Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 30 (1562)
7.10.2021
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Тема
Книжная полка
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Официально
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 30 (1562), 7.10.2021

РЕКЛАМА БЕЗ СЕКСИЗМА

Украинская реклама довольно часто удивляет секситскими креативами. Билборды с раздетыми девушками рекламируют строительные товары, двусмысленные слоганы намекают на сексуальные отношения за айфон, все — чтобы обратить внимание покупателя. Чаще всего в рекламе нарушают права женщин, но сексизм в отношении мужчин тоже есть. К счастью, подобные творения все чаще вызывают в украинском обществе возмущение, приводят к судебным искам и штрафам. А совсем скоро будут наказываться по новому закону, который депутаты приняли в сентябре. О проблеме дискриминации в рекламе и усилении ответственности за нее рассказывает Центр общественного мониторинга и контроля.


Нарушения в рекламе

За соблюдением этических норм в рекламе в настоящее время следит Госпродпотребслужба. По статистике, за последние полгода служба завела 67 дел о дискриминации и приняла 17 предписаний о приостановлении такой рекламы. На рекламодателей наложили 37 штрафов на сумму 146 тысяч гривен. По словам специалистов, реклама нарушала этические, гуманистические и нравственные нормы, пренебрегала правилами приличия, а также содержала утверждение с гендерной дискриминацией.

Но как признают в самой ГППС, этого мало. Несмотря на то, что в украинском законодательстве есть запрет на дискриминацию в рекламе, однозначные термины прописаны не были. Поэтому интерпретация дискриминации оставалась на усмотрение государственных органов и суда, а их решения могли не совпадать. Выходом из этой ситуации стало внесение изменений в Закон "О рекламе" о противодействии дискриминации по признаку пола, которые депутаты приняли 10 сентября.

"Поздравляю всех с принятием Верховной Радой законопроекта 3427, который устанавливает эффективные механизмы по противодействию дискриминационной рекламе по признаку пола", — написала на своей странице в Facebook глава ГППС Владислава Магалецкая.

По словам главы Госпродпотребслужбы, это крайне важный документ, который позволит навести порядок в рекламной сфере.

"Речь идет о: уточнении понятий, которые помогут юристам более четко отстаивать позицию в суде, усилении ответственности за нарушения, защите прав потребителей рекламы", — пояснила Магалецкая.

Суть новых ограничений

Принятый закон усиливает ответственность за сексизм в рекламе. Документ четко прописывает понятие "дискриминационная реклама" и предусматривает ряд запретов.

Под "дискриминационной рекламой по признаку пола" предлагают понимать рекламу, которая содержит утверждение или изображение о преимуществах одного пола над другим, о стереотипности роли мужчины и женщины, которая пропагандирует унизительное и пренебрежительное отношение, унижает достоинство человека по признаку пола.

Согласно закону, в рекламе нельзя изображать тело человека "исключительно как сексуальный объект с целью привлечения внимания потребителя", использовать намеки на сексуальные отношения, которые не имеют прямого отношения к рекламируемому продукту. Также запрещается унижать достоинство человека и демонстрировать насилие по признаку пола.

В случае нарушения закона рекламодатель заплатит штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы. Сегодня это 60 тысяч гривен.

"Ко второму чтению было сделано несколько важных апдейтов. С одной стороны, мы усиливаем защиту прав потребителей рекламы, а с другой — даем возможность индустрии адаптироваться к новым правилам. Штрафы вернули к действующему размеру, — уточнила заместитель главы фракции "Слуга народа" Евгения Кравчук. — Предвидели, что требования и запреты не будут распространяться на социальную рекламу, ведь она является инструментом адвокации за уважение прав человека и гендерное равенство".

Эксперты надеются, что четкие формулировки закона позволят эффективнее привлекать нарушителей к ответственности. Соавтор документа, депутат Марина Бардина замечает: "Кто-то посмотрит на рекламу и скажет, что здесь нет никакого сексизма, другой посмотрит и скажет, что есть сексизм. Поэтому мы стараемся сузить эту интерпретацию и более четко ее определить".

Закон еще должен подписать Президент, и он вступит в силу через три месяца после опубликования.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.