Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 15 (1359)
28.04.2017
НОВОСТИ
Репортеры надежды
Обратная связь
Актуальная тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 15 (1359), 28.04.2017

ТУРПОДХОД:
ОТ ЕВРОПЫ - В УКРАИНУ

"Ваша газета много пишет о "зеленом туризме", и это хорошо. Однако в Одессе еще больше примеров европейского подхода к развитию туризма". Мы учли замечание экскурсовода Елены Буровой...


Опасения и спасение

Безвизовый режим, который, хочется верить, Украина получит еще этим летом, радует многих. А вот предприниматели, связанные с туристическим бизнесом, беспокоятся, что отмена виз скажется на внутреннем туризме, поступления от которого составляют пока еще преобладающую часть их доходов. Упрощение доступа в страны Евросоюза может оттянуть от местных туристических центров определенную часть путешественников, особенно молодых, легких на подъем, желающих своими глазами увидеть "дальние страны", а заодно и "прозондировать почву" на предмет учебы или работы.

Обеспокоены такой перспективой и местные власти, и руководители туристических центров, к числу которых принадлежит и Одесса. В прошлом туристическом сезоне удалось достичь давно не виданного результата: в Одессе побывало свыше двух миллионов приезжих. Если учесть, что, по мнению опрошенных нами экспертов, даже самый бедный из посещающих Одессу тратит тут за сутки минимум 200-250 грн (меньше - это если ночевать на пляже), а иностранцы - не менее 100 долларов, то сумма выходит внушительная. Немалое подспорье и для одесситов, и для городского бюджета.

Вот почему так важно создать в Одессе максимально благоприятные условия для туристов - как иностранных, так и отечественных, привлечь их неповторимым одесским колоритом, историческим и культурным наследием города, оригинальными акциями. Пользу такого подхода доказала недавняя Юморина, на которой, согласно данным городского Департамента культуры и туризма, побывало примерно 100 тысяч гостей города.

Однако то, что очевидно на словах, далеко не просто реализовать на практике. И тут самое время воспользоваться опытом стран Евросоюза, благо в Соглашении об ассоциации Украины с ЕС предусмотрено, что стороны будут сотрудничать в данной области "с целью укрепления развития конкурентоспособной туристической отрасли как генератора экономического роста и стимулирования экономики, занятости и валютных поступлений" (Раздел V. Экономическое и отраслевое сотрудничество. Глава 16. ТУРИЗМ. Статья 399).

Такое сотрудничество предусматривает, в частности, обмен информацией, опытом и лучшими практиками.

Как Польша стала интересной для туристов

Своими наработками с украинскими коллегами охотно делятся польские специалисты. Тем более, что им хорошо знакома ситуация, в которой нынче находится туристический рынок в Украине. Примерно такой она была в Польше в середине 1990-х.

- Какое представление имели о нашей стране туристы? - риторически вопрошает Влодзимеж Щурек, директор украинского офиса Польской Туристической Организации. И сам же отвечает на свой вопрос. - В Польшу ехали ради шопинга, лыжного отдыха в Закопане или экскурсий в Краков. Общее представление как у иностранных, так и местных путешественников было таким, что Польша - "неинтересная" страна.

Но после того, как в декабре 1991 г. Евросоюз подписал с Польшей так называемое Европейское соглашение (тогдашний аналог Соглашения об ассоциации), и особенно после создания в 1996 г. Комитета по Евроинтеграции, занимался адаптацией к европейским стандартам, руководство страны обратило серьезное внимание и на сферу туризма. По решению правительства, в 1999 г. была создана Польская Туристическая Организация (ПТО), перед которой поставили задачу: создать привлекательный образ страны для иностранных и отечественных туристов. Была продумана и реализована четкая маркетинговая стратегия. Местные и зарубежные структуры ПТО собирают и анализируют информацию о состоянии дел на основных туристических объектах, следят за европейскими и мировыми новинками отрасли, что трансформируется в большие проекты и общую стратегию. Благодаря такой работе был создан привлекательный туристический образ Мазурских озер, Балтийского побережья, городов Гданьска, Гдыни, Вроцлава, малых городов и деревень. Появился широкий ассортимент туристических продуктов - семейный отдых, активный туризм, "зеленый" (сельский) туризм, путешествия по местам культурного наследия и т. п.

И теперь Польшу воспринимают как современную европейскую страну, туристически разнообразную, полную исторических достопримечательностей и самых драйвовых активностей. Это легко увидеть, зайдя на украинскую версию сайта ПТО, которая позволяет туристу сориентироваться в разнообразии предложений, самому проложить маршрут, а через модуль системы booking забронировать жилье.

По образу и подобию

Своим опытом и практическими наработками поляки - в полном соответствии с приведенными выше принципами Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, - охотно делятся с украинскими коллегами. Одесситы не менее охотно пользуются этими советами и примерами, создавая по их образу и подобию свои туристические продукты.

Так, в Одессе создан портал Туристического информационного центра (ТИЦ), где размещена вся информация о городе, чтобы турист мог сам выбрать маршрут и посетить интересные достопримечательности. Реализуется концепция круглогодичного туризма, чтобы гости имели интерес посещать города все 365 (366) дней в году.

- Помимо посещения курортов, достопримечательностей города, памятников архитектуры, музеев, театров, мы предлагаем гостям так называемый "событийный туризм", - рассказывает директор департамента культуры и туризма Татьяна Маркова. - К примеру, "Фестиваль фестивалей" включает более сотни различных мероприятий в течение всего одной летней недели. Большое количество одесситов и гостей привлекают гастрономические праздники: фестивали клубники, помидор, тыквы, яблок, мороженого, на последнем был зафиксирован национальный рекорд на самое большое мороженое. Сразу на нескольких площадках можно полакомиться изделиями наших гастрономов во время праздника "Таки да вкусно". Любители искусства охотно приезжают на Одесский международный кинофестиваль, музыкальные конкурсы имени Давида Ойстраха и Эмиля Гилельса, "Odessa Jazz Fest", концертную программу "Золотые скрипки Одессы", фестиваль "Комедиада", который собирает лучших клоунов и мимов со всего мира...

Чтобы привлечь в город иностранного туриста, департамент провел 13 ознакомительных туров для туроператоров и журналистов Германии, Турции, Грузии и других стран. Создан имиджевый проект "Одесса едет в гости", который знакомит жителей Украины и зарубежья с неповторимым одесским колоритом, историческим и культурным наследием города. Этот проект уже был представлен в Киеве, Львове, Виннице, Ровно, Черновцах, а также Ереване (Армения), Марселе (Франция), Лодзе (Польша), Берне, Женеве (Швейцария), Регенсбурге (Германия) и других городах Европы.

Партнерство для устойчивого развития

Одесские эксперты утверждают, что огромная часть (а по некоторым расчетам - даже 90 %) местного бизнеса так или иначе связано с туризмом: торговля, сфера обслуживания, легкая промышленность, гостиничное хозяйство, транспорт, музеи, театры и т. п. В этих условиях городская власть прямо-таки обязана была создать с бизнесом "улицу с двусторонним движением". Третьим соучастником процесса развития туристической сферы в последние годы стали общественные организации. Это в полной мере соответствует такому положению Соглашения об ассоциации Украины с Европейским Союзом, как "установление стратегического партнерства между государственными, частными и общественными интересами в целях обеспечения устойчивого развития туризма".

Так, чтобы помочь туристам, которые приезжают в Одессу, минувшим летом на железнодорожном и автовокзале, в аэропорту, на Приморском бульваре, в Аркадии работали студенты-волонтеры, принимавшие участие в проекте "Инфогрупп". Они знакомили гостей с достопримечательностями Одессы, в случае необходимости подсказывали, где поселиться, на что посмотреть. Этот проект будет продолжен и в нынешнем году. Для удобства туристов реализуется проект QR-кодов, которые устанавливаются на достопримечательностях города; наведя камеру мобильного устройства на QR-код, любой человек может перейти на страницу данного объекта культурного наследия или достопримечательности на официальном сайте "Туристическая Одесса". Этим летом данным проектом планируется охватить все достопримечательные места Одессы. Также намечена презентация Виртуального музея главной одесской улицы - знаменитой Дерибасовской. Любой желающий сможет узнать историю каждого дома легендарной улицы, увидеть фотографии прошлого века, узнать историческую информацию, считав ее с сайта с помощью кода.

С другой стороны, одесситы стараются получать обратную связь от гостей. Так, в прошлом году был проведен конкурс фотографий Odessa cheсk in, победителями которого стали туристы из Минска, Киева и Днепра.

Развитие получил и деловой туризм: семинары, тренинги, симпозиумы, выставки. Сейчас ведется работа по созданию и продвижению Конгресс-бюро, которое будет координировать работу между городскими властями, бизнесом и СМИ. Набирает обороты медицинский туризм...

Вся эта работа ведется местными властями в тесной связи с общественной организацией "Ассоциация "Туризм Одессы"", созданной 27 сентября (отмечается как Всемирный День туризма) 2012 года. В нее входят туристические компании, экскурсионные бюро, отели, рестораны, театры, музеи, галереи, развлекательные центры, клубы, транспортные компании, центры профессиональной подготовки и другие структуры, чья деятельность прямым или косвенным образом связана с приемом туристов или оказанием туристических и сопутствующих услуг. Главной целью данной организации является объединение всех участников туристического рынка большой Одессы с целью проведения грамотной маркетинговой политики и продвижения бренда Одессы в мире, а также объединения предприятий отрасли туризма в городе.

Одним из побудительных мотивов создания "Ассоциации "Туризм Одессы"" стало знакомство с работой польских региональных туристических организаций и ассоциаций, объединяющих всех, кто имеет отношение к сфере туризма: будь-то государственная структура или же отдельный собственник гостиницы. Ведь само по себе красивое место или даже ценный исторический объект - это еще не туристический продукт. Ибо должны быть хорошая дорога к объекту, экскурсионное сопровождение, наличие сувениров, развлечений... То есть, все то, за что туристы готовы заплатить.

Туризм - в числе пяти приоритетов

По этому пути идет уже и Украина, создав Национальную туристическую организацию (НТО), консолидирующую туристический бизнес. Работа украинской НТО направлена на приведение сектора нашего туризма к наиболее сбалансированной и устойчивой модели развития - в соответствии с соответствующими положениями Соглашения об ассоциации Украины и ЕС.

Директор Департамента туризма и курортов Министерства экономического развития и торговли Украины Иван Липтуга (кстати говоря, один из учредителей Ассоциации "Туризм Одессы") пояснил, что цель НТО - создать постоянно действующую сеть-платформу объединения региональных, городских и отраслевых туристических организаций для повышения качества национального туристического продукта, развития системы профессиональных знаний и подготовки специалистов, а также всего комплекса маркетинга туристического бренда Украины на внутреннем и глобальном рынке.

Также при Министерстве экономразвития создан Совет туристических городов и регионов. Предполагается, что в каждой областной госадминистрации будет создан конкретный отдел, отвечающий за развитие туризма. О пользе таких отделов свидетельствует опыт Киева, Одессы, Тернополя, Ивано-Франковска, Николаева, Херсона, ряда других центров туристической активности.

Данная работа тем более важна, что Минэкономразвития признало туризм одним из пяти приоритетов для будущего Украины - наряду с сельским хозяйством, IT-сектором, металлургией и оборонной промышленностью.

- Это хороший стимул для развития нашего бизнеса, - говорит директор Центра туризма "Южная лига" Фазиль Аскеров. - Я считаю, что IT-сектор должен активнее входить в туристическую сферу. Вот пример - одесские находчивые ребята соединили старт-ап с гостиничным бизнесом и заработали 500 тысяч долларов. Кирилл и Сергей Сопоты открыли в Сан-Франциско так называемый коливинг - простыми словами, коммунальную квартиру для стартаперов. Идея этого проекта в том, что, помимо койко-места, в Coliving Club начинающие бизнесмены, технари и т. п. получают связи, информацию и прочее, вращаясь в очень тесном кругу себе подобных. Вот так технология соединилась с отельным бизнесом и дала отличный продукт made in Odessa. Теперь одесская компания "Студия ПЛЮС" выходит на европейский и мировой рынок, в котором три миллиона отелей. И я думаю, что в ближайшее время этот сервис покорит отельное пространство от Вьетнама до Парижа.

Вместо послесловия...

Эта статья уже была почти готова, когда произошло событие, весьма значимое для города (в том числе и в контексте нашей темы). А именно: подписан Меморандум между Одессой и Советом Европы относительно участия Одессы в Национальной сети интеркультурных городов Украины (ICC-UA), которая действует в составе международной Программы интеркультурных городов (ICC) Совета Европы.

Программа ICC помогает ее участникам в разработке стратегии, механизмов управления и политики, поддерживает воплощение новой модели управления культурным многообразием, интеркультурной интеграции. Среди участников Программы - такие города, как Париж, Токио, Монреаль, города более 30 стран. Преимуществами интеркультурного города являются: возможность бесплатного пользования экспертной поддержкой, советами и ноу-хау; использование имеющихся ресурсов в рамках европейской и национальных сетей; обучение и обмен опытом с другими городами через общую платформу, учебные визиты, тренинги, встречи и тематические мероприятия; расширение круга международных связей города; привлечение лучших международных моделей и стратегий управления городом; построение партнерских отношений и тому подобное. Также участие в Программе даст возможность популяризации всех достижений Одессы среди стран - членов Совета Европы. Это в том числе будет способствовать формированию положительного имиджа нашего города на международном туристическом рынке.

Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.

Эта статья подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза
(ec.europa.eu/europeaid)
Содержание данной публикации является исключительной ответственностью авторов и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.