Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 24 (1368)
7.07.2017
НОВОСТИ
Юбилей
Проблемы и решения
Актуальная тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 24 (1368), 7.07.2017

КОЛЫБЕЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ

(Продолжение. Начало в №№ 22-23.)

Божественные холмы

Знойным летом 1990 года наш белый теплоход взял курс из Одессы на Апеннины, где проходил финальный турнир чемпионата мира по футболу. На борту была в основном молодежь, получившая путевки через туристическое агентство "Спутник".

Правда, среди пассажиров нашлось место и людям посолиднее: директорам заводов и передовых организаций. Шли как бы круизным маршрутом с заходами в интересные места. Одним из первых по графику оказался Пирей. Крупнейший порт Греции - город-побратим Одессы, морские ворота древней страны и практически пригород столицы.

О Греции мы знали гораздо больше, чем о многих других странах, ибо с детства изучали историю древней цивилизации, слышали массу мифов и названий городов. У каждого в памяти закрепились хоть какие-то имена древнегреческих героев, богов, ученых и т. п. Но если говорить честно, то в головах была скорее каша из перемешавшихся в извилинах как бы знакомых слов. Сама же картина целостно не выстраивалась. Естественно, хотелось все эти древности увидеть своими глазами, пройтись по историческим местам. Короче - приобщиться...


Афины. Древний монастырь

Напомню, что дело было на закате совдепии. Вожжи уже отпустили, но до реальной демократии в стране было далеко. Как и до изобилия товаров. Что порождало множество способов обзавестись иностранной валютой. Наши побратимы-греки готовы были гостям посодействовать. С выгодой для себя. Когда в порт заходило судно из наших краев, у выхода из терминала уже толпились мужчины всех возрастов, предлагавшие разного рода сделки. В те годы спросом пользовались все сорта нашей водки, икра (у нас она тогда стоила почти смешных денег), шампанское, сигареты, мелкие бытовые приборы. Все это было припасено отечественными пассажирами.

Наше судно поставили на дальний грузовой причал. Для выхода из порта нужно было пройти через огромный полупустой терминал, похожий на заводской цех, из которого вынесли все станки. Вечером после насыщенной экскурсии группки туристов потянулись к выходу, позвякивая бутылками в тяжеленных сумках. Парочка сидевших в проходе людей в форме и до поры казавшихся спящими, не вставая со стульев, глядела на туристов без всяких эмоций и только ленивым жестом указывали место разворота кругом. Тех, кто шел налегке, пропускали без вопросов. Но ведь за проходной ждали люди с иностранными купюрами в портмоне. Несколько заходов, и попытки договориться результатов не дали. И тут пришли на помощь молодость, сноровка и смекалка.


Афины. Площадь Синтагма

Вдоль причалов еще до входа в терминал высился забор из металлической сетки. Было принято стратегически правильное решение преодолевать преграду подальше от портовых фонарей. Несколько бесстрашных парней вскарабкались на высоту приземистого двухэтажного строения и стали принимать подаваемые товарищами сумки. Проникшие за ворота с пустыми руками ловко принимали ценный груз. После этого вся бригада, проведшая блестящую операцию, с беспечным видом продефилировала через терминал, засунув руки в брюки и дружески улыбаясь встрепенувшимся таможенникам. Придраться было не к чему. А греки-перекупщики уже радостно хлопали нас по плечам, торгуясь за каждый доллар, но рассчитываясь сполна. Вскоре они загрузили свои покупки в багажники, предложили свои услуги для поездки в местные магазины. Не удивились, услышав отказ. На том и разошлись.

Суда Черноморского пароходства ходили в круизы примерно до середины 90-х. Поездки стоили относительно недорого. А выходить из родного порта и сюда же возвращаться было вообще очень удобно. Мы пользовались этим несколько лет подряд. И в каждом рейсе обязательно посещали Пирей. Всякий раз нас ждали местные любители дешевых товаров. Теперь среди них все больше попадались наши бывшие сограждане греческого происхождения, отлично говорившие по-русски.

Зачастую в Пирее стояли больше суток. Однажды пришли в порт под вечер. Пока власти оформляли документы, стемнело. В самом Пирее в это время особо делать нечего. Но все решили прогуляться, сбыв при этом что-нибудь из домашних заготовок. Как обычно, нас встретили добровольные помощники. Пока распределяли бутылки и блоки сигарет, стрелки часов приблизились к 23. Приглашение ознакомиться с ассортиментом меховых бутиков Афин показалось странным. Но группа дам среднего возраста радостно ухватилась за эту идею. Сопровождать их взялся наш земляк, бывший футболист "Черноморца", которого я хорошо знал. Он сказал мне, что привезет всех обратно, даже если никто ничего не купит. И я решил, что пока дамы будут выбирать шубы, смогу пройтись по вечерним Афинам.


Афины. Амфитеатр

Центр города в это время казался нежилым. Редкие прохожие, совсем немного машин. Закрытые двери магазинов и офисов. Мы подъехали к зданию с неоновой вывеской. Зашли в парадную. Гид повел нас на третий этаж. Пахло аферой. Но вот распахнулась дверь, и мы оказались в просторном зале, ярко освещенном множеством светильников. В отличие от улицы, здесь было людно. Народ терся между рядами шуб разных оттенков. Шустрые продавцы выхватывали то один экземпляр, то другой, демонстрируя их тем, кто проявлял интерес. В дальнем конце помещения на массивном круглом столике торжественно стояла огромная перевернутая вверх дном бутылка "Метаксы". Рядом на стульях сидела пара-тройка мужиков, то и дело цедивших в одноразовые стаканчики знаменитый греческий коньяк. Они неспешно поворачивали краник, наливали, так же неспешно выпивали и слегка нетрезвыми взглядами следили за тем, что примеряют их спутницы. Интерес к "Метаксе" они проявляли куда больший, чем к шубам. Я тоже продегустировал коньяк. Неплохой...

Тем временем дамы напяливали одну шубу за другой, затрудняясь с выбором. Смотреть на это зрелище было весело. Особенно умилял ансамбль мехов, надетых на майки с шортами при наличии на ногах пляжных шлепанцев. Трудно было представить, как это будет выглядеть в мороз.

Удивительно, что все эти меховые оазисы работают до поздней ночи. Коньяком угощают без ограничений, что очень нравится русским туристам. Возят из одного магазина в другой. Вот только по городу пройтись не удается. Для этого все же лучше использовать светлое время...

* * *

Хотя Пирей - самостоятельный город, он так прочно сросся с Афинами, что по дороге из порта вы скорее всего не заметите, где заканчивается один и начинается другой. Морем сюда прибывают многие. Это важнейший узел для пассажирских и паромных линий восточного Средиземноморья и сообщения с многочисленными греческими островами. Их, кстати, порядка двух тысяч. Естественно, не на каждый ходят грузо-пассажирские паромы, но всего работают свыше полусотни линий. Еще в начале 80-х стали ходить паромы на Ближний Восток. В местном порту бесконечная круговерть больших и малых судов. Вдоль причалов стоят десятки кораблей, по гавани снуют катера и буксиры. Перевалка грузов идет круглосуточно. И совсем рядом с портом вдоль набережной обосновались офисы многих крупнейших судоходных компаний и фирм, занимающихся снабжением и обеспечением флота. Греки - признанные моряки, издавна бороздившие моря.

Еще в древности Пирей выполнял все ту же роль главного порта могущественного афинского полиса. Для совместного противодействия агрессорам между Пиреем и Афинами были построены оборонительные стены, большие фрагменты которых сохранились на всем 10-километровом пути из порта в столицу. Полтора столетия назад первая в Греции ветка железной дороги соединила все те же Пирей и Афины. Сегодня по старой колее бегают электрички, делающие остановки в разных районах.


Пирей. Залив Микролимано

Любителям свежих морепродуктов стоит остановиться в гавани Микролимано. Здесь не только живописные стоянки разнообразных яхт и причудливо разукрашенных лодок, но и нескончаемая цепочка таверн с приветливыми хозяевами и множеством только что выловленной морской живности. Почти все продают на вес. До того, как выбранное вами понесут готовить, не поленитесь присутствовать при взвешивании, чтобы потом глаза не полезли на лоб при виде выставленного счета.

Вокруг Пирея разместились многочисленные промышленные предприятия, дающие людям работу наравне с морем. Город сильно разросся за последние десятилетия, и, по некоторым оценкам, его население приближается к миллиону жителей. Растут новые кварталы. Но все исторические памятники стараются содержать в пристойном виде. Если из древности здесь сохранилось немного, то из недалекого прошлого - Народный театр, что неподалеку от порта, университет.

Я бывал в этом городе в разные годы десяток раз. И почему-то в памяти остаются запахи моря и крепкого кофе, который с утра до вечера задумчиво пьют из маленьких чашечек вальяжные греки, коротающие время в уличных кафешках. При этом они могут читать газеты, пускать вверх клубы сигаретного дыма, говорить по телефону или просто смотреть на прохожих. Удивляет их неспешность и как бы вечное присутствие на излюбленных местах...

(Продолжение следует.)

Аркадий РЫБАК.

Фото автора.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.