Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 17 (1549)
1.07.2021
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Тема
Море
Вокруг Света
Культура
Спорт
Мяч в игре
Повесть
Мой город
12-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 17 (1549), 1.07.2021

ОТ ГИМАЛАЕВ ДО ЮЖНЫХ МОРЕЙ

(Продолжение. Начало в №№ 11–16.)

Каджурахо неслучайно приобрел всемирную славу благодаря своим храмам любви. Их пощадили время, иноземные завоеватели и доморощенные моралисты. Сами индийцы одной из версий наличия эротических сцен считают... защиту от неистовых богов Индры и Варуны, правящих стихиями. Эти боги, видя непристойные картины, с отвращением уносятся прочь. Оригинальная версия. Но мне кажется более жизненной другая. Она говорит о том, что при входе в храм человек должен отрешиться от земных искушений и спокойно общаться с богами. Поэтому ему нужно обойти вокруг храма, смотреть на сексуальные сцены без похоти и только потом приступать к молитвам. Что-то в этом есть. Хотя нужно понимать и другое. В те времена, когда строились и декорировались храмы Каджурахо, секс не считался запретным и позорным. Это был элемент жизни, никак не противоречащий религии. Да, фигурки на стенах храмов очень напоминают картинки из "Камасутры". Индусы этого не отрицают. Да и саму "Камасутру" не считают запретной книгой. Ее авторство приписывают человеку по имени Ватсаяна, который был студентом в Бенаресе (он же Варанаси) и составил текст как часть своей академической работы. До него тема разрабатывалась разными авторами, а Ватсаяна собрал все и систематизировал. По основной философской идее "Камасутра" — отнюдь не прикладное пособие по половым отношениям, а скорее трактат о взаимоотношениях мужчины и женщины, о естественных человеческих влечениях и о физическом здоровье, необходимом для полноценной жизни. Древние скульпторы и резчики по камню только воплотили те идеи, которые разработали задолго до них. Это часть индийской культуры. Как йога, как медитация и стремление к нирване. Поэтому воспринимать пикантные картинки храмов любви стоит именно под таким углом.

Покинув уютный и такой неоднозначный по впечатлениям парк, мы переехали в другую часть города, где сохранилась так называемая восточная группа храмов. Тут обстановка оказалась несколько иной. Только часть строений этой группы осталась у поклонников индуизма, а большую часть освоили джайнисты, у которых свои святые и собственные традиции.


Резьба храмов Каджурахо

Именно здесь находится один из первых храмов Каджурахо, построенный приблизительно в 900 году. Это относительно простой по конструкции храм Брахмы. Те, для кого это принципиально, утверждают, что первоначально святилище было посвящено не Брахме, а Вишну. Впрочем, неподалеку вы можете посетить храм Ваманы, который уж наверняка отдает дань именно Вишну. Правда, в пятом его воплощении в образе карлика Ваманы, который выманил у демона столько земли, сколько сумеет покрыть в три больших шага. Естественно, бог тут же превратился в гиганта, который в три шага обошел всю вселенную и заявил свои права на нее. Чтут индуисты и статую Ханумана, бога-обезьяны, чье громадное изваяние установлено под крышей современного храма, но снабжено найденной археологами табличкой с надписями десятого века.


Джайнистские храмы  

  Храм Адинатхи

Джайнисты дают о себе знать очень своеобразно. На небольшой площади перед одним из храмов полощется на ветру большой плакат с улыбающимся ликом налысо обритого человека, завернутого в белую простыню. Неподалеку другая картинка — сидящий со скрещенными ногами совершенно голый гражданин с такой же отрешенной улыбкой. Оба они — джайнистские гуру. Принадлежат, правда, к разным орденам. Одни — одетые в воздух, другие — одетые в белое. Нам тонкостей не понять. Но даже относительно сведущие люди уверены, что принципиальных различий в их учениях нет. Все они последователи современника Будды — жившего в шестом веке до нашей эры Махавиры и его соратников. Божествами джайнисты считают всех 24 учителей. Их основной постулат — призыв к ненасилию и стремлению преодолевать земные искушения, побеждать самого себя и стремиться, избавившись от череды реинкарнаций, уйти в нирвану. Возможно, я не очень точно изложил принципы этой веры. Но обратил внимание, что поклонники этой религии работают не только над собой, но и над памятниками прошлого. Храмы, которые оказались в их распоряжении, они перекрасили в белый цвет. Впрочем, от этого древняя архитектура не пострадала. Просто выглядит странно. На большом и хорошо сохранившемся храме Парсванатх (десятый век) есть пояса барельефов с фигурами индуистских богов и сладких парочек. Три пояса прекрасных скульптур тянутся по фасаду храма Джавари. А вот храм Гхантаи декорирован иначе. При входе вас встретит статуя восьмирукой джайнистской богини, размахивающей различным оружием. Резьба при входе изображает сны матери Махавиры и девять планет, а стены украшены оригинальным орнаментом из жемчуга и колокольчиков. Для того чтобы зайти в храмы джайнистов и глянуть на то, как проповедуют голые гуру, нужно шагать босиком и без лишних предметов. Впрочем, разве можно отвлечь человека, погруженного в себя?

Наши прогулки по Каджурахо подошли к концу. Сохранившаяся в храмовом комплексе культура древней Индии запала в память и в душу. Но мы еще не ответили на один важный вопрос: почему именно в небольшом городке Каджурахо сосредоточено такое уникальное наследие? И нам опять приходится вернуться к истории и легендам.


Причуды природы

Итак, в Центральной Индии начиная с девятого века почти полтысячи лет правила династия Чандела. Это раджпутский клан, считавший себя наследником лунорожденных. Дело, как говорится, темное, хоть ночка лунною была. Приходится полагаться на легенду. Она вкратце такова. Жила себе красавица Хемавати, дочь священника из правящей в городе Каши семьи. На девушку за что-то рассердился один из богов, и, когда она однажды ночью пошла плавать в пруду с цветами лотоса, ее подстерег бог луны Чандрама и овладел ею. Расстроенная девушка стала слать этому богу проклятья, а Чандрама с усмешкой отвечал: "Наш сын станет сильным и храбрым властителем". Хемавати ушла из дома, родила сына. Он оказался не только красивым, но и не по годам развитым. Совсем юным справился со львом и тигром. Бог луны вручил парню предмет, благодаря которому тот превращал железо в золото. Итог предсказуем. Юноша стал успешным правителем. Каши (он же Варанаси) присоединил к своим владениям, построил мощную крепость, а мать пожелала, чтоб он еще и 85 храмов соорудил. Этим занялись поколения династии Чандела, на гербе которых красовался юноша, борющийся со львом. Кстати, эта сцена повторяется в нескольких скульптурах Каджурахо.


Символ династии Чандела

Один из потомков юного героя — Харшадева начал строительство храмов в этих местах, которые в древности были столичными для династии Чандела. Но самым знаменитым правителем династии считают сына первостроителя по имени Яшоварман. Он расширил границы своей державы и, будучи очень верующим человеком, развернул масштабное строительство храмов. При нем возникли храм Лакшмана и ряд других культовых объектов. Так же успешно вел дела сын Яшовармана по имени Дханга. При нем храмовый комплекс разросся и во многом приобрел те черты, которые мы видим сегодня. Считается, что именно Чандела были самой успешной династией в Центральной Индии. По крайней мере, их стараниями создан уникальный шедевр архитектуры, который могут оценить наши современники. А все толки о приличиях — пустые разговоры. Ибо в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Если вам не нравится — не смотрите. Точно так же, как если вам не по душе погребальные ритуалы индусов, не езжайте в Варанаси.

Мы туда поехали. Точнее, полетели из небольшого, но ухоженного аэропорта Каджурахо, внутрь которого местных жителей не пускают. Такие правила. Есть билет — заходи, нету — извини, дыши воздухом...

Спускаясь к священной реке...

Мы все учили в школе, что крупнейшие реки индийского субконтинента — это Инд и Ганг. Первую трудно не запомнить, ибо ее название созвучно названию огромной страны. К тому же Инд почти на полтысячи километров длиннее Ганга (3180 и 2700 километров соответственно). Но значение великих рек, входящих в двадцатку самых длинных водных артерий планеты, для самих индийцев очень разное. Берущий начало в китайской части Гималаев полноводный Инд несет свои воды в Аравийское море. В середине прошлого века в результате распада Британской империи эта река на большей части своего течения осталась на территории соседнего не очень дружественного Пакистана. Только в 60-е годы конфликтующим сторонам удалось подписать договор об использовании водных ресурсов Инда. Пятая часть осталась в распоряжении Индии, для северных районов которой система орошения жизненно необходима, ибо здесь издавна культивируют на широких равнинах различные сельхозкультуры и собирается значительная часть урожая. Воды Инда используют и для строительства гидроэлектростанций. Словом, эта артерия тесно связана с хозяйственной деятельностью миллионов индийцев.


Рассвет на Ганге

Иное дело Ганг. Конечно, по его берегам также издавна селились люди. Он тоже берет начало в ледниках Гималаев, но уносит свои воды на восток и впадает в Индийский океан в районе одного из крупнейших мегаполисов страны Калькутты. Вдоль берегов Ганга стоят свыше сотни городов и тысячи предприятий. Отходы их жизнедеятельности почти без всякой очистки попадают в воду. Экологи обнаружили в речных пробах едва ли не всю таблицу Менделеева и посчитали Ганг одной из самых загрязненных рек на земле. Но попробуйте убедить в этом верующих индусов. Для них Ганг был и остается священной рекой уже не одно тысячелетие. Жить на берегу реки, окунаться в нее, пить из нее воду и умереть рядом с Гангом — это лучшее, что может быть в судьбе любого жителя страны. Центром всей этой непререкаемой святости был и остается город Варанаси (он же Каши, он же Бенарес). Это как Мекка для мусульман или Иерусалим для христиан. Пожалуй, без посещения Варанаси вам будет сложно проникнуться духом настоящей Индии.

(Продолжение следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Чотиритомник дорожнiх записок
Аркадiя Рибака
пiд назвою
"Хорошо ли там, где нас нет?"
можна придбати
в редакцiï газети "Порто-франко"
(тел.: 764-96-56, 764-95-03, 764-96-68)
i у Всесвiтньому клубi одеситiв

(www.odessitclub.org)

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.