+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 13 (1110), 6.04.2012 ЧТОБЫ В ЛИФТЕ НЕ ЗАСТРЯТЬНародный депутат Украины Сергей Гриневецкий поделился своими размышлениями по поводу состояния лифтового хозяйства. - Если прибегнуть к образному сравнению, - пишет нардеп,- то лифт - это своего рода символ нашей жизни. Так же, как в жизни, мы время от времени спускаемся вниз и поднимаемся вверх (правда, в отличие от лифтов, далеко не всегда это происходит по нашей воле). В лифтах знакомятся, в лифтах влюбляются, в лифтах иногда даже рожают (слава Богу, это происходит редко). Лифты проникают даже в наши сны и вызывают трактовки по типу: "застрять в лифте - знак того, что придется искать правильное решение самостоятельно", "подниматься в лифте - к духовному и умственному развитию" и т. д. В конце концов есть даже термин "социальный лифт", обозначающий возможности перемены статуса человека. В своей статье С. Гриневецкий приводит такие данные. На 1 января 2011 года в жилищном фонде Украины было зарегистрировано 92100 лифтов, которыми были оборудованы 28900 жилых домов. В Одессе же насчитываются 4222 лифта, средний возраст которых составляет 23 года. "При этом эксплуатирующиеся в настоящее время в Украине лифты имеют нормативный срок службы 25 лет (такой срок службы был установлен межгосударственным стандартом ГОСТ). Количество лифтов, которые эксплуатируются свыше 25 лет, в Украине уже составляет более 45 % от их общего числа в домах жилого фонда. И с каждым годом эта цифра будет только увеличиваться. Скоро начнут стареть и приходить в негодность лифты, расположенные в многоэтажках, построенных в конце 70-х - начале 80-х годов. В 2010 году Одесским горисполкомом были обнародованы данные, согласно которым на начало 2012 года истекает срок эксплуатации 214 лифтов, на начало 2013 года - еще 292, к 1 января 2014 года к ним прибавятся еще 376". Народный депутат резонно замечает, что, учитывая нарастающую тенденцию износа оборудования и то, что эта проблема затрагивает интересы миллионов граждан, она может рассматриваться как общегосударственная. "Основным направлением государственной политики в сфере ЖКХ, - пишет С. Гриневецкий, - является поддержка объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Предполагается, что именно жильцы должны выступать в роли внутреннего инвестора для развития отрасли. Возможно, со стратегической точки зрения такой подход и верен, но с практической стороны все выглядит не так просто. В целом по Украине объединения совладельцев многоквартирных домов составляют лишь 13 % от общего количества домов, имеющих пять и более этажей. В Одессе из 4222 лифтов только 600, или каждый седьмой - расположены в домах ОСМД. Причем опыт показывает: подобные объединения гораздо проще создавать в новостроях, которые, как правило, заселяются людьми с определенным материальным уровнем, в основном представителями среднего класса и выше. Что касается старых многоэтажек, где проживают люди с разным социальным уровнем, включая пенсионеров, здесь ситуация намного сложнее. Вдобавок финансово-экономический кризис больно ударил по карману и без того не особо зажиточных украинских граждан. Именно по этой причине среднестатистический гражданин не подходит на роль внутреннего инвестора, на которого рассчитывает государство. В современных условиях использование сугубо рыночных механизмов в ЖКХ, частью которого сегодня являются и лифтовые хозяйства, без учета социальной составляющей чревато серьезными последствиями". Автор статьи отмечает несовершенство механизма оплаты за обслуживание лифта. "Согласно Закону Украины "О жилищно- коммунальных услугах", содержание лифтов входит в перечень услуг по содержанию домов и придомовых территорий. А оплата за содержание исчисляется по формуле, по которой стоимость обслуживания одного лифта умножается на количество лифтов в доме и делится на суммарную общую площадь квартир. Но ведь пользуются лифтом не квадратные метры, а люди. Следовательно, порядок оплаты не соответствует фактическому содержанию получаемой услуги, а именно поездке в лифте. Закладывается противоречие в политике ЖКХ, когда за свет, воду, газ потребитель оплачивает по фактически оказанной услуге, и все расходы, вызванные некачественной доставкой этой услуги "до дверей квартиры", берет на себя организация, ее обеспечивающая. Чего не скажешь о лифтовом хозяйстве. Кроме того, формируется своеобразная уравниловка, когда одинокий человек, проживающий в большой квартире, оплачивает услугу по техническому обслуживанию лифта и электроэнергию для его работы за многочисленную семью, проживающую в меньшей квартире, или (что еще парадоксальнее) за большую группу людей, проживающих на съемной квартире (что сегодня, как известно, не редкость)". Такая система, отмечает нардеп, не способствует экономному использованию ресурса лифта, не защищает его от вандалов. Кроме того, по классификации подъемных средств лифт отнесен к категории наиболее опасных технических устройств. А потому и требует к себе повышенного внимания. Следовательно, услуги по обслуживанию лифтов не должны приравниваться к уборке территории, потому что речь идет о сложной технике и о безопасности пассажиров. Потому назрел вопрос о переименовании услуги по техническому обслуживанию лифта в лифтовую услугу (что более соответствует ее содержанию) и о выведении ее в отдельную коммунальную услугу. Это позволит персонализировать оплату за пользование лифтом. В качестве примера приведен опыт Херсона, где в некоторых многоэтажных домах введены карточки за пользование лифтами, что позволяет не только аккумулировать средства, но и оберегать лифты от вандалов. С. Гриневецкий приглашает всех, кто интересуется этой темой и хочет улучшить работу лифтового хозяйства, принять участие в обсуждении проблемы. Предложения следует направлять по электронному адресу: Подготовил Андрей РАЙКОВ.
|
|
||||||||||||||||
|