+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 13 (1502), 28.05.2020 Хранилище древностей(Продолжение. Начало в № 11–12.) Поскольку Абдалла I не планировал умирать, то и о преемнике не заботился. Традиция возвела на трон его старшего сына Талала (родился в 1909 году, когда папа был парламентарием в Стамбуле). Второй король никакого следа в истории не оставил, на своей должности пробыл только год, был признан недееспособным из-за тяжелого психического расстройства и отрекся от престола в пользу своего сына Хусейна. Об этом господине стоит рассказать подробнее. В 1952 году ему исполнилось только 17, и первое время за него правили министры. Но парень скоро взял бразды правления в свои руки, выстраивая собственную политику. В нем как бы смешались Восток и Запад, традиции предков и тяга к новинкам цивилизации. Юношей учился в Англии, там же закончил военную академию. Пристрастился к технике и сделался заядлым гонщиком. Рев моторов стал его стихией. Он участвовал в мотогонках и автомобильных ралли, управлял самолетами и бронемашинами, слыл радиолюбителем, обмениваясь позывными с такими же фанатами по всему миру. Этот коренастый малыш ростом 155 сантиметров использовал все возможности для занятий своими недешевыми хобби. Ему дарили машины и мотоциклы, уникальные образцы он заказывал у самых лучших производителей. При этом не гнушался поскакать на лошади или погарцевать на боевом верблюде, который оставался непременным атрибутом его армии. На долю Хусейна (правил он целых 47 лет!) выпали непростые испытания. Это только кажется, что у иорданцев с палестинцами общие ценности. Возможно, изначально желание слиться воедино у них было. В 1954 году король издал закон, по которому иорданское гражданство предоставлялось всем, кто при британском мандате жил на всей территории Палестины. Исключение, естественно, составили евреи. А вот арабы поголовно получили иорданские паспорта. Похоже, до поры до времени их все устраивало. Но по-тихому в дело вмешался Советский Союз. К началу 60-х с помощью специалистов КГБ была создана Организация освобождения Палестины с претензией на создание государства. Интересно, что часть территорий, на которые претендовали эти ребята, находилась под контролем... приютившей их Иордании. Одиозный лидер ООП Ясир Арафат потихоньку обзавелся целой армией боевиков, которых из СССР снабжали оружием, вольготно обустраивался на территории Иордании и оттуда наносил удары по Израилю. После Шестидневной войны 1967 года из Иерусалима и с Западного берега реки Иордан вытеснили все арабские войска. Арафатовцы окопались на берегу восточном и создали свое государство в государстве. Они не только не подчинялись иорданским законам, но и пытались оказывать давление на правительство. На короля Хусейна совершали покушения. ООП действовала нагло и в других странах. Только в 1970 году террористы угнали три международных авиалайнера и посадили их в Аммане. Брали заложников, делали вылазки в израильские населенные пункты и организовывали там взрывы. Израильтяне в ответ нещадно утюжили снарядами восточный берег Иордана, где находились базы так называемых партизан. В самой Иордании обстановка была накаленной. Король дал приказ войскам ликвидировать базы палестинских боевиков. Внутри маленькой страны развернулась настоящая война. Были тысячи погибших. В итоге правительство навело порядок, и до 150 тысяч палестинцев тогда бежали из страны. Боевиков пыталась поддержать Сирия с помощью советского оружия, но в Средиземное море вошел 6-й американский флот, и ста ло ясно: дальше продолжать бойню не стоит. Арафат бежал и со временем переехал в Каир. Король Хусейн долго таил обиду за потерю Иерусалима и других святых мест, но все же в 1994 году подписал мирный договор с Израилем, после чего стал получать моральную и финансовую поддержку от Соединенных Штатов. А без поддержки стране выжить трудно, ибо ресурсы ее скудны, а бесконечные потоки беженцев из вечно неспокойных соседних стран требуют немалых денег. Хусейн увлекался не только автомототехникой, но и женщинами и регалиями. У него было множество почетных званий. В том числе — фельдмаршал и маршал ВВС. Жен у него было четыре, а детишек больше десятка. На склоне лет монарха одолела неизлечимая болезнь. Понимая, что скоро умрет, он в 1999 году назначил своим наследником старшего сына от второй жены, который в том же году после смерти отца сел на престол. Имя парня — Абдалла II, как у основателя хашимитской династии. Теперешний монарх, как и его отец, учился в Англии, а потом в США. Совсем юным начал военную службу. Тоже увлечен техникой и спецподготовкой. Успел даже в конце 80-х постажироваться в элитных частях советского спецназа. Прошел подготовку пилота и парашютиста, водолаза и автогонщика. Вслед за отцом носит звание маршала ВВС.
Абдалла II родился в 1962 году в браке короля Хусейна с дочерью британского офицера Антуанетт Гардинер. Как и отец, умеет находить общий язык с западными партнерами и арабскими соседями. С террором борется жестко и принимает только мирных беженцев. Беженцы — это болевая точка Иордании с первых дней ее существования. Миллионы палестинцев живут здесь еще с 40-х годов прошлого века. Во время локальных войн страна принимала десятки тысяч людей из Кувейта и Ирака, в последние годы — из Сирии. По разным оценкам, население Иордании приближается к десяти миллионам (площадь порядка 92 тысяч квадратных километров), и доля беженцев временами доходила едва ли не до половины этой цифры! Конечно, многие уже осели на постоянное жительство, обзавелись домами и работой. Но проблема бесконечных миграций больших масс народа остается острой и сложной. Ведь из самой Иордании многие тоже стремятся уехать хотя бы на заработки в более богатые и благополучные страны региона — в Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Объединенные Эмираты. Там нефть и большие деньги. А главное — общие язык и вера.
* * * Я так подробно рассказал о королях хашимитской династии, потому что они отнюдь не декоративные фигуры типа европейских монархов. От них многое зависит, они, по сути, стали важной достопримечательностью. В поездках по стране беседовали с разными людьми. Все с большим уважением отзывались о теперешнем правителе и с искренней любовью о его отце. За полвека Хусейн сумел сделать из совсем никчемной территории светскую страну с внятными законами. Был, правда, момент, когда он пытался вести проарабскую политику и понадеялся на материальную поддержку нефтеносных соседей. В итоге вернулся на прозападные рельсы и такое наследство оставил сыну. А еще Хусейн оставил баснословную коллекцию, для которой Абдалла II построил музей. Сегодня Королевский автомобильный музей — одно из самых интересных мест столицы. В одном из новых районов города объект возводили с королевским размахом. Здесь разместили одну из самых больших в мире коллекций автомобилей. И это не просто уникальные моторные устройства. На каждом автомобиле или мотоцикле ездили местные монархи. Самый старый из выставленных автомобилей произведен в 1906 году и принадлежал когда-то основателю династии Абдалле I. Из его гаража сохранилось еще несколько авто времен Первой мировой. Например, роскошный "кадиллак" 1916 года, сверкающий до блеска отполированными боками, словно сошел с конвейера не сотню лет назад, а только вчера. Впрочем, по поводу конвейера я, похоже, погорячился. Большая часть экспонатов музея — автомобили ручной сборки, выполненные по спецзаказам. Все эти "бентли", "линкольны", "бугатти", "мерседесы", "феррари" прошлого века находятся в идеальном состоянии. Уверен, что, подзаряди аккумулятор и залей бензина, каждое авто резво рванет с места. Всю эту красоту десятилетиями собирал король Хусейн. То есть сначала он на этих машинах ездил, о чем свидетельствуют кадры здесь же демонстрируемой кинохроники, а потом трепетно хранил их в гаражах. Есть кадры участия короля в гонках, когда он в комбинезоне втискивается в салон авто или сидит в седле мощного мотоцикла. Сын Абдалла II тоже оказался страстным любителем техники. Экспонаты музея частично принадлежат и ему. Для всеобщего обозрения просторные залы открыли в 2003 году. С тех пор прибывают все новые уникальные транспортные средства. Среди них — шикарный "Харлей-Дэвидсон", на котором катался сам король Абдалла во время съемок рекламного ролика. Монарх не просто носился туда-сюда, а лично рассказывал о своей стране и ее достопримечательностях. Этот ролик видели десятки миллионов людей по всему миру. Так многие узнали об Иордании. Кто-то рискнул приехать сюда с другого конца планеты. Вот такие они, хашимитские короли... Сегодня в музее собрано больше полутора сотен экспонатов. Сюда интересно заглянуть не только любителям машин. Женщины с не меньшим восторгом рассматривают технику. Попадаются среди пафосных и гоночных машин довольно причудливые штуковины. Скажем, автомобиль-амфибия, снабженный двумя гребными винтами, позволяющими преодолевать водные преграды. Бросается в глаза ультрасовременный электромотоцикл с широченными колесами и общим космическим дизайном. Каждая стена позади раритетного авто воспроизводит архивное фото того времени и тем самым подчеркивает контраст между древностью места и техническим прогрессом. Словом, за музей королям отдельное спасибо!
* * * В автомобильный музей мы ехали через весь город. По дороге водитель предложил завезти нас в королевскую мечеть, построенную тем же Абдаллой II в начале нынешнего тысячелетия. Местные граждане очень гордятся этим сооружением. Большая, красивая, вся из мрамора! За вход в мечеть с нас, неверных, взяли деньги. Молиться можешь бесплатно, а глазеть — нет. Мечеть действительно большая, но мы видели и побольше. Мрамора много. Внутри просторно и светло. Тихо и малолюдно. До очередной молитвы оставалось много времени. Можно было не спеша оглядеться. Честно говоря, впечатлило не очень. Качественный новодел. Чем-то похож на натыканные в Одессе кадоровские "жемчужины". Удивило другое. В нижнем этаже мечети расположился настоящий восточный пусть не базар, но большой магазин. Цены здесь якобы ниже, ибо он имеет некие преференции благодаря святому месту. При этом товар вовсе не религиозного толка. Ковры, вышивка, чеканка, керамика, мелкие сувениры... (Окончание следует.)
Аркадий РЫБАК. Фото автора. Чотиритомник дорожнiх записок
|
|
|||||||||||||||||
|