Подшивка Свежий номер Реклама О газете Письмо в редакцию Наш вернисаж Полезные ссылки

Коллаж Алексея КОСТРОМЕНКО

Номер 36 (1281)
25.09.2015
НОВОСТИ
Проблемы
Правопорядок
Криминал
Обратная связь
Спрашивайте - отвечаем
Спорт
Футбол
Культура
Образование
16-я полоса

+ Новости и события Одессы

Культура, происшествия, политика, криминал, спорт, история Одессы. Бывших одесситов не бывает!

добавить на Яндекс

Rambler's Top100

Номер 36 (1281), 25.09.2015

ОДЕССА НЕОБОСНОВАННО
РАСТЕТ В ВЫСОТУ

Недавний пожар в Аркадии показал, как опасно несоблюдение технических норм строительства. О нынешней застройке Одессы размышляет директор Архитектурно-художественного института ОГАСА, заслуженный архитектор Украины Валерий Уренев.

- К сожалению, сегодня многие районы и кварталы города застраиваются без единого комплексного плана, продолжается выборочная застройка, захватываются те места, где есть возможность получить прибыль. И меня это очень волнует.


В советское время был закон, который гласил, что после сдачи здания в течение шести лет не имеют права менять профиль объекта. Была четкая система: объекты периодического обслуживания: магазины, аптеки, школы и эпизодического: театры, культурные заведения. В проекты детальной территории все это вносится. А сейчас все дается на откуп инвесторов и заказчиков. Повторюсь, идет выборочная застройка, что кому выгодно. Строят высотные здания в нарушение всех требований.

В Одессе определено два ареала - исторический центр и Французский бульвар, где есть требования по этажности. По принципу "золотого сечения" высота этажа здания должна быть не больше ширины улицы. А в глубине застройки можно добавить коэффициент 1,5. Но это надо соблюдать. Мы смотрим на мир со своих 1 метр 70. Чем древние римляне завоевали мир? Единственным измерением у них был человек. Сегодня - деньги! Как сказал римский архитектор Марк Витрувий, архитектура решает три задачи: польза, прочность, красота - Firmitas, Utilitas, Venistas. У нас же строится не архитектура, а кубатура.

Посмотрите, что происходит с Аркадией. Там должна быть комплексная система застройки. Если человек хочет что-то построить, ему предлагают для этого место, но он должен выполнить требования по этажности, архитектуре. А у нас берут участок и тянут вверх высотку. Площадь 10 апреля, Аркадия застраивается не комплексно, в едином стиле, а точечно. Каждый строит, что хочет. И градсовет, в который я вхожу, являясь только совещательным органом, не может на это повлиять.

Все видят, как постепенно уничтожается исторический центр под давлением высоток, которые необоснованно построены. В любой европейской стране населенные пункты сохраняют свою историю.

Во Флоренции построили здание в исторической части города, чья архитектура соответствует той, что была раньше. Сохранена стилизация, направленность. Я видел, как строят в Токио, Куала-Лумпуре. Все - под один карниз. Если есть интересные детали, они выделяются. Люди очень деликатно относятся к тому, что застраивается. Потому что как только появляется объект повышенной этажности, сразу теряется масштаб, нарушается система застройки, не воспринимается архитектура, где много памятников. А у нас проект делается на одну высоту здания, а строят выше. На Тираспольской площади к зданию Еврейского культурного центра добавили два этажа. Торговый центр "Европа" на Дерибасовской мог смотреться, где угодно, но не там. Он не вписывается в архитектурный ансамбль главной одесской улицы. Есть проект надстройки "Пассажа". Понятно, что этим стремятся увеличить площадь. Но стройте тогда в новых районах. В Москве выделили район, где построили суперсовременные объекты. У нас есть поселок Котовского, Таирово. Почему город, который является ценностью, золотым фондом, не сохраняется? Я помню, как в советское время старшее поколение боролось за каждый объект в городе в историческом центре, чтобы не сделать хуже. Сегодня нет нормальной эксплуатации исторических зданий, текут водопровод, канализация, кровля. Здание оказывается в аварийном состоянии. И тогда говорят, что его легче снести, чем восстановить.

Что происходит с такими памятниками архитектуры, как Дом Руссова? А ведь с ним нужно определиться, подо что он может быть использован. Если торговый центр, то нужно сделать внутри новую конструктивную систему, но сохранить внешний вид здания. Оно было богато декором и всегда служило визитной карточкой Одессы.

Я участвовал в телевизионной передаче по проблемам сохранения достопримечательностей Одессы. И в эфир подключили начальника управления охраны культурного наследия и памятников Львова. Я задал вопрос, сколько у вас в историческом центре невосстановленных памятников архитектуры. Она сказала: 4-5. А у нас - страшно даже сказать. Одесса с каждым годом теряет свое лицо. Мне, как коренному одесситу, очень обидно за то, что происходит в городе. Все, что делается сейчас, есть везде. А того, что мы потеряем, нет нигде. К нам приезжали представители из Англии, Испании, Португалии. Они были восхищены разнообразием нашей архитектуры. "У вас же есть Вена, Рим. Но в другом масштабе, у вас много зелени, море". И к этому надо бережно относиться. А не с позиций временщиков, которым надо построить и продать.

Одесса всегда была уникальным городом. Через нее проходят международные туристические маршруты. И мы должны гордиться, что живем в таком городе. Лет 15 назад австрийский журналист задал мне вопрос, почему за весь советский период в Одессе не построено ни одного здания европейского уровня. И до сих пор это так. Мы все время догоняем Европу, не создаем своего.

В Праге калифорнийский архитектор Фрэнк Гехри спроектировал и построил удивительное офисное здание - "Танцующий дом".

Норман Фостер создал башню "Огурец" в Лондоне.

У нас есть талантливые архитекторы в городе, наша академия признана лучшей архитектурной школой в Европе. И у нас есть кому делать интересные проекты. Но когда наши архитекторы попадают в руки заказчика, они делают, как хочет он.

В нашем архиве множество проектов, которые могут украсить город: музеи, театры, вокзалы. Тематика дипломных проектов на 95 % одесская. Например, по застройке побережья мы предложили проект "Юбилейного парка" с парковой зоной, комплексную застройку, набор инфраструктуры. Парк может быть самоокупаемым, как это делается в Европе, предлагая максимум услуг. И не надо строить гостиницы повышенной этажности.

Во всех цивилизованных странах объекты важного назначения проектируются и строятся на конкурсной основе. Недавно мы провели конкурс проектирования жилого дома в Испании. Сделали 11 вариантов. По нашему проекту построена церковно-приходская школа. Мы можем предложить еще более 50 объектов зданий, которые украсят город.

Остается надеяться, что наши власти обратят внимание на профессионалов, интересы города и поймут, что не языком домашней хозяйки надо делать архитектуру. А профессионально, достойно, потому что время идет. Мы должны не плестись в хвосте нашей архитектурной деятельности, а создавать свое, чтобы к нам приезжали туристы, и мы могли показать не только Оперный театр, но и объекты современной архитектуры, которые будут достойны этого уровня.

Записала Инна ИЩУК.

Версия для печати


Предыдущая статья

Следующая статья
Здесь могла бы быть Ваша реклама

    Кумир

З питань придбання звертайтеся за адресою.