Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 04 (1397)
09.02.2018
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Острая тема
Здоровье
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Память
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 04 (1397), 09.02.2018

ИНКЛЮЗИВНЫЙ КОНФЛИКТ

Стратегия по внедрению инклюзивного образования в Украине была утверждена еще в 2013 году. Но "роскошь" водить ребенка с инвалидностью в "обычную" школу до сих пор доступна не всем: из 700 тысяч детей с нарушением психофизического развития только 10 % учатся в инклюзивных классах.


Для справки. Концепция инклюзивного образования предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку как к полноценной личности со своими особыми потребностями.

С одной стороны - на то, чтобы сделать учебные заведения доступными и комфортными для таких детей средств почти не выделяется, с другой - не все родители довольны этой реформой. Что же не так? Мы попробовали разобраться во всем на примере одного класса.

- Инклюзивное образование только на словах хорошо звучит, - рассказывает преподавательница начальных классов Виктория. - На практике же в классе сидит около тридцати детей, у каждого из которых свои интересы, свой "запас усидчивости", свой темперамент. Если я начну учитывать потребности каждого, мы не научимся ничему. Для таких детей должна быть разработана специальная программа, соответствующая их нуждам. Ничего подобного в нашей школе пока что нет, дети с инвалидностью просто сидят в классе. Я считаю, что среди здоровых детей ребенку с инвалидностью находиться опасно - его могут серьезно покалечить. Не со зла. Просто это дети, они бегают, бросаются портфелями, толкают друг друга.

Точно так же рассуждали и родители Светланы, переходя на домашнее обучение, но ошиблись.

- Детей нужно сразу приучать к тому, что бывают разные люди, - делится своим опытом ее отец. - Вечно сидеть дома ребенок все равно не сможет, но когда мы попробовали вернуться в школу, в классе к ней отнеслись нехорошо.

Все, что отличает Свету от других детей, так это походка. Но и этого оказалось достаточно, чтобы она стала изгоем в классе. В Норвегии это поняли уже давно: еще в 1990-х годах все специализированные интернаты были закрыты и фактически любая школа является инклюзивной. Некоторых детей объединяют в классы, основываясь на продиктованных диагнозом нуждах, некоторые учатся вместе со здоровыми учениками. Но на некоторых уроках и на переменах все дети могут свободно общаться друг с другом. Может быть, из-за этого в Норвегии почти нет проблем со школьной травлей?!

Родители детей, которые учатся в одном классе со Светой, настроены категорично: школа нужна для учебы, а не для сомнительных социальных экспериментов. Они уверены в том, что ребенок с инвалидностью будет мешать учебному процессу своим поведением, отвлекать других учеников и "травмировать своим видом" (дословная цитата). Некоторые вспоминают собственный негативный опыт, совершенно не отделяя проблем с опорно-двигательным аппаратом (как у Светы) от ментальных расстройств. Действительно, дети могут быть "неудобными", в том числе и для администрации.

К необходимости обучать в своих стенах всех желающих в данной школе подготовились основательно: редко где в наших школах можно увидеть правильно оборудованный пандус и даже - сенсорную плитку под ногами. Тем не менее реформы хватило только до дверей, внутри же школа осталась прежней. То есть, зайти в эту школу может каждый ребенок и, возможно, он даже будет спокойно находиться в коридоре первого этажа. Но в классах - высокие пороги, к кабинетам учителей-предметников ведут лестницы с крутыми ступеньками.

- Такая обстановка опасна для всех: скользкие полы, высокие ступеньки и пороги легко становятся источником ушибов и переломов, когда дети торопятся в столовую или на урок, - рассказывает завуч по воспитательной работе, - но, к сожалению, сделать все и сразу мы не можем, это вопрос капитального ремонта во всем здании. Мало кто из родителей задумывается о том, насколько такие перемены важны для безопасности детей: мы выросли в таких же школах, многие из родителей учились в этих стенах и, как показывает опыт, живы-здоровы. О конфликте в третьем классе завуч рассказывает неохотно, списывая все на неготовность общества.

Школьный психолог изо всех сил старается уладить конфликт миром, отмечая, что, несмотря на неподготовленность учителей и родителей к новым правилам игры, эта ситуация - хороший повод начать действовать.

- Многие западные психологи говорят о важности воспитания уважения к различиям между людьми, - говорит психолог. - Пока дети маленькие, наладить контакт несложно. По мере взросления они и сами будут все сильнее отличаться друг от друга: вкусами, интересами, да хотя бы манерой одеваться. Некоторые старшеклассники дерутся даже из-за "неправильной" музыки в телефоне, кого-то начинают травить за "неправильную" прическу или рюкзак. Это все - последствия того, что детей с детства приучают быть одинаковыми и делить всех на "нормальных" и "ненормальных". Даже если мы сами не готовы принять мир во всем разнообразии, мы просто обязаны показать его нашим детям именно таким.

Искренне надеюсь на удачное разрешение этого конфликта; какими бы трудными не были реформы, они нужны всем. В Украине все чаще говорят о дискриминации, "языке вражды" и преступлениях на почве ненависти. А закладывается это все со школьной скамьи, с самого детства.

Имена героев этой статьи изменены по этическим соображениям.

Екатерина КАСЬКО.

Эта статья признана одной из лучших на конкурсе журналистских работ "Невидимые".

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.