Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!
Номер 18 (1065), 20.05.2011
НА РАДОСТЬ НАМ ДАНО ФРАНЦУЗСКОЕ КИНО
(или шесть фильмов и одна встреча)
Пока народ безграмотен, из всех искусств
для нас важнейшими являются кино и цирк.
В. Ленин.
Ежегодный фестиваль "Французская весна" предлагает
настолько большую программу, что приходится выбирать, чему
уделить внимание. Я в своем выборе решила руководствоваться
высказыванием Владимира Ильича и взяла на себя поход на
спектакль французского цирка "Корни" и посещение допремьерного
показа шести французских фильмов. В основном не прогадала. Мои
восторги по поводу французского цирка можно прочитать в заметке
"Корни и ствол". В данной же статье я попытаюсь поделиться
впечатлениями о той части кинопрограммы, которую я взяла на
себя (в программу входила еще "Долгая ночь... короткого метра"
и ретроспектива фильмов Амоса Гитая).
Кинопрограммы обычно подбираются по одному из двух
принципов. Либо в них превалирует какая-то общая тематика,
либо, наоборот, тематика фильмов имеет довольно широкий спектр.
Собственно, как и жанры.
Французскую киновесну открыла очень милая и, в первую
очередь, добрая романтическая комедия "Турне" режиссера и
актера Матье Амальрика. Он же снялся в главной роли продюсера
Жоакима, который привозит во Францию труппу американских
стриптизерш с шокирующей программой. Труппа ездит по
французской провинции, поскольку Жоакиму нельзя появляться в
Париже, где он всем задолжал.
Фильм был номинирован на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского
МКФ-2010, однако приз получил лишь за лучшую режиссуру.
Гран-при на том же Каннском фестивале получила драма Ксавье
Бовуа "О Людях и Богах".
В основе сюжета фильма лежит реальная история, произошедшая
в Алжире, где французские служители монашеского ордена
траппистов жили некоторое время в полной гармонии с местным
мусульманским населением и оказывали со своей стороны возможную
помощь и поддержку. Все закончилось тем, что в 1996 году семеро
из восьми монахов были таинственным образом убиты. И до сих пор
эта трагедия до конца не раскрыта.
Кроме уже названной премии в Каннах, фильм был отмечен
премией французской киноакадемии "Сезар" по следующим
номинациям: "Лучший фильм", "Лучшая роль второго плана",
"Лучшая работа оператора".
Остановлюсь на последней. Работа выдающегося оператора
Каролин Шампетье стилизована под классическую живопись. Пейзажи
сняты так, что ты буквально ощущаешь себя у подножья Атласских
гор, среди странных кривых деревьев, растущих на камнях. А в
последних кадрах, когда взятых в заложники монахов ведут через
лес в метель, возникает ощущение, что снег метет не на экране,
а с экрана.
Но главное - портреты. Есть большой эпизод перед трагическим
финалом. Монахи, а большинство из них глубокие старики, сидят
за праздничной трапезой, и один из них ставит запись увертюры
Чайковского к "Лебединому озеру". Со слезами на глазах они
слушают эту музыку. Музыку победы зла над добром. И камера
медленно проходит по лицам, как бы для того, чтобы мы запомнили
их в последний мирный день их жизни.
Трудно сказать, какой фильм следовало бы поставить после
этой, не побоюсь сказать, гениальной картины, но только не
комедию-пародию "Счастливчик Люк" Джеймса Хата.
Вот уж воистину фильм, подпадающий под вышеприведенный
ленинский лозунг. Не знаю, как насчет грамотности, но по
примитивности сюжета и диалогов, несмотря на изобилие
постановочных трюков, картина явно рассчитана на более чем
непритязательную публику. (Кстати, о грамотности - попробуйте
сегодня почитать комментарии в интернете или, на худой конец,
СМС-послания на некоторых программах телевидения. Волосы дыбом
встают.)
Я не большой поклонник фильмов-пародий, хотя встречаются
весьма остроумные. Картина "Счастливчик Люк" - это сборник
видеоцитат из известных (в основном в США) вестернов и их
героев (Пат Покер, Билли Зи Ки, певичка Белль...) и не менее
известных кинонегодяев. Сам Люк напоминает героя остроумной
чешской пародийной комедии "Лимонадный Джо". Напоминает тем,
что он, как и Джо, - ковбой с изъяном. Джо вместо виски пил
лимонад, а Люк отказывается стрелять в обидчиков и брать в руки
свой кольт.
Следующие три фильма компенсировали разочарование от работы
Хата.
Особенно картина "Но и Я".
Фильм представляла гость фестиваля, режиссер и актриса Забу
Брейтман, на творческом счету которой более двух десятков
прекрасных кинолент.
"Но и Я" - это драма. Драма одиночества 13-летней Лу.
Одаренная девочка, опередив в развитии одноклассников, не имеет
друзей. И в семье, особенно с матерью, не находит общего языка.
Она чувствует себя брошенной. Поэтому темой школьного сочинения
Лу выбирает проблемы беспризорности. Познакомившись на вокзале
с попрошайкой Но (Норой), Лу привлекает ее к своему
расследованию и, наконец, находит подругу. В результате всех
перипетий приходит взаимопонимание и с матерью.
Романтическая комедия "Счастливы вместе" Антони Кордье - это
типичная легкая, обаятельная французская романтическая комедия.
От тех, которые очаровывали нас в середине прошлого века, она
отличается "сексуальной озабоченностью" героев и авторов, На
Венецианском МКФ 2010 года эта лента оказалась чуть ли не самой
сексуальной. А что удивительного, если речь идет о том, как две
пары встречаются, влюбляются, сходятся и расходятся. И герои
сами не могут решить, кто и в кого больше влюблен.
Героиня фильма-мелодрамы "Отпусти" режиссера Катрин Корсини,
тоже мечется, хотя она знает точно, чего хочет. Просто на одной
чаше весов ее благополучная, хотя и однообразная жизнь с мужем,
преуспевающим хирургом и двумя прекрасными детьми, на другой -
страстная любовь к простому рабочему-строителю, который был
нанят для того, чтобы оборудовать для Катрин медицинский
кабинет, поскольку она решила вернуться к врачебной практике,
заброшенной ради мужа и детей. В фильме много интересных
сюжетных поворотов, интересных характеров. Он очень
психологичен.
Но все хорошее когда-нибудь кончается. Французская весна
уступает место одесскому лету и другим событиям.