+ Новости и события ОдессыКультура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает! |
Номер 01 (848), 12.01.2007 НАШИ МОДЕРНИСТЫ В НЬЮ-ЙОРКЕВ Украинском музее Нью-Йорка открылась выставка "Перекрестки: украинский модернизм 1910-1930". Идею показать американской публике работы украинских художников начала XX века подал известный коллекционер и знаток русского и украинского искусства Никита Лобанов-Ростовский. Это было в 2001 году, когда в Канаде в рамках проекта "Феномен украинского авангарда" выставили около семидесяти работ авангардистов периода 1910-1930 годов, так или иначе связанных с Украиной. Но, как выяснилось, то, что удивило Канаду, вряд ли произведет особый фурор в США имена Родченко, Малевича и Экстер давно известны и прочно ассоциируются с русским авангардом, а представить более масштабную экспозицию авангардистов не позволяла скудость украинских собраний. Как справедливо заметил Никита Лобанов-Ростовский: "Не принимайте их за русских. Казимир Малевич, Эль Лисицкий, Александр Родченко и Александра Экстер родились или идентифицировали себя с Украиной". Никита Лобанов-Ростовский посоветовал расширить хронологические рамки до 1900 года и включить в экспозицию работы мастеров "сецессиона", а в качестве финансово-организационного партнера предложил американский фонд Foundation for international Arts & Education. С украинской стороны формированием экспозиции занимались заведующий отделом искусства XX века Национального художественного музея Людмила Ковальская и известный искусствовед Дмитрий Горбачев, который был куратором нескольких громких выставок украинских модернистов. На выставке представлено около восьмидесяти работ, демонстрирующих развитие украинской художественной школы в начале XX века от модерна до утверждения соцреализма. Это работы Александра Богомазова, Ольги Розановой, Алексея Грищенко, Петра Кончаловского, Сони Делоне, а также многометровые панно "Карнавал", "Аргонавты" и "Банкет" Всеволода Максимовича, несколько пейзажей Абрама Маневича, четыре работы Давида Бурлюка, созданные в разные годы и в разных техниках, полотна Михаила Жука. Кроме того, в экспозицию вошла "Женская фигура" знаменитого скульптора-модерниста Александра Архипенко, подаренная Национальному художественному музею совсем недавно и до сих пор в Киеве не выставлявшаяся. Основная часть экспозиции взята из собрания Национального художественного музея Украины. Остальные работы представлены Государственным музеем театрального, музыкального киноискусства, Пархомовским историко-художественным музеем, Одесским, Львовским и Днепропетровским художественными музеями, а также коллекционерами из Киева, Одессы и Львова. Когда Сталин в начале 1930-х годов начал борьбу с националистическими отклонениями, были уничтожены многие работы художников, представленных на выставке, судьба многих из них была сломлена. Один из малоизвестных авторов, представленных на выставке, украинский график Всеволод Максимович. Прожил Максимович недолго всего двадцать лет, покончив жизнь самоубийством, но перед смертью успел масштабно переосмыслить творчество знаменитого книжного графика Обри Бердслея. Его огромные графические панно, выполненные в стилистике, близкой к прерафаэлитам, поражают воображение трудоемкостью и ювелирностью исполнения. Вместе с Максимовским в секции модернистов представлены Федор Кричевский, чьи работы произвели фурор на Венецианской биеннале 1928 года, Олекса Новаковский, который представляет довольно малочисленную группу живописцев украинского барокко. Экспозицию украинского авангарда 1910-1930 годов можно четко разделить на пять частей. Первая полотна мастеров, работавших исключительно в Украине и до сих пор остающихся малоизвестными на Западе. Прежде всего, к ним относятся талантливые кубофутурист Александр Богомазов и неопримитивист Виктор Пальмов, которых мировой арт-рынок рассмотрел сравнительно недавно. Сюда же можно отнести конструктивиста Василия Ермилова и автора самобытных лубочных рисунков Марину Синякову музу Велимира Хлебникова и Бориса Пастернака. Отдельной строкой в экспозиции прописаны художники-театралы, близкие Александре Экстер. Среди них мастер костюма Вадим Меллер, известный по работе с балетной школой Нижинских, удивительно самобытный Александр Тышлер, великолепный сценограф Александр Хвостенко-Хвостов и, безусловно, Анатолий Петрицкий. Последний на выставке "Украинский модернизм 1900-1930 годов" представлен не только эскизами театральных костюмов, но и более поздними работами, в частности портретами из "харьковского цикла", написанными под влиянием кубофутуристов. Кроме того, на выставке широко представлены "бойчукисты" (Бойчук, Седляр, Каспирович) и художники киевской еврейской школы (Захар Рыбак, Марк Эпштейн). Но все же, несмотря на явное половодье красок, самыми яркими штрихами в общей картине выставки стали малоизвестные работы авангардистов с мировым именем от Малевича, Родченко и Грищенко до Татлина, Экстер и Бурлюка. Есть даже Розанова с Кончаловским и Элем Лисицким. Кто-то из них родился на Украине, кто-то умер, кто-то успел поработать до эмиграции. Они давно и прочно интегрированы в мировой художественный контекст, на арт-рынке традиционно проходят под вывеской "мастера русского авангарда", и вот теперь впервые представлены как мастера украинской школы. На открытии выставки выступили Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в США Олег Шамшур, директор Национального художественного музея Украины Анатолий Мельник, бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол США в СССР Артур Хартман, президент Фонда международного искусства и Образования Григорий Гурофф, член совета Фонда международного искусства и образования князь Никита Лобанов-Ростовский. Эдуард АМЧИСЛАВСКИЙ. На фото Михаила ФИШБЕЙНА: работа Давида Бурлюка; организаторы выставки.
|
|
||||||||||||||
|