после чего водителям пришлось объезжать участок через Белгород-Днестровский, что требовало дополнительного расхода времени и горючего. Как рассказал руководитель "Службы автомобильных дорог Одесской области" Олег Варивода, в процессе работы перед строителями возникли непредвиденные трудности. Проектные изыскания показали, что на глубине 30 метров находится определенный вид грунта, исходя из чего и были подготовлены сваи, с расчетом на то, что нагрузка на них будет в районе 450 тонн. Однако в процессе работы оказалось, что сваи уходят гораздо глубже, так что буквально на ходу пришлось искать техническое решение добить сваи до нужной глубины, чтобы они выдерживали нагрузки до 480 тонн. Строители уверены, что этот мост способен простоять как минимум полвека, не нуждаясь в ремонте.

Значимость этого объекта подчеркнул Президент Украины, который принял участие в церемонии открытия моста и перерезал красную ленточку.

"Это не просто мост, который ведёт из Одессы до Рени, - заявил П. Порошенко, - это дорога на весь юг Одесской области и весь юг Украины".

Президент сообщил, что на недавней встрече с Премьер-министром Болгарии Бойко Борисовым достигнута договоренность об активизации строительства дороги между Рени и Варной по транспортному коридору через территорию Румынии, благодаря чему путь из Одессы до Варны сократится до нескольких часов. К этому проекту намечено привлечь и ресурсы Евросоюза.

Еще один региональный проект Национальной транспортной стратегии - это паромный комплекс "Орловка - Исакча" через Дунай, что будет способствовать улучшению пассажирских и грузовых перевозок между Украиной и Румынией. Его открытие намечено на нынешний сентябрь.

А вот развитие автодорог первой категории между портами "большой Одессы" и польскими портами на Балтике, что также запланировано в Нацстратегии, - это уже проект национального масштаба, который для одесского региона имеет весьма важное значение.

Непосредственно для Одессы большую пользу должен принести проект обновления городского общественного транспорта. Европейский инвестиционный банк и ЕБРР выделили для его реализации кредитную линию, благодаря чему Одесса получит 49 млн евро на обновление трамвайной инфраструктуры, что включает в себя реконструкцию трамвайных линий, закупку нового подвижного состава и т. п.

Для реализации большинства проектов Национальной транспортной стратегии предусмотрено использовать такую форму, как государственно-частное партнёрство, так называется система взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

"Если эта система в Украине заработает, - полагает руководитель проекта ЕС AASISTS Жером Блёшо, - можно будет привлечь в страну большие инвестиции".

В будущих публикациях мы еще вернемся к теме реализации Национальной транспортной стратегии и конкретно тех проектов, которые имеют непосредственное отношение к одесскому региону. А пока что, "закругляя разговор", хотим порадовать нашего знакомого Валерия Пахомова, и не только его. Как сообщил, выступая в Одессе на транспортном форуме, заместитель министра инфраструктуры по евроинтеграции Виктор Довгань, уже ведется разработка проекта модернизации железной дороги между Одессой и Киевом стоимостью 180 млн грн, что позволит увеличить скорость на ряде перегонов до 140 или 160 км/ч. Таким образом, поезд "Интерсити+" сообщением Одесса - Киев и обратно будет находиться в пути как раз те 5 -5,5 часа, что вполне устраивает как деловых людей, так и просто путешественников.

Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.