Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 16 (1360)
12.05.2017
НОВОСТИ
Проблемы и решения
Обратная связь
Актуальная тема
Вокруг Света
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Мяч в игре
Культура
Пожелтевшие страницы
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 16 (1360), 12.05.2017

ПРОЗРАЧНОСТЬ
ПРОТИВ БЮРОКРАТИИ
И КОРРУПЦИИ

"Реформы мы проводим не для кого-то абстрактно, а для жителей нашей страны. Если этого не учитывать, то мы вызываем еще большее недовольство властью, чувство, что человек ничего не значит..." - эти слова литовского Президента Дали Грибаускайте актуальны и для Украины.

В условиях, когда большинство реформаторских инициатив подпадает под определение "непопулярные меры", тем более важно внедрять такие, польза от которых для граждан будет видна, как говорится, невооруженным глазом. В этом плане одно из самых важных направлений реформаторской деятельности как в центре, так и на местах, - максимально возможное упрощение бюрократических процедур. Ибо бюрократия - одна из основных причин, порождающих коррупцию. "Если передо мной стоит выбор - потратить месяц, а то и больше для решения какого-то вопроса, то мне проще "занести" чиновнику 200 или даже 500 долларов, чтобы он решил эту проблему за пару дней, - откровенно признается предприниматель Виктор П. - Потому что за то время, что я потрачу на хождение по кабинетам, я могу заработать в несколько раз больше".

Бороться с бюрократическим злом можно по-разному. Но в основе этих мер лежит открытость, прозрачность процедур и принятия решений. Не зря же Глава 12 Раздела 4 Соглашения об ассоциации Украины с ЕС так и озаглавлена: "Прозрачность". И хотя эти пункты в большей степени касаются торговли, сам подход можно перенести и на прочие сферы, особенно на те, которые непосредственно затрагивают интересы абсолютного большинства наших сограждан. В этом плане особый смысл и значение приобретает создание и развитие Центров административных услуг в формате "Прозрачный офис".


БЫСТРО, КОМПАКТНО, КОМФОРТНО

Суть этого формата заключается в том, что самые разные административные услуги (от оформления субсидий до регистрации предприятий) предоставляются гражданам в одном помещении и с максимально возможной быстротой. В идеале, полагает министр социальной политики Андрей Рева, "на оказание услуги должно быть потрачено 12 минут и не более получаса на ожидание". Нашим согражданам, особенно старшего поколения, привыкшим к "километровым" очередям к любому чиновничьему кабинету и многомесячным ожиданиям ответа, эти ориентиры могут показаться очередной "правительственной сказкой", но уже имеющийся опыт "прозрачных офисов" показывает, что поставленная задача вполне достижима.

Несколько лет назад по украинским СМИ прошла серия материалов, посвященных "Прозрачному офису" в Винницкой мэрии. Такое "массированное наступление" на умы и эмоции украинских граждан вызывало подозрение в заказном характере этих материалов, но знакомые винничане и те, кто ездил знакомиться с новой практикой, в один голос твердили: да, это правда, не такая эффектная, как на телеэкране, но реально полезная. Более того, с июня 2013 года появилась возможность предварительно записаться в этот "Прозрачный офис" по телефону, сообщив администратору фамилию, имя, отчество, адрес, а также свою проблему и даже желаемые дату и время приема. А с декабря того же года вошла в эксплуатацию электронная система записи, для чего на официальном сайте горсовета создали раздел "Персональный кабинет".

Винницкий проект заинтересовал многие региональные мэрии, в том числе и Одесскую. В Департаменте предоставления административных услуг городского совета тщательно изучили не только винницкую, но и международную практику получения документов в едином центре, особенно польскую (о некоторых ее аспектах мы рассказывали в номерах газеты от 20 и 27 января с. г.).

"Мы изучили имеющийся опыт и решили, что помещение центра должно быть открытым, прозрачным, в нём должны быть созданы максимально комфортные условия как для одесситов, так и для сотрудников", - рассказала директор департамента Евгения Абрамова.

Итогом стало открытие 27 октября 2015 года "Прозрачного офиса" в Малиновском районе. Помещение размером 200 кв. метров состоит из нескольких зон. Одна из них предназначена для выдачи документов, а вторая - с диванами, журнальными столиками и детским уголком - для ожидания. В центре есть большой зал с зоной приёма посетителей на семь рабочих мест, и рецепция, где можно получить консультацию и записаться на приём. Также имеется отдельное помещение для матери и ребёнка с диваном, умывальником, журнальным и пеленальным столиками.

Теперь уже одесским опытом заинтересовались коллеги из других регионов. И первыми стали представители Западной Украины - Волынской, Ровненской и Ивано-Франковской областей. Их особенно заинтересовали программное обеспечение, электронная система документооборота, система регулирования очереди и т. п. Хорошую оценку Малиновскому офису дали представители Посольства США.

Важной составляющей "Прозрачного офиса" является call-центр. В Одессе эта структура функционирует в системе единой справочной службы городского совета. Удобно то, что одесситам не нужно запоминать номера телефонов различных коммунальных служб. По любому вопросу можно набрать номер 15-35 или 70-55-555, а оператор соединит с той службой, которая нужна обратившемуся человеку. А если одесситу нужна админуслуга, то по этим номерам он может записаться на прием в Центр в удобное для него время. Как сообщила Е. Абрамова, три года назад call-центр стартовал с двух линий, вскоре их пришлось увеличивать до четырех, и планируется новое расширение.

Идею "Прозрачного офиса" подхватили и реализовали в Управлении социальной защиты населения Приморского района. Благодаря этой системе за два года удалось не только наладить более эффективную работу с людьми, обратившимися за субсидиями, но и значительно интенсифицировать процесс обслуживания граждан по всем направлениям, связанным с оформлением тех или иных документов, необходимых для получения помощи - государственной или муниципальной.

Еще один пример административной реформы в Украине, который реализуется в Одессе по принципу "Прозрачный офис", - это Центр обращения граждан, созданный при участии облгосадминистрации, городского совета, Министерства юстиции Украины и Фонда Восточная Европа. Затем к его реализации присоединились программы "Электронное управление для подотчетности власти и участия громад" (EGAP), которая финансируется Швейцарской Конфедерацией, и "Лидерство в экономическом управлении", финансируемая Агентством США по международному развитию (USAID). Международные организации оказывают юридическую поддержку и экспертную помощь в сфере административных услуг.

Отличительной чертой этого Центра является то, что перечень оказываемых им услуг был сформирован совместно с громадой, государственными, административными и разрешительными структурами. В течение дня в Центре могут обслужить до тысячи клиентов, чему способствует автоматизированный доступ к реестрам, кадастрам и другим специализированным базам данных. Здесь также имеется call-центр.

ЛЮДИ БЕГАТЬ НЕ ДОЛЖНЫ

Так что вовсе не случайно в августе 2016 года Кабинет Министров Украины включил Одессу в число пяти городов, в которых будут реализовываться пилотные проекты по созданию центров предоставления социальных услуг в формате "Прозрачный офис". Премьер-министр Владимир Гройсман подчеркнул, что надо добиться того, "чтобы на каждой территории были центры административных услуг по принципу организационного единства, чтобы там и пенсию могли оформить, и бизнес зарегистрировать".

"Я бы очень хотел, - заявил глава правительства, - чтобы по всей Украине был именно такой подход: чтобы человек не бегал по этим очередям, по этим "газовикам", "энергетикам" и так далее. Не люди должны бегать и просить, а чиновники должны сидеть в одном месте и качественно обслуживать".

В рамках этого проекта 7 февраля с. г. Центр предоставления административных услуг ("Прозрачный офис") был открыт в Киевском районе. В нем так же, как и в Малиновском, 200 кв. метров площади, на которых расположены рецепция для консультирования и записи на прием, выдачи результатов оказанных услуг, подачи документов на оформление паспорта гражданина Украины в форме ID-карты, регистрации места жительства, установлен платежный терминал для оплаты административных услуг и проведения других платежей. Зона ожидания оборудована диванами и журнальными столиками, а также детским уголком. В зоне информирования размещены стенды и печатная продукция. Здесь также обустроено помещение для матери и ребенка, а комната для отдыха персонала оснащена бытовой техникой, необходимой мебелью. Выступая на церемонии открытия, глава Одесской областной государственной администрации Максим Степанов отметил, что "Прозрачный офис" - это "отличный пример изменений в работе с гражданами. Чтобы люди не стояли в очередях, не бегали, а получали услуги в одном месте". Глава ОГА сообщил, что в Одесской области пока 35 таких центров, в этом году запланировано открыть еще два, хотя он намерен это число увеличить.

24 апреля с. г. вопрос о расширении Центров предоставления социальных услуг "Прозрачный офис" обсуждался в Харькове, во время рабочего совещания Ассоциации городов Украины, в котором приняли участие Премьер-министр Владимир Гройсман, министр социальной политики Андрей Рева и городские головы - члены Ассоциации.

В. Гройсман снова отметил, что благодаря децентрализации увеличились не только финансовые возможности регионов, но и расширились их административные полномочия. И это позволяет создавать на местах "прозрачные офисы" предоставления административных и социальных услуг в наиболее удобном для граждан формате.

Одесский городской голова Геннадий Труханов особо выделил то, что в Одессе открыты и успешно функционируют в формате "Прозрачный офис" два районных отдела центра админуслуг, и еще в двух зданиях проводится реконструкция для создания таких офисов. Об одесском опыте реализации социальных проектов одобрительно отозвался и Андрей Рева. По словам министра, подобные офисы в течение трех-пяти лет планируется открыть во всех городах, а затем и в районных центрах.

- "Прозрачный офис", разумеется, не панацея, - считает наш экономический эксперт Наталья Кравчук. - Но это важное направление реализации административной реформы в Украине, и особенно для бизнеса, поскольку способствует искоренению бюрократической волокиты, неизбежно влекущей за собою коррупцию. Весьма существенно, что создание таких офисов поддерживают европейские структуры и фонды. Это прямо отвечает положениям статьи 22 Соглашения об ассоциации Украины с ЕС, согласно которой стороны-подписанты обязуются сотрудничать для избавления от коррупции как в частном, так и в государственном секторе. Остается пожелать нашим властям как в центре, так и в регионах не снижать темпов развития таких структур.

Более детальную информацию о работе Центров по оказанию административных услуг в формате "Прозрачный офис" в Одессе и регионе можно получить на официальном сайте Одессы, раздел "Админуслуги"

http://omr.gov.ua/ru/essential/5577/

или по телефонам 15-35 или 705-55-55, а также на сайте

http://cog.odessa.gov.ua/

и по телефону (048) 737-6000.

Александр ГАЛЯС,
Инна ИЩУК.

Эта статья подготовлена в рамках проекта "Продвижение реформ в регионы" при содействии Европейского Союза
(ec.europa.eu/europeaid)
Содержание данной публикации является исключительной ответственностью авторов и никоим образом не отражает точку зрения Европейского Союза.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.