+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 19 (412), 14.05.2004 УХОДИТ, УХОДИТ, УХОДИТ "ВЕСНА"И с "ФРАНЦУЗСКОЙ ВЕСНОЙ" уходят привезенные Посольством Франции в Украине выставки, шоу, спектакли и фильмы. Но фильмы обещают вернуться. Поэтому одесским любителям кино, наверное, интересно будет узнать, что за шесть фильмов были вынесены на допремьерный показ в к/т "Одесса" организованный Посольством Франции, Французским центром в Одессе и Одесским объединением киноклубов. Показ открылся демонстрацией картины известного французского режиссера Жан-Поля РАППНО, который вновь обратился к теме Второй мировой войны. В июне 1940 года немецкие войска вторглись во Францию. В Бордо в гостинице "Сплендид", как в ноевом ковчеге, собрались спасающиеся от немцев беженцы. Политики, шпионы, проходимцы, знать, богема, ученые. Тут и герои молодой писатель, влюбленная в него студентка и актриса любовь его юности, словом, типичный треугольник, с учетом военного антуража обеспечивающий смесь мелодрамы с трагикомедией. В этой трагикомедии с насмешливо-оптимистическим названием "ПРИЯТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ" снялись блистательная Изабель Аджани, Жерар Депардье, Вирджини Ледуаен и в роли героя Грегори Деранжер ("Сезар-2004" за лучшую мужскую роль). Хотя смех не преступление, однако, как гласит диалектика, количество может перейти в качестве. И тогда возникает почти по Достоевскому история под названием "СМЕХ И НАКАЗАНИЕ". Такую картину поставила Изабель ДЮВАЛЬ, сняв в главной роли своего мужа Хосе Гарсия. Он блистательно сыграл веселого доктора, балагура и прикольщика, неспособного не только слова сказать серьезно, но и выслушать, услышать другого человека. Устав от невозможности быть услышанной, от него уходит жена (И. Дюваль). В разгар очередного безудержного веселья, в момент его кульминации, Венсан (так зовут героя) вдруг начинает осмысливать свое поведение и жизнь. Этот ключевой момент прикол самого режиссера, которая вводит в картину типичный элемент из ретрокомедий, а именно обязательное соприкосновение физиономии героя с тортом с кремом. Этот торт, в который, прикалываясь, падает, простите, "мордой" герой, и вызывает у него видения, в которых по его вине люди умирают от смеха. Фильм удостоен двух "Сезаров" 2003 и 2004 годов. В числе фильмов была кинолента, собравшая убедительное количество призов: 6 "Сезаров" по разным номинациям в 2004 г. "Оскар-2004", две премии Каннского кинофестиваля. Но если бы даже не знать всего этого, то не выделить фильм "НАШЕСТВИЕ ВАРВАРОВ" Дени АРКАНА из числа остальных было бы невозможно. Кстати, картина снята канадцами в Канаде. Французские в ней только деньги. Трагикомедия, точнее, мягкая ирония и одновременно злая сатира, и все это на сентиментальной подкладке таков жанр картины. Умирает циник и жуир, бывший профессор университета, бывший муж и давно отошедший от детей отец. Такому прожигателю жизни, казалось бы, положено помирать в одиночестве. Но рядом с ним все еще любящая его бывшая жена, и рядом с ним сын, который, приехав ради матери, вдруг открывает для себя сущность отца. Рядом бывшие близкие друзья и любовницы, которых вызвал сын, не жалеющий усилий и затрат, чтобы облегчить отцу уход из жизни. Друзья и любовницы такие же циники, откровенно выставляющие напоказ свои прегрешения. Но послушать их и главного героя, так другими и нельзя быть в период нашествия варваров, которые взрывают дома (в фильме есть кадры гибели "близнецов"), убивают невинных людей, предпочитают прекрасной музыке дикие вопли. С точки зрения окружающих, эти 50-летние жизнелюбы сами варвары. Но мы на их стороне, потому что люди, столь любящие и ценящие жизнь, не способны отнять жизнь у других. Цинизм их раковина, в которую они прячутся от варварства окружающих (эти персонажи напоминают циников Анатолия Мариенгофа в одноименном романе и снятом по нему фильме). Картина, воспевающая любовь к жизни (она в значительной мере протест режиссера против суицида десяти его близких друзей), это одновременно злая сатира на канадское здравоохранение, профсоюзы, католическую церковь, на борцов с наркобизнесом. В конечном счете мягкая ирония, с которой выписаны герои фильма интеллектуалы, легко болтающие обо всем, оказывается не менее злой сатирой на общество. Недаром Аркан собрал в картине тех же актеров, которых 17 лет назад он снял в ленте "Падение американской империи". Они воссоздают те же образы (именно образы, а не персонажи) в старости. Снова больница и снова Канада. Но фильм Мишеля БУЖЕНА "ОТЕЦ И СЫНОВЬЯ" совсем иной. Это теплая очаровательная комедия, в которой отец, чтобы подольше пообщаться с сыновьями и помирить их между собой, обманным путем (сказав им, что смертельно болен) увозит их с собой в турпоездку в Канаду, так как якобы увидеть игры синих китов его последнее желание. И хотя, казалось бы, братья навек разошлись, а на игры китов не сезон, но старику удается и то, и другое: снова сближаются братья, и отцу удается увидеть прыжок синего кита. В фильме снялись Филипп Нуаре (отец) и Шарль Берлинг (один из сыновей). И еще одна больница, болезнь, смерть. И снова тяжелые отношения двух братьев. Это трагедия Патриса ШЕРО "ЕГО БРАТ". Картина о болезни тела и духа. Трудно сказать, на что тяжелее смотреть на умирание героя или на болезненное выяснение отношений с любимым братом. Совсем особняком стоит последний фильм обоймы "МАЛЫШКА ЛИЛИ" Клода МИЛЛЕРА. Этакая мелодрама из жизни кинобогемы. Кино о кино, или кино в кино. Все это не ново, все предсказуемо. Тем более, что Миллер взял в основу фильма чеховскую "ЧАЙКУ" в современном звучании (полеты чаек над озером своеобразный эпиграф к картине). Да и героиня Лили в любительском фильме читает монолог из "Чайки". Но это "Чайка" абсолютно французская, без типично русских рефлексий. Этакая хищная Чайка. В картине любовные треугольники, квадраты. Заведомая предсказуемость позволяет Миллеру опустить 5 лет из жизни героев. Все и так понятно. Но это не упрек картине. В конце концов искусствоведы установили, что есть всего 15 оригинальных сюжетов, а с разветвлениями их насчитывают аж 72. И дело не в том, о чем речь, а в том, как это сказано, в художественной ценности образов, киноязыка, разработки сюжета, диалогов, в актерской и операторской работе (кстати, картина снята почти вся на крупных планах, что считается в кино минусом, но здесь они абсолютно органичны). В ленте снимались такие кинозвезды, как Людивин Санье, Бернар Жиродо, Мишель Пиколли, Николь Гарсия и Жюли Депардье, получившая "Сезара-2004" за лучшую женскую роль второго плана. Появление в конце фильма малышки-дочери главного героя намекает на продолжение истории, на вылет из гнезда новой ЧАЙКИ. Елена КОЛТУНОВА.
|
|
||||||||||
|