+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 13 (1453), 11.04.2019 "КОМЕДИАДА-2019":ПОСЛЕСЛОВИЕ, ПОСЛЕВКУСИЕ
И ВООБЩЕ ПОСЛЕ ВСЕГО... Не откроем секрета, если скажем, что вот уже в девятый раз Международный фестиваль клоунов и мимов "Комедиада" становится самым осмысленным событием одесской Юморины. Правда, в нынешнем году первого апреля основное внимание было приковано к результатам первого тура президентских выборов, но и юмористическому фестивалю тоже досталась своя доля славы. "Комедиаду" в Одессе (да и далеко за её пределами) любят, но любовью, так сказать, одноразовой (надеемся, ни у кого не возникло "неправильных" ассоциаций). А именно - в период её проведения (в этом году фестиваль длился с 27 марта по 1 апреля). А потом о ней благополучно забывают - вплоть до следующего года. Между тем уже почти десятилетний опыт одного из ведущих в своем роде творческого форума позволяет (и даже требует) осмыслить то, что происходило, и сделать на основе такого анализа некие выводы, полезные для развития смехового искусства. Тем более, что, кроме артистов, "Комедиада" собирает и продюсеров, и режиссеров, и педагогов, и историков. Не претендуя, разумеется, на широкие обобщения, мы попробовали очертить темы такого осмысления... А СУДЬИ - КТО Любовь Черепахина - доцент кафедры режиссуры Киевской академии эстрадного и циркового искусства, заслуженный работник культуры Украины, постоянная участница "Комедиады". Тем более интересно было узнать у неё, чем фестиваль 2019 года отличается от предыдущих. "Для меня очень интересно и показательно, что это событие с каждым годом собирает всё большее количество специалистов высокого класса, которые приезжают в Одессу для того, чтобы войти в состав жюри конкурса и оценить артистов цирка, клоунады и пантомимы. Это действительно уникальное явление", - отметила Любовь Александровна. И в самом деле, уровень судейства конкурсной программы "Комедиады", и без того высокий, в этом году оказался просто поразительно разноплановым - как по количеству судей (15), по количеству стран, которые они представляют (целых 11: Германия, Франция, Нидерланды, Япония, Канада, Израиль, Россия, Венгрия, Швейцария, Испания, Украина), так и по значимости в профессиональном табеле о рангах. Назовем только некоторых из судей. Владимир Крюков - председатель жюри и арт-директор фестиваля, один из создателей украинской школы пантомимы и клоунады, режиссер и педагог с гигантским опытом и ярким послужным списком. Его питомцы работают практически по всему миру. Юджин Чаплин знаменит не только как сын легендарного отца, но и своими достижениями; в частности, он является президентом Международного фестиваля комедийных фильмов в швейцарском городе Веве. Микио Ошима - президент японской цирковой академии, выдающийся историк цирка, автор нескольких книг о японском цирке. Ян Ванденберг из Нидерландов - известный в Европе продюсер, организатор фестивалей клоунов. Канадец Ив Шериф представляет команду "Цирк дю Солей", который признан лучшим цирком в мире. Еще один канадец Джон Б. Мэйберри - профессор театрального факультета Йоркского университета в Торонто. Испанец Хорди Хуанет - художественный руководитель Международного фестиваля клоунов в Корнелле. Саша Погребняк - арт-директор французских театров-кабаре. Режиссер, педагог и сценарист Геннадий Бабицкий (Израиль) - автор оригинальных методик обучения актеров... Пусть простят нас остальные члены жюри, но даже неполный перечень демонстрирует то признание, которого добились президент "Комедиады" Георгий Делиев со товарищи на мировом уровне. Чем, кстати говоря, клоунский фестиваль выгодно отличается от подавляющего большинства прочих одесских форумов, претендующих на мировой статус. Ибо в нынешних реалиях показатель уровня любого фестиваля или конкурса - это участие в нем не только звездных артистов, но и звездных продюсеров. Времена, когда считалось аксиомой, что художник должен быть голодным, канули в Лету. Нынче голодный художник напоминает Неуловимого Джо из известного анекдота... СИМПАТИИ ОБЩИЕ И ЛИЧНЫЕ Ежегодно члены жюри признаются, как непросто проходит голосование. Ярких номеров в конкурсной программе немало, и выбрать самых-самых всегда затруднительно. Выход из ситуации заключается в том, что любой из членов может вручить персональный приз тому исполнителю или коллективу, кто лично ему больше понравился. И наши судьи активно пользуются этим правом. Но сперва - о коллективном решении. Гран-при одесского фестиваля присужден клоун-театру "Высокие Братья / Tall Brothers" (Беларусь). Приз за лучший сценарий и режиссуру - "Дуркач высшей категории" - получила группа TADAM из Венгрии. Лучшим актером признан Туйчи Хан из Узбекистана. Его отметили наградой "Смехач высшей категории". Приз за лучший трюк - "Трюкач высшей категории" - получил Месье Давид (Италия). Наконец, приз зрительских симпатий - "Симпач высшей категории" - вручен театру "Биомеханика" (Украина). Теперь - о персональных наградах. Специальный приз от театра "Саломе" получил Месье Давид (Италия). Специальный приз от Яна Ванденберга и Жанин Снейдерс - у Катрин Федуловой (Испания). Специальный приз от Ярослава Федоришина вручен дуэту Restless-Strakhhess (Германия - Одесса). Специальный приз Meeting of cultures от Геннадия Бабицкого - у ИЛИА (Япония). Special cabaret prize от Александра Погребняка получил Рамиро Вергаз (Испания). Специальным призом от Джона Мэйберри Best animal act награжден студент Киевской муниципальной академии эстрадного и циркового искусств Влад Бокачёв. Специальный приз For the future от Хорди Жуанет - у цирковой студии "Арлекине" (Латвия). А Ив Шериф отметил специальной наградой народный театр абсурда "Воробушек" (Украина). А что касается самых-самых главных наград - зрительского внимания и аплодисментов, то их в изобилии получили все участники конкурса, равно как и все те, кто выходил в эти дни на сцену Дома клоунов. Конкурсы предыдущих "Комедиад" выявили немало талантливых артистов, которые сейчас успешно выступают во многих странах мира. (Кстати говоря, именно это одна из причин, по которой в Одессе собирается столько именитых продюсеров.) Будем надеяться, что и конкурс-2019 не станет исключением. ПОПЫТКА НОМЕР ДЕВЯТЬ: Чем запомнилась девятая "Комедиада"? С таким вопросом мы обратились к нескольким участникам фестиваля. И вот что услышали в ответ. Владимир КРЮКОВ, председатель жюри (Киев): "Меня особенно радует, что с каждым годом растет класс участников "Комедиады". Если прежде одесский фестиваль был смотринами начинающих артистов - можно сказать, зажигал звезды, то сейчас сюда стремятся приехать и опытные профессионалы. Конечно, новичкам с ними трудно конкурировать, потому я предложил учредить в каждой номинации по два приза - для опытных мастеров и дебютантов. С другой стороны, такое соперничество очень полезно для роста профессионального уровня начинающих артистов: они могут видеть работы старших коллег, учиться у них". Микио ОШИМА, член жюри (Япония): "Я в очередной раз убедился, что Одесса - настоящая столица юмора. Здесь прекрасные зрители, которые великолепно понимают юмор, точно реагируют на то, что по-настоящему смешно. Потому на концертах создавалась удивительная атмосфера, будто сцена и зал сливаются в одно целое". Андрей БОНДАРЕНКО, актер шоу "Форматикс" (приз зрительских симпатий "Комедиады-2017"): "Для нашей команды "Комедиада" очень значима. Это площадка, с которой мы начинали. Именно в Одессе мы получили толчок для развития нашего творческого пути, обозначили то направление, в котором пошли со своим клоунским шоу. Нас заметили, начали приглашать на гастроли. Сейчас, например, мы выступаем в программе немецкого цирка". Николай ВЕПРЕВ, актёр и режиссёр (Польша): "Мне кажется, что на нынешней "Комедиаде" стало еще больше улыбок. Фантазия Георгия Делиева и его соратников предлагает разные формы представления, которые дают возможность зрителю познакомиться с разного рода юмором. А это очень важно, потому что театр и различные формы клоунады и пантомимы постоянно развиваются. Так, меня на этот раз приятно поразил спектакль "Суперстар" Алексея Красных. Я видел этого артиста несколько лет тому назад, и это была совсем другая стилистика по отношению к окружающему миру, а на сей раз она вылилась в гармонию и крик души через улыбку и через смех". СМЕХ - ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ То, что для зрителей - веселье, для профессионалов - предмет внимательного изучения, анализа и выводов. Так, Любовь Черепахина обратила внимание на крайне важную проблему. - Та школа, которая нынче воспитывает артистов, недостаточна для того, чтобы воспитать клоуна, - считает многоопытный режиссер и педагог. - Первым делом следует понимать, для какого формата их воспитывать. Где клоун будет себя реализовывать - в цирке, в кабаре или на эстраде? Также нам нужно повышать профессиональный уровень артистов. Для чего нужны мастер-классы, симпозиумы, круглые столы, где мы будем обсуждать творчество начинающих артистов, давать им советы, подсказывать, что у них получается хорошо, а что просто неприемлемо, в чём пробелы, как их устранить. Особая проблема - драматургия номера, процесс её реализации. - Как вы смотрите на то, чтобы в следующем году провести в ходе десятой "Комедиады" научно-практическую конференцию, чтобы осмыслить накопленный опыт? - Я думаю, что назрела острая необходимость такого обсуждения. На одесский фестиваль приезжает большое количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы поделиться своим опытом. Первый шаг в этом направлении уже был сделан. С ребятами проводят мастер-классы, но все-таки они носят полуразвлекательный характер, а нужен серьезный разговор профессионалов. С этой идеей полностью согласен Владимир Крюков: - Всецело поддерживаю идею проведения в будущем году конференции, где ведущие специалисты могли бы обсудить и осмыслить уже десятилетний опыт "Комедиады". Ну что ж: не откладывая в долгий ящик, предлагаем оргкомитету "Комедиады-2020" обсудить данное предложение. Смех для профессионалов - дело серьезное. Материал подготовил Александр ГАЛЯС Фото Олега ВЛАДИМИРСКОГО и Инны ИЩУК.
|
|
|||||||||||||||||
|