Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 16 (1548)
24.06.2021
НОВОСТИ
Память
Проблемы и решения
Тема
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (1548), 24.06.2021

МЫ — ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ!

Иначе и не скажет слушатель, посетивший в этом году Седьмой международный музыкальный фестиваль Odessa Classics.


Начавшись сольным концертом французского пианиста Люка Дебарга в Одесском национальном академическом театре оперы и балета, программа продолжилась в филармонии, кафедральном римско-католическом Соборе Успения Пресвятой Девы Марии, Художественном музее, Зеленом театре, не помешала погода и традиционному опен-эйру на Потемкинской лестнице. Победительница ежегодного конкурса юных пианистов имени Серафимы Могилевской, который проходит в рамках фестиваля, 14-летняя киевлянка Лиза Почебут играла под открытым небом Шумана, да так, как не каждому выпускнику консерватории дано.

А визуальной частью, тоже по традиции, стала выставка живописи в Музее западного и восточного искусства, и на сей раз это оказался масштабный проект "Нонконформисты" из коллекции Анатолия Дымчука.

Предполагалось, что на Odessa Classics будут выступать пять оркестров. Этот прогноз сбылся не в полной мере.

Наряду с ведущими украинскими — Национальным симфоническим оркестром Украины (Киев) и Национальным Одесским филармоническим оркестром — выступили два камерных западноевропейских коллектива — Цюрихский и Брюссельский. А Симфонический оркестр Хайфы, увы, приехать не смог, Украину в Израиле объявили "красной зоной", и только ведущий израильский композитор и дирижер Беньямин Юсупов, дойдя до министерства иностранных дел, добрался до Одессы. И концерт "Голоса скрипки" прозвучал! Из Швейцарии прибыла скрипачка Мария Солозобова, с ней играл Национальный симфонический оркестр Украины под управлением автора, Беньямина Юсупова. В короткий срок, буквально за две репетиции, композитор сумел объяснить каждому оркестранту его задачу, ведь путешествие по скрипичным стилям разных эпох предполагает особое звукоизвлечение. Можно было подумать, что инструменты симфонического оркестра дополнены рядом народных (особенно в группе ударных), но нет, все дело было в приемах игры.

— Мне хотелось показать и народное музицирование, и краски симфонического оркестра, — признался Юсупов. — Каждая часть начинается с какого-то витража времени, музыка изменяет нас, мы изменяем музыку. Считаю, что мастерство композитора состоит в умении создать целостность в рамках произведения, состоящего из мелких деталей. Тем более, я взял шесть совершенно несопоставимых музыкальных пластов. Важно полюбить то, с чем работаешь; пока эта музыка не станет твоим "я", ты не сможешь преподнести ее как свое личное, что-то затемняя, добавляя или приукрашивая, конечно. Роби Лакатош, Рави Шанкар, Дидье Локвуд — все эти величайшие мастера вспоминались мне во время работы над "Голосами скрипки". У меня были опыты с танго, с роком, с народной музыкой (даже эфиопской). Я родился в Таджикистане, изучал фольклор Памира, мой отец играл на народных инструментах. И постепенно я выработал осознание каких-то глубинных моментов народной музыки. Самое трудное — выучить первый иностранный язык, потом легче пойдут второй и третий. Потому что ты уже нашел ключ к пониманию этого. Так и в музыке. Теперь я могу сделать "своим", допустим, чилийский фольклор. Я живу в Израиле, это разнокультурная страна. Научить любить не свое — моя задача. Я как бы сижу между стульями, я не тот и не этот, я люблю все. Мне наслаждение приносит вот это разнообразие культурное, духовное. Но трагизм непонимания и неприятия существует, и это свое личное ощущение я передаю в финальной части концерта. Казалось бы, сегодня, в двадцать первом веке, люди могут гораздо легче подсоединиться ко всему остальному, но... Этот эгоизм особенно сказывается в политике, но и в культуре тоже. С большим интересом слушал в исполнении Национального симфонического оркестра Украины пьесу Евгения Станковича "Ханука". Большинство израильских композиторов — выходцы из Украины, Польши, России, это произведение так близко израильской композиторской школе, что я даже попросил у маэстро Сиренко партитуру, хочу исполнять его в Израиле.

Так ли уж важно в музыке "опережать свое время"? На этот вопрос Беньямин Юсупов ответил очень интересно.

— Если композитор пишет музыку, которая нравится сегодня, он может быть забыт в скором будущем, — говорит маэстро. — Настоящий, великий композитор при жизни вообще может быть не принят — примером тому Густав Малер, которого не понимали. Были, конечно, счастливчики. Но в основном композиторы, как пророки, смотрели вперед. Понимаете, каждый музыкант — живой организм. Кто-то болезненно реагирует на критику, непонимание, другого это забавляет, у каждого своя реакция. Я — человек ранимый. Когда критикуют, стараюсь себя в этом обвинить, понять, что я не так сделал, что-то исправить. Возможно, в этом одна из причин того, что я стал писать музыку более понятную для слушателя, я не могу назвать свою музыку такой уж авангардной, она довольно простым языком написана. Раньше я чаще искал необычные приемы, но потом решил говорить с людьми так, чтобы им было понятно, оставляя за собой право создавать оригинальные сочинения, не повторяющие чьих-то идей. Конечно, когда приемы старые, приходится искать внутри души, погружаться в себя. Одно из самых великих качеств музыки заключается в том, что она абстрактна, каждый слушатель ее воспринимает и запоминает по-своему. А звездный час дирижера может быть только при его жизни... Сочетая оба вида деятельности, я надеюсь, что делаю что-то для будущего и для нашего времени. Конечно, я знаю свои партитуры лучше других дирижеров, каждую ноту многократно выверяю. Люблю быть активным участником своих премьер, а в дальнейшем произведение может жить уже и без меня.

Беньямин Юсупов предпочитает писать музыку на конкретных исполнителей, и концерт "Голоса скрипки" изначально создавался для Вадима Репина. Мария Солозобова стала вторым виртуозом, выступающим с этим произведением, и на фестивале состоялась украинская премьера. Талисман Odessa Classics, бельгийский скрипач Майкл Гуттман, тоже выразил желание включить "Голоса скрипки" в свой репертуар. Ведь только классический музыкант может убедительно перевоплотиться в рамках одного концерта в ирландца до мозга костей, цыганского скрипача, средневекового, индийского и африканского музыканта!

— Мне очень нравится, как на Odessa Classics все организовано, — дополняет маэстро Юсупов. — Я сам, как человек, связанный с большими проектами, понимаю, как это непросто. Алексей Ботвинов — замечательный творческий человек и организатор, я преклоняюсь перед размахом фестиваля, его художественным уровнем, прекрасной публикой одесской, которая горячо принимает и становится соучастником исполнения.

В прошлом году торжества по случаю 250-летия Бетховена из-за пандемии не состоялись в задуманном масштабе, и в качестве популяризации творчества немецкого гения пианист из Гамбурга Себастиан Кнауэр представил вместе с Национальным Одесским филармоническим оркестром фантазию Араша Сафаяна This is (not) Beethoven ("Это (не) Бетховен"). От Бетховена там несколько прекрасных тем, от Сафаяна — бравурная подача и разработка.

— Я думаю, что в классической музыке ничего менять не стоит, но порой следует позаботиться о транспортировке идей композиторов-классиков, — говорит Себастиан. — Многие слушатели побаиваются классики, до них легче достучаться, если представить, как творили бы композиторы прошлого, живи они в наше время.

На следующий год пианист обещает новую программу из произведений Майкла Наймана, специально для него написанных.

Писатель Михаил Шишкин (Швейцария) в Зеленом театре вместе с Алексеем Ботвиновым представил литературно-музыкальный проект с музыкой Рахманинова.

— Я понял, что всю жизнь слушал Рахманинова неправильно, — признался писатель после концерта. — Впервые в Одессе, в Зеленом театре, видя надвигающуюся грозу, потрясающее небо, я понял, что слушать эту музыку нужно именно так. Алексей играл просто потрясающе. Алексей взял из текста творческую энергию, которую превратил в свою. Рахманинов — любимый композитор Алексея, и мой тоже. У меня вышла книга на немецком языке "Мёртвые души, живые носы. Введение в историю русской культуры" (Tote Seelen, lebende Nasen. Eine Einführung in die russische Kulturgeschichte), сборник эссе о писателях, композиторах. Когда Алексей прочитал моё эссе о Рахманинове, сказал, что мы должны сделать эту программу. Чтобы написать эссе, я не искал ничего в архивах, это бессмысленно, так как в двадцать первом веке всё опубликовано. Во время чтения я поймал себя на мысли: ведь все, что я рассказывал про Рахманинова, уже опубликовано, просто говорю о своем ощущении Рахманинова. Думаю, это моя благодарность Рахманинову за его музыку.

В рамках фестиваля была реализована программа современной украинской музыки (хотя в нее попали и старинные партесные концерты). Были представлены проект Open Opera Ukraine — Musica Sacra Ukraine; ансамбль Alter Ratio с новой программой музыки украинских композиторов; Антоний Барышевский, Золтан Алмаши, Алексей Петухов, литератор Елена Андрейчикова. Вход на все концерты программы был свободным.

Напомним, что фестиваль проходил при поддержке городского головы Одессы и Одесского городского совета, а также международных партнеров: Посольства Швейцарии в Украине, Гёте-института и Баварского дома в Одессе. В Большом зале филармонии состоялся долгожданный концерт немецкого баритона Маттиаса Гёрне и пианиста, народного артиста Украины Алексея Ботвинова. Франц Шуберт написал свой вокальный цикл "Зимний путь" на стихи Вильгельма Мюллера в 1827 году, и сегодня лучше Гёрне "Зимний путь" никто на планете спеть не может...

Скрипач и дирижер Майкл Гуттман, как мы уже упомянули, хочет исполнять "Голоса скрипки" и вообще охотно пополняет репертуар за счет современных произведений.

— Современная музыка чрезвычайно важна для нас, это как кислород и вода для растений, без нее мы рискуем умереть, — произнес маэстро со сцены.

На концерте Майкла Гуттмана прозвучала мировая премьера канадско-российского композитора Айрата Ишмуратова, Двойной концерт для скрипки, виолончели, струнного оркестра, фортепиано и перкуссии. Это произведение специально было написано для Майкла Гуттмана и его супруги, китайской виолончелистки Цзин Чжао. Пара музыкантов выступала с Брюссельским камерным оркестром.

Айрат Ишмуратов лично присутствовал на премьере и поделился историей создания:

— Ко мне обратился Майкл с предложением написать Концерт, но обязательно для скрипки и виолончели, для камерного струнного оркестра, без дирижера, и обязательно в составе оркестра должны быть фортепиано и ударные. Это весьма грамотный ход, ведь фортепиано дает очень богатую фактуру, а ударные создают впечатление почти симфонического оркестра. У Гуттмана большие амбиции касательно этого концерта, он планирует выступать с ним по всему миру. И для меня как для молодого композитора, большая честь и удовольствие писать для таких музыкантов.

Цюрихский камерный оркестр во главе со своим художественным руководителем и резидентом фестиваля Odessa Classics, феноменальным скрипачом Даниэлем Хоупом сыграл три концерта. Прозвучали романтические серенады Чайковского, Элгара и Дворжака, музыка Альфреда Шнитке в исполнении Даниэля Хоупа и Алексея Ботвинова (знаменитая звукозаписывающая компания Deutsche Grammophon зимой этого года презентовала альбом произведений Шнитке в исполнении дуэта музыкантов). Состоялась европейская премьера концерта для скрипки, фортепиано и оркестра одного из самых востребованных композиторов современности Тан Дуна (Китай — США).

— Я действительно хотел исполнять серенады для слушателей Одессы, ведь мы все сегодня заново учимся исполнять музыку публично, — рассказал Даниэль Хоуп. — Другой темой, объединившей все три наших концерта, была дружба. Моя чрезвычайно близкая дружба с Алексеем Ботвиновым, моя дружба с Цюрихским камерным оркестром и дружба между Украиной и Швейцарией. Все это собралось в едином пространстве.

Фестивальная программа продолжится экстраконцертом в Одесской опере, который даст знаменитый пианист Евгений Кисин, об этом событии мы расскажем особо. А в сентябре меломанов ждут "Осенние сезоны Odessa Classics" с участием Литовского симфонического оркестра, стало быть, фестиваль остается с нами.

Мария ГУДЫМА.

Фото для коллажа Олега ВЛАДИМИРСКОГО и Николая ВДОВЕНКО.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.